• Головна
  • Сто лет назад в Мариуполе "кинули" звезду кинематографа?
Мариуполь. Прошлый век
08:00, 4 червня 2016 р.

Сто лет назад в Мариуполе "кинули" звезду кинематографа?

Мариуполь. Прошлый век

Утверждение "Мариуполь - город культурный" жителями столицы Приазовья, конечно, воспринимается неоднозначно. С одной стороны, в городе стабильно функционируют десятки очагов этой культуры. С другой, в последние военные годы в Мариуполе высадилось уже столько "культурных десантов" поэтов, писателей, музыкантов и художников, сколько здесь не видели за десятилетия Независимости. С третьей, за все те же десятилетия чисто промышленный город порядком "гуманизировался". С четвертой, возможности места окультуривания и приобщения к высокому в Мариуполе есть, но это вовсе не означает, что буквально все горожане эти возможности полноценно используют, а не живут по консервативной схеме "кино, вино и домино". С пятой...

Перечень можно продолжать долго... Впрочем, как и дискуссию о том, насколько культурен (в процентах) среднестатистический мариуполец.

Зато очевидным является факт, что к культурному времяпрепровождению жители уездного города М. тянулись и в начале 20 века. Для чего в городе открывались разнообразные заведения. Кино, библиотеки, концерты заезжих звезд - все это было неотъемлемой частью мариупольской жизни и лет сто назад.

О несовместимости кино и аптечного дела

О размахе и серьезности мариупольского кинопроката свидетельствует хотя бы тот факт, что в июле 1914 года "Екатеринославские губернские ведомости" чуть ли не через номер публиковали касающийся его официальный документ. "Обязательное постановление об устройстве и содержании в Мариуполе и в пределах его территории театров-кинематографов, а также о хранении и продаже целлулоидной ленты" было составлено Мариупольской городской думой, но публиковалось в официальном губернском издании.

Документ четко регламентировал все моменты обустройства и функционирования кинотеатров, являясь также и сборником нормативов по технике безопасности.

Например, четко оговаривалось, что "кинематографические театры могут быть устраиваемы в Мариуполе и пределах его территории в каменных зданиях, не выше, однако, второго этажа".

Еще одно условие: "в случае устройства кинематографа во 2 этаже, в 1-м не должна помещаться аптека, аптекарский магазин или какое-либо другое торговое и промышленное заведение с легковоспламеняющимися веществами".

Аптечное дело тогда было чем-то сродни взрывотехническому , и если его представители даже не снабжали мариупольских бомбистов начиненными взрывчаткой биллиардными шарами, то сырье и "сортамент" продукции аптек требовали особых условий хранения и не со всеми заведениями могли соседствовать.

Еще театры-кинематографы нельзя было устраивать в подвалах. Залы должны были иметь один выход на 150 человек, но не менее двух всего, а освещение их осуществляться только электричеством. А еще в 1914-м кино в Мариуполе можно было крутить лишь в помещении, "оборудованном" телефоном - тоже очевидное проявление техники безопасности во время проведения массовых мероприятий.

Можно не сомневаться, что "важнейшим из искусств" кино стало в приморском городе еще до Первой мировой и революций 1917 года. Местные газеты времен второй половины той войны открывались афишами фильмов, причем, приблизительно на две третьих романтическо-любовно-драматургического репертуара приходилась приблизительно одна треть лент патриотической направленности, сообщавших об успехах на фронте, либо, просто имевших военную тематику.

Кино уже тогда было не только развлечением, но и средством пропаганды. Причем, средством, которое можно было использовать даже в отдаленных селах. Так 10 января 1917 года "Мариупольская жизнь" сообщала, что "лектор-инструктор екатеринославского губернского земства Дядюра выехал в Мариупольский уезд для чтения лекций в различных пунктах уезда на темы, связанные с текущей войной. Лектор снабжен при этом кинематографическими фильмами".

О читателях, путающих своих баранов с общественными

Далеко не каждый гражданин, который ныне посещает музеи, театр, кино либо библиотеку, идет туда с целью самосовершенствования или познания нового. Причины могут быть куда прозаичнее: от банального "за компанию" до возможности посещения буфета, в котором из чайника, а то и официально, разливают коньяк. Кому-то приходится ходить на выставки и концерты по долгу службы, представляя власть и разнообразные официальные органы. А кто-то руководствуется сугубо корыстными интересами, стараясь переместить хоть какие-то "культурные ценности" к себе домой.

Вот, например, мариупольские библиотеки и их фонды и сто лет назад страдали от некоторых горе-посетителей. 17 января "Мариупольская жизнь" опубликовала заметку "Некультурность" следующего содержания:

"Как нам сообщают, некоторые из читателей - абонентов городской общественной библиотеки и посетителей читальни доходят до забвения того обстоятельства, что библиотечные книги, газеты и журналы составляют не их личную собственность, а общественное достояние.

Так нередко в возвращаемых абонентами книгах оказываются вырванными целые страницы, почему-то особенно понравившиеся или для чего-нибудь понадобившиеся такому читателю.

