Мариупольские старожилы с вековой историей

Сегодня в Мариуполе насчитывается шесть архитектурных памятников городского значения, которые охраняются государством. Решение №622 было принято Донецким областным исполкомом 28 декабря 1983 года. На сегодняшний день рекомендовано еще 172 объекта на получение этого статуса. Но какие именно строения стали гордостью Мариуполя, смотрите ниже.

Мариуполь ХІХ века был одноэтажным. Всего было 3804 дома. 34 — двухэтажных и только три — трехэтажных, среди них — здание гостиницы «Континенталь». Улица Харлампиевская, 17. Здесь расположен один из самых интересных памятников архитектуры Мариуполя. Здание бывшей гостиницы, ныне — Дворец Культуры «Молодежный».

Строительство здания завершилось в 1897 году. Здесь находилась гостиница и зал купеческих собраний. Здание с элегантным фасадом окрашено рельефными стенами, голубыми тонами окон, обрамленные каменной вязью. Такой вид она сохранила и до наших дней. Автор этого строения остается неизвестен. Однако многие исследователи полагают, что это мог быть архитектор Шехтель, автор знаменитого Ярославского вокзала в Москве.

Хозяином особняка был господин Томазо. До наших дней во второй половине дома сохранилась именная лестница с инициалами владельца. В этом доме была сооружена электрическая подстанция, поэтому это первое здание в Мариуполе, в котором зажегся свет. Дом был тесно связан с культурной жизнью города, тут останавливались купцы, артисты и другие знаменитости.

Несмотря на реконструкцию в советское время, более ста лет здание сохраняет свой прежний вид, являясь важным архитектурным памятником Мариуполя. Как рассказали в Дворце Молодежи, он менял планировку, была достроена пристройка, поэтому здание имеет несоответствие этажей. Очень хорошо это заметно со стороны внутреннего двора, который труднодоступен для посетителей. Также тут есть катакомбы, которые связывают гостиницу с Драмтеатром и Городским Садом. Однако сейчас вход завален и предстоит большая работа по освобождению тоннеля. А недавно стало известно, что здание имеет и три этажа вниз под землей. На то, чтобы их очистить уйдет немало времени.

Уже упомянутый Драматический театр также является архитектурным памятником города.

Мариупольцам хорошо известна его история. Здание 1960-го года постройки возведено в стиле советского монументального классицизма с большим количеством лепных декоровых элементов. Внешний вид и коридор посетителям хорошо знаком.

А вот так видят театр со сцены актеры.

Сегодня также мы покажем закулисье и задний вход в театр. В оформлении которого сведены к минимуму декоровые элементы. Присутствуют лишь трехчетвертные колонны с отделкой коринфского ордера и консоли в отделке фронтона.

Через дорогу находится 33 метровая Водонапорная башня. Статус архитектурного памятника города она получила в 80-е годы.

А была построена еще в 1909 году по проекту архитектора Виктора Нильсона. Он был автором не только самого здания, но и всей системы водопровода в городе.

До 1932 года это здание служило водонапорной башней, а затем, когда потребность в башне отпала, в это помещение переехали пожарные, которые использовали его в качестве каланчи (наблюдательной башни, из которой открывался вид на весь город — прим. Авт.).

Затем тут находилось отделение банка, некоторое время размещался городской совет. В настоящее время она называется «VEZHA» и открыта для туристов — это место для коворкинга, тут проходят выставки, происходит обмен мнениями, дискуссии.

Индустриальный техникум ПГТУ, расположенный по улице Георгиевская, 69, тоже важен для городской истории.

Это здание было построено 30 октября 1899 года для размещения классов Мариупольской Александровской мужской гимназии. Ранее она располагалась в арендованном у купца Хараджаева двухэтажном доме на ул. Екатериновская (ныне пр. Мира). Однако со временем здание оказалось маленьким, и при большом стечении народа было освящено новое здание гимназии.

Его автором был академик архитектуры Николай Константинович Толвинский, которого заслуженно относили к звездам первой величины знаменитой одесской архитектурной школы.

Последним объектом в списке охраняемых законом зданий числятся два дома со шпилями миллионера Хараджаева. Восточный и западный, расположены по ул. Куинджи, 35 и 48 — это обычные «сталинки» и ныне жилые дома.

Они были построены в 1954 году на месте бывшего горисполкома (здание разрушено во время войны) по проекту киевского архитектора Яновицкого из харьковской школы архитектуры. Башни со шпилем — одна из узнаваемых достопримечательностей Мариуполя.

В начале ХХІ века западный дом перекрасили в белый цвет, а восточный остался естественного кирпичного цвета. Здания созданы в традициях сталинской архитектуры: массивный рустованный цоколь, арочные проемы в эркерах, колонны и пилоны ионического ордера, лепнина на стенах, угловые части домов венчаются шпилями и фигурными парапетами. В центре — 7-этажная часть, к которой примыкают 4-х и 5-этажные «крылья».

Во дворе западного дома находится бывшее городское бомбоубежище. Сегодня жители самостоятельно его расчистили, осталось привести в порядок вход в подвал. Местные жалуются, что власть никак не хочет помогать им, несмотря на статус дома. Им не выделили даже небольшой суммы денег на замену окон в одном из подъездов, сказав, что дом не в приоритете.

Этот дом интересен тем, что в каждом подъезде нет квартир с разным количеством комнат: в одном только однокомнатные квартиры, в следующем только трехкомнатные и так по всему дому. А подъезды отличаются от обычных широкими ступенями и высокими потолками.

Сейчас доступ на шпили закрыт. Добраться на самый верх дома случайно нельзя. Но вот такой вид открывается с последнего этажа.

Восточный дом также закрыт. Сейчас тут установлены современные двери с домофонами. Но, зайдя со двора, можно увидеть уникальную лепку на подъезде, которая сейчас разрушается.

Несмотря на то, что все перечисленные объекты и охраняются государством, средства на их содержание и реставрацию не выделяются. Поэтому проблема сохранения этих архитектурных сооружений остается актуальной. Какие еще интересные факты хранит город с историей более 238 лет, мы расскажем позже.