Эксперимент с «альтернативными» троллейбусами в Мариуполе - «а был ли мальчик»?

Эксперимент с «альтернативными» троллейбусами в Мариуполе - «а был ли мальчик»?, фото-1
Эксперимент с «альтернативными» троллейбусами в Мариуполе - «а был ли мальчик»?, фото-1

Если не считать одну версию... о том, что за словами об эксперименте могут скрываться финансовые операции на несколько миллионов гривен.

Почти два года назад руководством города, трамвайно-троллейбусного управления и ОАО "Азовмаш" было объявлено об эксперименте с "альтернативными" троллейбусами. Для эксперимента ОАО "Азовмаш" приобрело 5 троллейбусов производства Энгельсского завода "Тролза" и передало их на баланс не трамвайно-троллейбусного управления, а учрежденного частного предприятия "Азовпастранс". Это предприятие собиралось арендовать у ТТУ техническую базу для работы на 12-м маршруте, обслуживать пассажиров по тарифам ТТУ с сохранением всех льгот. На страницах "Приазовского рабочего" (№ 107 от 25.07.2006г) эти машины были окрещены "альтернативными" и весть об эксперименте разлетелась даже за пределы Украины - публикации о нём появлялись в газетах, тематических журналах и в интернете. Однако, с тех пор никакой информации, не говоря уже об итогах эксперимента нет.

Что же означает такая тишина - эксперимент завершен неудачно? "Отцы города", затеявшие его - все выходцы из советского прошлого, когда перед обществом "отчитывались" только об успехах, а неудачи замалчивались. Думается, ничего нет страшного в том, чтобы хотя бы в небольшой газетной заметке рассказать о неудаче эксперимента (если это, действительно, так) - на то ведь он и "эксперимент". Судьбой "альтернативных троллейбусов" интересуются не только многие мариупольцы, но и жители других городов, представители неформальных обществ, пытающихся содействовать развитию электротранспорта.

А был ли эксперимент?
Вспоминается одна история из 90-х годов и приходит понимание, что никакого эксперимента не было - просто мариупольцам "стесняются" назвать вещи своими именами. А в 90-х годах, когда мэром был Михаил Поживанов, существовала схема, по которой троллейбусы энгельсского завода экспортировались в Латинскую Америку через свободно-экономическую зону (СЭЗ) "Азов". "Для использования на территории СЭЗ" троллейбусы из России ввозились без уплаты таможенной пошлины и НДС, а, "переработанные или обработанные на территории СЭЗ", они опять же без таможенной пошлины и с нулевой ставкой НДС уплывали из мариупольского порта в далекие края. Вобщем-то, всё по закону, перепадало немного троллейбусов и мариупольскому ТТУ. Эти экспортные машины, вполне приличного качества (в отличие от предназначавшихся для внутреннего рынка) с усиленными тормозами для горных чилийских дорог работники ТТУ называли "чилийками"... Конечно же, появление в городе этих троллейбусов тогда в прессе объяснялось иначе и неуклюже.

Годы прошли, но схема, видимо, жива.
Вот несколько вопросов, ставящих под сомнение само существование эксперимента, к его организаторам:
- Существует и работает городская программа закупки электротранспорта "50/50". То есть как-никак, транспорт для сидящего на бюджетных дотациях ТТУ город покупает, оплачивая половину стоимости из собственного бюджета, область и государство доплачивают. В связи с этим странно выглядит внезапное желание ОАО "Азовмаш" приобрести транспорт вне этой программы полностью за собственные средства для частного предприятия "Азовпастранс". Чем продиктовано желание потратить 500 тысяч гривен за каждый троллейбус тогда как их покупка для нужд города обходится бюджету в половину этой суммы?
- Работа троллейбусов предприятия "Азовпастранс" изначально предрекалась убыточной (проезд по ценам ТТУ с сохранением всех льгот) самими его учредителями, которые на страницах газеты "Приазовский рабочий" заявляли, что "убытки будут покрываться за счет работы автобусов предприятия"! В чем смысл для учредителей вкладывать средства в создание заведомо убыточного предприятия?
- Чего вообще хотело добиться предприятие "Азовпастранс", не предполагая получения прибыли от своей деятельности - перевозки пассажиров? Почему никто не называл ни сроков проведения эксперимента, ни его цели?

Так, выходит, что эксперимента с альтернативными троллейбусами на улицах Мариуполя не было. Но что же тогда это было? А теперь, помимо вопросов, есть ещё несколько фактов, упрочивающих мнение, что прежняя схема существует или была попытка её реанимации:
- Весной 2006 года в городе появились 5 "азовмашевских" троллейбусов и главой ОАО "Азовмаш" народным депутатом А.В. Савчуком было заявлено: "Эти троллейбусы - только начало: комбинат "Азовсталь" планирует закупку новых машин, и городская власть не останется в стороне. Стоит задача полного обновления электротранспорта, и она будет выполняться…", однако больше закупаемого ни "Азовсталью", ни "Азовмашем" для "Азовпастранс" транспорта на улицах города так и не появилось;
- 28 июня 2006, года пресс-служба энгельсского завода "Тролза" на сайте предприятия заявила о подписании контракта на поставку 50 троллейбусов в 2006 году предприятию с созвучным "Азовпастрансу" названием, а именно "мариупольской эксплуатирующей компании ООО "Транспортная компания "Азовпромтранс". Во-первых, пяти десятков новых машин на маршрутах города никто так и не увидел, во-вторых, Общество с ограниченной ответственностью "Азовпромтранс" - это же вовсе не "Азовпастранс"?
- 5 "азовмашевских" троллейбусов существенно, даже на взгляд неспециалиста, отличаются (в лучшую сторону) по качеству от аналогичных 4-х троллейбусов, приобретенных городом для ТТУ в декабре того же года по программе "50/50") - сравнение с "чилийками" 90-х налицо!

