Эксперимент с «альтернативными» троллейбусами в Мариуполе - «а был ли мальчик»? - 0629.com.ua

Эксперимент с «альтернативными» троллейбусами в Мариуполе - «а был ли мальчик»?

Если не считать одну версию... о том, что за словами об эксперименте могут скрываться финансовые операции на несколько миллионов гривен.

Почти два года назад руководством города, трамвайно-троллейбусного управления и ОАО "Азовмаш" было объявлено об эксперименте с "альтернативными" троллейбусами. Для эксперимента ОАО "Азовмаш" приобрело 5 троллейбусов производства Энгельсского завода "Тролза" и передало их на баланс не трамвайно-троллейбусного управления, а учрежденного частного предприятия "Азовпастранс". Это предприятие собиралось арендовать у ТТУ техническую базу для работы на 12-м маршруте, обслуживать пассажиров по тарифам ТТУ с сохранением всех льгот. На страницах "Приазовского рабочего" (№ 107 от 25.07.2006г) эти машины были окрещены "альтернативными" и весть об эксперименте разлетелась даже за пределы Украины - публикации о нём появлялись в газетах, тематических журналах и в интернете. Однако, с тех пор никакой информации, не говоря уже об итогах эксперимента нет.

Что же означает такая тишина - эксперимент завершен неудачно? "Отцы города", затеявшие его - все выходцы из советского прошлого, когда перед обществом "отчитывались" только об успехах, а неудачи замалчивались. Думается, ничего нет страшного в том, чтобы хотя бы в небольшой газетной заметке рассказать о неудаче эксперимента (если это, действительно, так) - на то ведь он и "эксперимент". Судьбой "альтернативных троллейбусов" интересуются не только многие мариупольцы, но и жители других городов, представители неформальных обществ, пытающихся содействовать развитию электротранспорта.

А был ли эксперимент?
Вспоминается одна история из 90-х годов и приходит понимание, что никакого эксперимента не было - просто мариупольцам "стесняются" назвать вещи своими именами. А в 90-х годах, когда мэром был Михаил Поживанов, существовала схема, по которой троллейбусы энгельсского завода экспортировались в Латинскую Америку через свободно-экономическую зону (СЭЗ) "Азов". "Для использования на территории СЭЗ" троллейбусы из России ввозились без уплаты таможенной пошлины и НДС, а, "переработанные или обработанные на территории СЭЗ", они опять же без таможенной пошлины и с нулевой ставкой НДС уплывали из мариупольского порта в далекие края. Вобщем-то, всё по закону, перепадало немного троллейбусов и мариупольскому ТТУ. Эти экспортные машины, вполне приличного качества (в отличие от предназначавшихся для внутреннего рынка) с усиленными тормозами для горных чилийских дорог работники ТТУ называли "чилийками"... Конечно же, появление в городе этих троллейбусов тогда в прессе объяснялось иначе и неуклюже.

Годы прошли, но схема, видимо, жива.
Вот несколько вопросов, ставящих под сомнение само существование эксперимента, к его организаторам:
- Существует и работает городская программа закупки электротранспорта "50/50". То есть как-никак, транспорт для сидящего на бюджетных дотациях ТТУ город покупает, оплачивая половину стоимости из собственного бюджета, область и государство доплачивают. В связи с этим странно выглядит внезапное желание ОАО "Азовмаш" приобрести транспорт вне этой программы полностью за собственные средства для частного предприятия "Азовпастранс". Чем продиктовано желание потратить 500 тысяч гривен за каждый троллейбус тогда как их покупка для нужд города обходится бюджету в половину этой суммы?
- Работа троллейбусов предприятия "Азовпастранс" изначально предрекалась убыточной (проезд по ценам ТТУ с сохранением всех льгот) самими его учредителями, которые на страницах газеты "Приазовский рабочий" заявляли, что "убытки будут покрываться за счет работы автобусов предприятия"! В чем смысл для учредителей вкладывать средства в создание заведомо убыточного предприятия?
- Чего вообще хотело добиться предприятие "Азовпастранс", не предполагая получения прибыли от своей деятельности - перевозки пассажиров? Почему никто не называл ни сроков проведения эксперимента, ни его цели?

Так, выходит, что эксперимента с альтернативными троллейбусами на улицах Мариуполя не было. Но что же тогда это было? А теперь, помимо вопросов, есть ещё несколько фактов, упрочивающих мнение, что прежняя схема существует или была попытка её реанимации:
- Весной 2006 года в городе появились 5 "азовмашевских" троллейбусов и главой ОАО "Азовмаш" народным депутатом А.В. Савчуком было заявлено: "Эти троллейбусы - только начало: комбинат "Азовсталь" планирует закупку новых машин, и городская власть не останется в стороне. Стоит задача полного обновления электротранспорта, и она будет выполняться…", однако больше закупаемого ни "Азовсталью", ни "Азовмашем" для "Азовпастранс" транспорта на улицах города так и не появилось;
- 28 июня 2006, года пресс-служба энгельсского завода "Тролза" на сайте предприятия заявила о подписании контракта на поставку 50 троллейбусов в 2006 году предприятию с созвучным "Азовпастрансу" названием, а именно "мариупольской эксплуатирующей компании ООО "Транспортная компания "Азовпромтранс". Во-первых, пяти десятков новых машин на маршрутах города никто так и не увидел, во-вторых, Общество с ограниченной ответственностью "Азовпромтранс" - это же вовсе не "Азовпастранс"?
- 5 "азовмашевских" троллейбусов существенно, даже на взгляд неспециалиста, отличаются (в лучшую сторону) по качеству от аналогичных 4-х троллейбусов, приобретенных городом для ТТУ в декабре того же года по программе "50/50") - сравнение с "чилийками" 90-х налицо!

