Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА

Медицинская реформа в Украине набирает обороты. Но многим до сих пор не понятно, как в новой системе должна функционировать «скорая помощь». Почему медики приезжают в течение часа, хотя раньше это занимало всего 10 минут? Чем от «скорой помощи» отличается неотложка и могут ли жители рассчитывать на качественное оказание медицинских услуг? Все эти вопросы беспокоят горожан.

«Мне 75 лет, я хронический гипертоник, - рассказывает журналисту 0629 пенсионерка Мария Якименко. – За последние годы я стала «постоянной клиенткой» службы «103». А что делать? Давление скачет и приходится вызывать врача. Он мне укольчик сделает, и я снова хорошо себя чувствую».

Правда, с 1 апреля ситуация изменилась. В рамках медицинской реформы «скорая помощь» стала приезжать не так быстро, как раньше.

«Девочки на «103» теперь говорят, что мой случай не экстренный и нужно ждать около часа. Бывает иногда и быстро приезжают. По-разному», - признается Мария Якименко.

По словам главного врача станции экстренной медицинской помощи Валерия Закржевского, многие жители города думают аналогично, считая, что «скорая» - панацея от всего. Именно пациенты с хроническими заболеваниями совершают 50 -70% вызовов в «скорую помощь».

«Но мы, в первую очередь должны оказывать экстренную помощь. Когда человек задыхается, при сильном кровотечении, в тех случаях, когда счет идет на минуты, - говорит Закржевский. – Это первоочередные вызовы, на которые мы реагируем».

Главный врач уверен, что реформа правильная, поскольку «экстренная помощь» создавалась для того, чтобы спасать жизни.

«Не температура, не «стало плохо после семейной ссоры», а ДТП, пожары, утопления, кровотечения, падения с высоты. Когда человек теряет сознание, умирает, его парализовало, заболело сердце или что-то случилось в общественном месте. Это наша первоочередная задача», - подчеркнул Закржевский.

Реформа четко разделяет обращения граждан на экстренные и не экстренные. Она определяет, в каких случаях к пациенту приедет «скорая помощь», а в каких - неотложка.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-1

«Раньше головная боль – «скорая», зубная боль – «скорая», палец порезали – «скорая». А сейчас это разделено государством, - поясняет главный врач. - Звонит человек на «103» с жалобой на головную боль. Диспетчер спрашивает: как давно головная боль, что принимали, какой интенсивности боль? Если пациент отвечает, что боль не сильная и никакой угрозы жизни нет, то он все записывает, а затем передает информацию в неотложную помощь по месту жительства обратившегося».

Именно неотложка должна приезжать на вызов при повышенной температуре, головной боли и головокружении, при обострении хронических заболеваний у пациентов.

По оценкам медиков, на сегодняшний день 42% вызовов - это хронические заболевания, которые должна забирать, но почему-то не забирает неотложка. Иногда процент “хронических” вызовов доходит до 70%.

Как работает «скорая»

Экстренная помощь предоставляется, когда человека нужно спасти. Мы своими глазами посмотрели на то, как работают бригады «скорой». Поездку запланировали на будний день – то время, когда работает «неотложная помощь».

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-2

Первый вызов был принят в 12.39 – ДТП на ул. Итальянской. Буквально через 2 минуты после звонка на «103» мы уже мчимся на вызов. В карете помимо журналиста 3 человека – водитель, врач и фельдшер. Со временем их заменят парамедики.

К месту происшествия мы прибыли в 12.45 – ровно через 6 минут. Во время столкновения двух автомобилей пострадала женщина – она ударилась головой о зеркало.

«Именно на такие вызовы мы и должны приезжать, - говорит фельдшер «скорой помощи» Анна Бузаджи .

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-3
Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-4

К счастью, травмы оказываются несерьезными. У пострадавшей повышено давление, болит и кружится голова. С подозрением на сотрясение головного мозга ее доставляют в областную больницу интенсивного лечения.

