• Головна
  • «Дама без камелий» – словно упрек разбитой судьбы
17:41, 15 грудня 2007 р.

«Дама без камелий» – словно упрек разбитой судьбы

В драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе английского драматурга Тэренса Мервина Рэттигана под названием «Дама без камелий». И название пьесы, и ее сюжет напоминают известную пьесу Александра Дюма-младшего «Дама с камелиями». Главная героиня пьесы Дюма парижская куртизанка Маргарита Готье больна туберкулезом. Отец Армана не хочет в семье больной: во-первых, боится общественного презрения, а во-вторых, он знает, что Мар-гарита не сможет родить и лишит семью потомства.

Главная героиня пьесы Рэттигана «Дама без камелий» (в оригинале носит название «Вариации на тему») Паола тоже больна туберкулезом. Как и Маргарита, Паола является содержанкой, ибо хорошо понимает, что лучший способ безбедно прожить свою жизнь, это удачно выйти замуж. А поэтому принимает предложение преуспевающего дельца Курта (он вскоре должен стать ее мужем) и вместе с дочерью, компаньонкой и самим Куртом ведет ослепительную, богатую жизнь на юге Франции. Трагизм такого времяпрепровождения в том, что и Паола, и зритель понимают: жить осталось недолго – смерть постоянно за ее спиной (покашливание, характерное для таких больных, постоянное напоминание компаньонки поберечь себя, кружевной платочек, непрестанно прикладываемый ко рту).

Есть еще одна схожесть в двух «Дамах…» – Паола, как и Маргарита, придерживается принципа, который выражается словами Маргариты: «Прежде чем умереть раньше других, я решила жить быстрее других». В этих словах, как мне кажется, скрывается современный социальный подтекст, который является метафорой такой болезни, как СПИД. Героини обеих пьес как бы выброшены из системы общепринятых моральных ориентиров, а общество все еще испытывает успокоение, несмотря на распространяющуюся болезнь. Сами же героини в спешке жить играют со смертью в прятки (Паола пренебрегает элементарными требованиями врачей и поступает вопреки им, ведет себя так, как ей нравится).

И вот однажды Паола (ее играет заслуженная артистка Украины, лауреат премии им. М. Заньковецкой Людмила РУСНАК ) встречает небогатого молодого танцовщика Рона ( Евгений ХАЛИЧЕНКО ), и ее жизнь круто меняется.
А зритель до конца спектакля пытается найти ответ на вопрос: с кем же все-таки останется Паола, с Роном или Куртом? Режиссеру-постановщику, главному режис-серу театра Константину ДОБРУНОВУ удается не только так долго держать в напряжении интерес к развитию событий на сцене, но и успешно сочетать великолепную сценографию с тонким психологизмом.

Зрители с нескрываемой симпатией встречают каждый выход компаньонки Паолы – Хэтти ( Светлана НЕМЧУК ), подкупает их чувства игра Ирины ТОПЧИЕВОЙ в роли Фиа, дочери Паолы. Неоднозначны выходы на сцену народного артиста Украины Анатолия ШЕВЧЕНКО (преуспевающий Курт). Сопереживающий зритель сочувственно относится к Рону – Халиченко графически тонко передает манеры своего героя, однако во втором акте на игре актера, видимо, сказывается усталость, вызванная премьерными переживаниями, и от этого немного теряется блеск повадок молодого танцовщика.

«Дама без камелий», во-бравшая в себя почти всю «Даму с камелиями», интереснее своего прототипа и состоит из противопоставлений: любви традиционной и нетрадиционной, света и тени, черного и белого, а главное, ценностей – мнимых и настоящих. И тут как нельзя более уместна реплика Маргариты Готье из «Дамы с камелиями», которая появляется на сцене после смерти: «Мне показалось, что многие зрители ощутили упрек разбитой судьбы, словно воскрес кто-то из умерших близких…».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...