В Мариуполе экономят на образовании детей с особыми потребностями
По состоянию на ноябрь в Мариуполе зарегистрирован 571 ребенок с особенными потребностями и 711 детей с умственной отсталостью. В городе действует всего два специализированных учебных заведений с классами инклюзивного образования.
Об этом 0629 сообщила начальник управления образования Мариуполя Светлана Добровольская.
Восемь специализированных классов для детей школьного возраста с особыми потребностями работают в общеобразовательной школе №52 в Центральном районе Мариуполя.
«Всего 343 из 571 ребенка с особыми потребностями посещают школы. Остальные 228 обучаются индивидуально, на дому», - рассказала Светлана Добровольская.
Кроме того, половина детей с умственной отсталостью (355 из 711) — дети дошкольного возраста. В Мариуполе есть только один специализированный сад-школа №71 в Кальмиусском районе города с классами инклюзивного обучения. Всего таких классов в саду восемь.
По словам начальника управления, обучение в таких классах ничем не отличается от обучения в обычных школах.
«Учебный процесс в специализированных и инклюзивных классах осуществляется на основании использования личностно ориентированных методов обучения с учетом индивидуальных способностей учебно-познавательной деятельности и типичного рабочего учебного плана школы на текущий учебный год», - рассказали в управлении образования.
По словам начальника управления, дети с ограниченными возможностями не обязаны посещать специализированные школы и могут обучаться в любой школе города.
«Во всех школах созданы надлежащие условия для обучения всех желающих получить соответствующее образование», - рассказала Светлана Добровольская.
Законом Украины в школах со специализированными классами предусмотрена должность ассистента учителя для работы с учениками, которые имеют дефекты умственного или физического развития. Но в мариупольских школах такая должность не предусмотрена. По словам Светланы Добровольской, штатное расписание школы разрабатывается в пределах утвержденного органами местного управления фонда заработной платы.
«Руководители учебных заведений не могут допустить увеличение численности работников, поэтому в Мариуполе штатным расписанием ассистент учителя не предусмотрен», - рассказали в управлении образования города.
Все это сказывается на уровне получаемых знаний в классе, когда учитель должен объяснить материал всем детям, в том числе с особыми потребностями. Зачастую к таким детям относятся недружелюбно, поэтому половина из них обучается на дому. А это уже лишение ребенка нормального процесса социализации.
Напомним, 6 ноября Марина Порошенко подписала с Китаем грантовый договор на сумму $200 тыс. (5,2 млн. гривен) на развитие инклюзивной образовательной среды в Украине.
Справка:инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include – вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, ориентированный на формирование условий доступности образования для детей с инвалидностью.