Анна Бузаджи работает в «скорой помощи» почти 40 лет. Быть может быть потому, еще до прихода врача она понимает диагноз: «Сотрясения нет, женщина просто переволновалась, - рассказывает фельдшер. – Однако, если есть подозрение, мы должны доставить ее в больницу, где поставят точный диагноз».

Диагноз, названный фельдшером подтвердился. После рентгена женщину отправили домой.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-5
Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-6

Второй вызов – у жителя пр. Строителей болит нога после рыбалки. По словам фельдшера «скорой помощи» Юлии Вильчевской, до осмотра трудно понять, кто в этом случае нужен - «скорая» или неотложка, ведь подобная боль может скрывать и что-то серьезное, например, тромбоз.

У подъезда пятиэтажки нас встречает супруга обратившегося. У мужчины покраснела нога, она стала болеть настолько сильно, что он не смог самостоятельно встать. Фельдшер оценила ситуацию. По ее мнению, это аллергия, вызванная укусом неизвестного насекомого.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-7

Эта ситуация требует осмотра терапевта. Больного везут в областную больницу. Здесь его проконсультировали и отпустили домой. Без врача данную проблему решить невозможно.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-8

«У нас разные вызовы бывают, никогда не знаешь, что по итогу тебя ждет, - признается Юлия Вильчевская . - Я проблему вижу в другом. Неприятно, что «скорую» многие воспринимают, как службу такси. Ты приезжаешь на вызов, а пациенты ждут смс, чтобы спуститься и открыть дверь медикам. Порой даже ночью не могут выйти нас встретить. На днях один больной с температурой просил, чтобы мы выписали ему больничный. Оказалось, и «скорая» ему была не нужна, он должен был идти в ночную смену и хотел документ для того, чтобы остаться дома».

Подобные вызовы серьезно усложняют работу «скорой».

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-9

Как рассказал Валерий Закржевский, буквально на днях, когда все бригады были в разъездах, поступило сообщение, что на правом берегу задыхается ребенок.

«Пришлось снимать заведующего оперативным отделом. Потому что ехать некому, а ждать нельзя – задыхается», - говорит глава экстренной помощи.

Да и выезд «скорой» услуга не дешевая для бюджета. Стоимость вызова «скорой помощи» зависит от времени, которое потратит бригада. Если выезд займет 30 минут, то бюджету это обойдется в 115,04 грн, 45 минут – 172,56 грн, 60 минут – 230, 08 грн. 3 часа – 690,24 грн. Стоимость использованных медикаментов и бензина в стоимость услуги не входит.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-10

Как работает неотложка

Пункты неотложной помощи работают в Мариуполе с ноября 2013 года. По словам заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения ЦПМСП № 3 Галины Чепайкиной, нормативных документов конкретно под пункты неотложной помощи нет, есть только рекомендации по организации таких пунктов.

Ориентируясь на эту рекомендацию и были созданы такие пункты в Мариуполе. Они работают во всех центрах первичной медико—санитарной помощи.

«Каждый пункт неотложной помощи при ЦПМСП имеет свои нюансы и свои особенности, - рассказывает Галина Чепайкина. – В каком-то центре в неотложке работают врачи по графику. В нашем центре работают фельдшера, которые имеют право выезда для обслуживания вызовов».

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-11

Около 60% вызовов, которые поступают на пункты неотложной помощи передаются из «скорой помощи». То есть, человек звонит на «103», предполагая, что у него экстренная ситуация. Диспетчер «скорой помощи» опрашивает его и решает, насколько в данном случае нужна именно карета «103». Если в этом есть необходимость – они высылают свою машину, если пациент говорит, что повысилось давление (к примеру, гипертоник), диспетчер передает вызов в неотложку.

«На вызов едет дежурный врач или фельдшер, - отметила Чепайкина. - Поехали посмотрели, сделали кардиограмму (неотложки оснащены переносными кардиографами), оказали помощь».

Медикаменты в пункте неотложной помощи имеются в нужном количестве. Если у пациента будут какие-либо свои препараты, могут применить и их.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-12
Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-13

Также фельдшер или врач предложит пациенту связаться со своим семейным врачом и откорректировать лечение.