Вывод: вся шумиха с "альтернативными троллейбусами" затевалась для перепродажи через СЭЗ "Азов" партии троллейбусов из России в дальнее зарубежье. Опять же, помимо личной выгоды организаторов этой сделки, польза и городу - 5 "азовмашевских" троллейбусов переданы на баланс ТТУ.

Автор этой статьи не журналист, не госслужащий и документами, подтверждающими описанное выше предположение не располагает, однако большое число косвенных фактов и наблюдений, часть из которых приведены в статье, свидетельствуют в пользу этого предположения. Журналисты могут использовать этот материал для собственного интересного расследования, а руководство города, мэр Ю.Хотлубей, народные депутаты А.Савчук и М.Поживанов, могут наконец-то рассказать о судьбе эксперимента, чтобы опровергнуть это предположение, тем более, что ничего криминального, согласно закону о СЭЗ, в существовании описанной схемы нет. А есть лишь обман горожан.

Электронное письмо на [email protected]
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
Напомним, какие новости были самыми популярными за минувшие сутки. Представляем рейтинг ТОП-5 новостей 17 января. В Мариуполе "Мерседес" столкнулся с маршруткой. Автобус перевернулся На пересечении улиц Троицкая и Куприна "Мерседес" врезался в маршрутное такси №154, в результате чего маршрутка перевернулась на бок. Как выяснилось, виновник ДТП приехал в Мариуполь из Бердянска на автомобиле, который ему не принадлежит. Он не увидел знак "уступи дорогу" и вр...
Блог 0629
Более 50 сообщений по всем каналам связи получили мы от вас в ответ на просьбу назвать 5 самых острых, на ваш взгляд, городских проблем. Спасибо за отзывы. И спасибо за то, что не формально, а очень подробно расписали, где вы видите болевые точки, и на чем нам, журналистам, нужно сосредоточить свое внимание. Если без деталей, ТОП-23 городских проблем по версии читателей 0629.com.ua выглядит так: 1.       Транспорт 2.       Экология: вода, воздух, мусоропер...
Происшествия
Около часа назад на улице Тополиной в Кальмиусском районе Мариуполя произошло лобовое столкновение двух автомобилей - "ВАЗ 211" и "Мерседес". Об этом с места событий сообщает корреспондент 0629. В результате ДТП пострадали водители "копейки" и "Мерседеса", их увезла "скорая". Кроме того, на заднем сиденье "копейки" обнаружена большая лужа крови. По данным источников, в автомобили могли находится военные. Однако, ни полиция, ни "скорая" эту информацию не по...
Общество
С 17 января для людей с инвалидностью работает онлайн-сервис приобретения железнодорожных билетов. Об этом сообщила пресс-служба Министерства социальной политики "При оформлении льготного проезда в режиме реального времени через Интернет проверяется информация об удостоверении, дающем право на льготный проезд. Раньше для этого надо было ехать исключительно в кассы на вокзалах", - уточнили в министерстве.  Пока этот сервис в тестовом варианте работает тольк...
Общество
Семья из 4 человек, ранее проживавшая в аварийном доме на ул. Гаванной,25, получила квартиру. Такое решение было принято на исполкоме Мариупольского горсовета. Для семьи была выделена квартира на ул. Азовстальской в Левобережном районе города. Отметим, что данный дом на ул. Гаванной попал под расселение. В 2017 году жителям этого опасного дома, а также дома на пр. Строителей, 21 предоставили квартиры в разных районах города и только эта семья осталась без...
Криминал
Полицейские задержали 50-летнего мужчину, который украл 2 металлических мусорных контейнера. Один из контейнеров сбыл на металлолом, а другой продал за 800 гривен. Об этом сообщила пресс-служба Центрального отдела полиции. В одном из частных секторов Центрального района украли два контейнера для сбора мусора, цена которого составляет 7000 гривен. Полицейские осмотрели место преступления, опросили местных жителей и в течение нескольких часов задержали подоз...
Реклама
В Центре позвоночника ""Eurospine" День здорового позвоночника!!! Только три   дня 21, 22 и 23 января -30% на занятия и -20% на массаж. Позвоночник – это единственный орган, который регулирует работу разных систем нашего организма, всех внутренних органов и периферических нервов. А следовательно, огромное количество болезней, начиная от головной боли до поражений сердца, болевых ощущений в разных частях тела, болезни внутренних органов, астеничные и неврот...
Криминал
Прокуратура через суд добивается передачи территориальным громадам в Волновахском и Никольском районах гидротехнических сооружений стоимостью 8 млн 300 тыс грн. Соответствующие заявления поданы в районные суды. Сообщает пресс-служба прокуратуры Донецкой области.   Указанные бесхозные объекты находятся на территории Николаевского и Касьяновского сельских советов. Они предназначены для надлежащей эксплуатации двух водохранилищ с общей площадью водного зеркал...
Общество
Утверждены списки фамилий по предоставлению служебного жилья сотрудникам СБУ. Такое решение было принято в ходе исполкома мариупольского горсовета. Сотрудникам СБУ предоставят 2 однокомнатных квартиры, 3 двухкомнатных и 3 трехкомнатных квартиры.  Как стало известно, все они приобретены за счет государственного бюджета. Городская власть имеет к этому чисто техническое отношение.