
Порты Украины: кризис только начинается?

По итогам первого квартала 2009 г. объем грузоперевалки государственных морских торговых портов снизился на 17,1%.
Глобальный экономический кризис, несмотря на оптимистичные заявления Иосифа Винского, все же повлиял на работу транспортного сектора. Однако отечественные морпорты оказались настоящим «оазисом благополучия» на фоне предприятий других подотраслей.
В отличие от «Укрзализныци», автоперевозчиков и авиакомпаний, государственные МТП не допустили обвала грузопотоков. При этом, если учесть результаты морских терминалов других форм собственности, то оказывается, что падение объемов грузопереработки составило всего лишь 8,2%, что на фоне остальных секторов экономики можно считать выдающимся успехом.
В процентном отношении из «большой четверки» портов кризис сильнее всех затронул Мариупольский. Еще в прошлом году это предприятие, расположенное вблизи от основных металлургических комбинатов Донецкой обл., боролось за право считаться «сухогрузным лидером», а в I квартале 2009 г. перевалило грузов немногим больше, чем Николаевский МТП. Не следует забывать при этом, что на результат Мариуполя в начале прошлого года сильно повлияли неблагоприятные погодные условия, из-за чего порт снизил объемы перевалки по сравнению с I кв. 2007 г. на 30,8%. Теперь показатели азовцев упали еще на 28,5%.
Ильичевский и Южный МТП лишились 10% грузов, но при этом структура этих потерь была разной. Ильичевский порт увеличил экспортную перевалку на 51,4%, но недосчитался двух третей импорта и 35,1% транзита. А стивидоры Южного увеличили на 13,2% переработку транзитных грузов, однако потеряли более 900 тыс. т экспорта.
Из остальных портов следует отметить «плюсовые» показатели Феодосийского, Херсонского, Керченского и Усть-Дунайского. При этом крымские и Херсонский МТП добились таких успехов в основном на фоне низких итогов I квартала 2008 г., на которые повлияла суровая зима. Что же касается Усть-Дунайского МТП, то его 185,2% роста достигнуты за счет увеличения объемов перевалки всего лишь на 20 тыс. т.
Серьезно снизили свои результаты остальные дунайские порты, традиционно ориентированные на переработку сырья для предприятий горно-металлургического комплекса. Измаильский и Ренийский МТП «на двоих» потеряли 1,26 млн. т грузов.
Таковы результаты работы портового хозяйства в первом квартале текущего года. Их нельзя назвать катастрофическими, однако если учитывать, что предпосылок к выходу отечественной экономики из кризиса не видно, а низкий курс гривни и административные ограничения не позволяют «поднять голову» импортерам, то МТП ждут новые испытания.
Уже сейчас ясно, что вследствие протекционистских мер РФ и усилий правительства этой страны по развитию собственных мощностей продолжится падение транзита наливных грузов через Украину. К тому же у государственных МТП «подрастают» конкуренты в лице частных перевалочных терминалов, причем если в ближайшее время ВР все-таки примет Закон Украины «О морских портах», то этот процесс может усилиться. Поэтому вполне возможно, что уже по итогам первого полугодия показатели портов «сравняются» с объемами потерь их коллег из других секторов транспортного комплекса.