Из читального зала нередко исчезают №№ газет, новые экземпляры каталогов и прочее". ..

О ценах на гастроли звезд в октябре 1918 г.

Звезд кино мариупольцы в те годы видели не только на экране. Распространенной была и практика гастрольных туров киноартистов, одним своим именем привлекающих уже "удобренную" просмотром кинолент аудиторию. И хотя частые смены власти в городе стабильности не прибавляли, но звезды заезжали и в Мариуполе, жители которого в таких гастролях, несомненно, видели хоть какую-то отдушину в затянувшемся лихолетье.

Но, естественно, о бесплатных концертах тогда речь не шла. О мариупольской гастроли Веры Холодной в октябре 1918-го краеведами написано немало.

Известно, например, что организацией ее начали заниматься еще в августе. Так, в Государственном архиве Донецкой области в телеграммах Юзовской почтово-телеграфной конторы имеется телеграмма, отправленная 23 августа 1917 года в 19 часов 32 минуты:

«Харьков, Большой театр, дирекции Холодной.

Телеграфируйте Мариуполь, музыкальный магазин Самойловичу, условия гастролей Холодной по Юзовке, Мариуполю. Согласен какую угодно гарантию. 5-я линия, д. 23. Самойлович».

Как видим, господин Самойлович из музыкального магазина не ограничивался масштабами Мариуполя, а "окучивал" и юзовскую аудиторию. Правда, в итоге в Мариуполе Холодная выступила, а в Юзовке нет.

В Мариуполе Холодная выступала в цирке братьев Яковенко и билеты туда стоили настолько недешево, что этот момент отразился в тогдашней газете «Мариупольский вестника», причем, в стихотворной форме:

В вечер осени холодной
Я, одевшись потеплей,
Посмотреть гастроль Холодной
Отправляюся скорей.

Я — у кассы. Вдруг холодный
Ощутил на лбу я пот:
На гастроль, увы, Холодной
Цены дороги за вход.

В вечер осени холодной
Видеть кинокоролев
Я не смог узреть Холодной,
Цен таких не одолев.

Правда, мариупольские авторы утверждают, что цирк тогда все же был переполнен, что принесло звезде синематографа и организаторам высокие кассовые сборы.

А вот юзовская пресса буквально через несколько дней сообщала о материальном крахе Холодной в Мариуполе, который, мол, спровоцировал и отмену выступления в будущем Донецке.

Заметка "А оказалось", подписанная псевдо Горячий, вышла в "Новой Донецкой мысли":

"Соболезнуя той части юзовской публики, которая была панически ошеломлена отменой концерта Веры Холодной, можем дать исчерпывающие сведения по поводу этой отмены.

Говорили:

Вера Холодная усомнилась в интеллигентности юзовской публики.

Испугалась удушливой заводской копоти.

Боялась измарать свои очаровательныя ножки в юзовской грязи.

Не доверяла акустике зала.

И многое такое говорили.

Истинная же причина прячется не в этом.

Потерпев материальный крах в Мариуполе и убоявшись того же в Юзовке, Холодная довольно горячо потребовала у устроителя концерта в Юзовке - "Деньги на бочку!"

А устроитель, убоявшись по-видимому того же самого, чего и Холодная, сказал:

"Деньги после концерта".

И мирно поговорив таким образом - разъехались.

Вот и вся "холодная" эпопея.

Нам передают, что распорядитель, "охладившись" и предаваясь мрачным философским размышлениям на тему: "Обжегся на горячем - дуй на холодное" - глубокомысленно продекламировал:

Веря чуткости природной,

Говорю: все в жизни тленно.

Погубили нас с Холодной

Слишком взвинченные цены".

Остается только гадать, действительно ли в Мариуполе Вера Холодная не собрала зал, или собрала, но потерпела "крах" из-за того, что ее, например, "кинули" ушлые мариупольские организаторы, не рассчитавшись по полной после выступления?. Или же, сняв сливки с Мариуполя, Холодная просто проигнорировала не столь обеспеченного юзовского зрителя, а тамошняя пресса дезинформировала читателя? Перечень версий можно продолжать долго, равно как и дискуссию о степени культурности среднестатистического мариупольца...

Бонус

Сегодняшний бонус, при желании, можно связать с околокриминальной тематикой, не раз освещавшейся в предыдущих публикациях под рубрикой "Прошлый век Мариуполь".

Заметка "Двоеженец" была напечатана в газете "Мариупольская жизнь" 18 января 1917 года:

"На заводе "Русский Провиданс" задержан рабочий этого завода крестьянин Григорий Лобов, 33 лет, который, состоя уже ранее в законном браке, при живой жене, оставшейся на родине, вступил вторично в барк на мариупольских заводах, для чего, по его предложению, бывший служащий станции Мариуполь Прокофий Моисеенко учинил подложную в паспортной книжке Лобкова надпись, переправив надпись "женат" на "холост", и по предоставлении этого документа Лобков был повенчан. Лобков заключен в тюрьму".

Григорий Швед

Читайте все материалы спецтемы "Мариуполь. Прошлый век" здесь.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь
live comments feed...