Вывод: вся шумиха с "альтернативными троллейбусами" затевалась для перепродажи через СЭЗ "Азов" партии троллейбусов из России в дальнее зарубежье. Опять же, помимо личной выгоды организаторов этой сделки, польза и городу - 5 "азовмашевских" троллейбусов переданы на баланс ТТУ.

Автор этой статьи не журналист, не госслужащий и документами, подтверждающими описанное выше предположение не располагает, однако большое число косвенных фактов и наблюдений, часть из которых приведены в статье, свидетельствуют в пользу этого предположения. Журналисты могут использовать этот материал для собственного интересного расследования, а руководство города, мэр Ю.Хотлубей, народные депутаты А.Савчук и М.Поживанов, могут наконец-то рассказать о судьбе эксперимента, чтобы опровергнуть это предположение, тем более, что ничего криминального, согласно закону о СЭЗ, в существовании описанной схемы нет. А есть лишь обман горожан.

Электронное письмо на [email protected]
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Общество
Сегодня в ДК "Украинский дом", где располагается городская территориальная комиссия произошел инцидент. Неизвестный мужчина, одетый в черную форму, похожую на форму сотрудников правоохранительных органов, стоял на входе в территориальную комиссию и проверял у всех документы.  Когда у него попросили также предоставить свое удостоверение, он отказался. Мужчина заявил, что не имеет отношения к полиции. На вопрос корреспондента 0629, на каком основании он пров...
Общество
В Украинском доме, где расположена Мариупольская территориальная избирательная комиссия, начался митинг сторонников партии "Сила людей".  Около 50 человек вышли защитить результат, который получила их партия на местных выборах 25 октября. По заявлению лидера партии Максима Бородина, на руках партии есть протоколы с мокрыми печатями, согласно которым "Силу людей" поддержали 6,1% избирателей. Сегодня утром членам партии начала поступать информация от наблюда...
Реклама
Только 30 ноября в Центре позвоночника "Eurospine" - 50%  на курс лечения позвоночника. Центр позвоночника «Eurospine» предлагает уникальный метод лечения заболеваний спины и суставов, который заключается в отсутствии медикаментозной терапии, таблеток, уколов, ударно-волновой терапии, медицинских манипуляций, вправления позвонков или вдавливаний. Эффективность запатентованной лечебно-реабилитационной программы заключается в сочетании различных техник масса...
Происшествия
Сегодня, 28 октября, в 15.00 во дворе по адресу пр. Металлургов, 85 загорелся ВАЗ-2106.  Об этом 0629 сообщили очевидцы. Автомобиль был припаркован. На место выехали спасатели, которые в течение 10 минут ликвидировали возгорание. На место пожара прибыл хозяин автомобиля. На данный момент устанавливается причина возгорания. Убытки подсчитываются.  Читайте также: Что горело на территории фудкорта в центре Мариуполя,- ФОТО Нет дыма без огня. Был ли пожар в м...
Общество
В Мариуполе объявление окончательных результатов голосования задерживается из-за пересчета голосов по Кальмиусскому району. Как сообщили 0629 наблюдатели, одна из участковых избирательных комиссий сдала протоколы и при проверке выяснилось, что не были сданы испорченные бюллетени. Городская комиссия потребовала полного пересчета голосов  на этом избирательном участке.  В настоящее время пересчет голосов продолжается. Члены, комиссии, с которым удалось пообщ...
Общество
В Мариуполе без вести пропал мужчина, у которого проблемы с памятью. Об этом сообщает пресс-служба Центрального отдела полиции. Пропавшего зовут Московко Николай Иванович, ему 68 лет. Вчера, 27 октября 2020 он ушел из дома, расположенном по улице Дружбы и до сих пор не вернулся. Приметы пропавшего: на вид 65-70 лет, рост 172 см, худощавого телосложения, короткие русые волосы с залысиной, голубые глаза, вставная челюсть. Особые приметы: имеет проблемы с пам...
Общество
Кабинет министров продлил действие режима чрезвычайной ситуации в Украине до 31 декабря 2020 года. Об этом сообщает премьер-министр Денис Шмыгаль в своем телеграм-канале. "В связи с продлением срока действия карантина возникла потребность в продлении для единой государственной системы гражданской защиты на всей территории Украины режима чрезвычайной ситуации до 31 декабря 2020 года", - сообщил премьер-министр.  Он также отметил, что в мире и Украине уровен...
Новости компаний
Компания https://gpsm.ua/ установила новую европейскую систему автоинформирования пассажиров с комплексом электронных табло для коммунального предприятие «Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление» на 8 автобусов. Система автоинформирования пассажиров по GPS Системой автоматического информирования пассажиров называют технический комплекс, включающий внешнее светодиодное табло, внутреннее мониторы, динамики. GPSM является производителем таких устройс...
Экология
Шлаковая гора на Левобережном пляже может быть экологичной, если правильно ее обустроить. Но для этого понадобятся большие финансовые инвестиции. Такое мнение высказал  президент французской компании "Beten Ingenierie" Жан Рош.  Шлаковая гора перегораживает течение в Азовском море, в связи с чем на Левобережном пляже намывается песок, а на городском - его как раз не хватает. На гору журналисты обратили внимание французской делегации, которая сейчас находит...