По мнению Галины Чепайкиной, для пациента никаких алгоритмов, когда вызывать «103», а когда неотложную помощь быть не может, поскольку пациент сам не всегда способен реально оценить состояние своего здоровья.

«Ему плохо и все, - говорит заместитель главного врача. - Человек не понимает опасно это или не опасно и звонит на «103».

Чепайкина отмечает, что есть группа пациентов, которая принципиально не принимает таблеток, а вот «103» вызывает регулярно.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-14

Как утверждает Чепайкина, эти пациенты считают, что таблетки вредят организму и прибегают к медицинской помощи только когда болезнь обострилась. Также есть пациенты, которые просто забывают принять таблетку. Для таких жителей вызов «скорой» - это панацея.

Для того, чтобы пациенты не звонили в «103» по любому поводу и не отрывали медиков от важной работы, с ними постоянно проводят работу. В некоторых случаях приходится связываться с родственниками с просьбой проконтролировать лечение близкого человека.

За 6 месяцев 2018 года пункт неотложной помощи при ЦПМСП №3 обслужил 1397 вызовов, в большинстве из которых оказывали помощь при гипертонии, вегето-сосудистой дистонии и ишемической болезни сердца. Из этого числа только в 26 случаях понадобилась госпитализация.

«Это говорит о том, что у 26 пациентов было состояние, которое угрожало жизни, - отметила Чепайкина. - Только 26 человек могли сразу вызвать «103».

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-15

Из минусов неотложной помощи – нерегламентированное время прибытия. Если «103» прибывает на экстренный вызов в течении 10 минут, а на не экстренные – час, то здесь нет строго прописанных нормативов. В то же время, медики стараются как можно быстрее обслужить вызов, потому чаще всего приезжают в течении 10-15 минут.

Кроме того, пункты неотложной помощи работают во всех центрах города по одному и тому же графику – с 8.00 до 20.00. В субботу, воскресенье и праздничные дни пункты не работают. В это время всеми пациентами занимается «скорая».

Игорь Дмитриев, страдающий астмой, на своем опыте убедился насколько по-разному работает неотложная помощь.

«Живу на Левобережье. К сожалению, довольно часто вынужден обращаться за помощью, - рассказывает мариуполец. – Как-то уже привык, что бригаду неотложной помощи нужно долго ждать. А неделю назад был в гостях у дочери на бул. Шевченко. Мне стало плохо, дочь запаниковала и прозвонила в «скорую». Буквально через 15 минут к нам прибыла неотложка. Очень хороший доктор, медсестра. Помощь оказали качественно, медикаментами были обеспечены»

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-16

Когда обращаться к семейному врачу (терапевту, педиатру)?

К семейному врачу (терапевту, педиатру) нужно обращаться, когда нужна консультация, когда нужно подтвердить диагноз, назначить лечение. Воспользоваться его услугами можно позвонив по телефону центра первичной медика-санитарной помощи. В зависимости от обстоятельств можно записаться к лечащему врачу, с которым заключена декларация или же вызвать его на дом. Естественно, это будет не так быстро, как в случае со «скорой» или неотложкой, не будет уколов и бесплатных медикаментов. Однако, именно лечащий врач сможет направить пациента на анализы, поставить диагноз и назначить лечение. Ничего из этого медики экстренной или неотложной помощи сделать не смогут. Их задача оказать экстренную помощь, а не лечить.

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-17

По состоянию на 26 июля 2018 года в Мариуполе заключено 159529 деклараций. Из них с семейными врачами – 59815, терапевтами – 71250, педиатрами – 28464.

Проект «Доброжелательная медицина» реализуется Фондом развития Мариуполя в партнерстве с Мариупольским городским советом в рамках проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI II), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).

Экстренная и неотложная помощь. Как мариупольцам не запутаться в медицинской реформе, - ФОТО, ИНФОГРАФИКА, фото-18
Мариуполь
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии