• Главная
  • Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО
10:00, 14 июня 2023 г.
Надежный источник

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО

Елена Украинцева - художница из Мариуполя, которая рисует парадоксы войны. Она организовала несколько важных художественных проектов в прифронтовом Мариуполе, а уехав в Германию, продолжает рассказывать о родном городе через живопись, привлекая к проектам и резиденциям молодых художников из Украины. За год после полномасштабного вторжения художники организовали восемь выставок в разных европейских городах, чтобы доносить правду об этой войне.

Глоток художественной атмосферы 

Елена - коренная мариупольчанка. В детстве она училась в Художественной школе имени Архипа Куинджи, после окончания которой преподаватели очень рекомендовали талантливой девочке поступать в училище, но родители посоветовали сначала получить "нормальную специальность". Поэтому влюбленная в живопись девочка начала осваивать максимально гуманитарную специальность, которую удалось найти в техническом университете.

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-1

- Профориентация тогда была не очень развита. Спрашивали: хочешь, может, швеей? Да нет, говорю, не очень. Ну, на завод тебе точно не надо? Наверное, не надо. Спрашиваю - а вот что делает экономист или бухгалтер? Да, говорят, бумажки переводит. Так вот, и я попробую бумажки переводить, - с юмором вспоминает Елена свое "сознательное" определение будущей профессии. - Но, к счастью, мое экономическое образование мне все же пригодилось. К примеру, я легко составляла сметы во всех грантовых проектах. 

В 32 года Елена поняла: или сейчас, или никогда - пошла получать профессиональное образование художника. Хотя все рядом говорили: зачем ехать учиться, возьми пару уроков у местных художников, или поучись по видео в интернете.  

- Но я очень хотела попасть в творческую среду, которой мне так не хватало. Много слышала о харьковской Академии. С 2012 по 2016 год заочно училась там по специальности "станковая живопись", - рассказывает Елена. - Посмотрев мои работы, преподаватели предлагали идти на графику, но я хотела туда, где надо много рисовать, чтобы развить и поставить руку. Раньше я пользовалась только акварелью, а теперь пришлось попробовать и масло. Интересный опыт, хоть и сложный. Я, действительно, пожалела, что не пошла учиться этому сразу после школы. Потому что 2-3 недели, на которых я была во время сессий, не хватало для формирования той художественной атмосферы, которую я так искала.

Показать себя 

Елена уже имела опыт участия в местных художественных выставках, а в Академии ее вдохновили попробовать себя и во всеукраинских экспозициях. Уже в 2017 она стала членом Национального союза художников Украины. 

- Шла война, было неинтересно рисовать цветочки, хотелось показывать то, от чего мозг содрогается. Я получила предложение через картины показать войну на выставке в Ужгороде, - вспоминает Елена. - Пригласила к процессу донецкую художницу Анну Торкаенко, и мы решили, что это должны быть не взрывы, кровь, убийства, чего довольно много в информполе. Мы начали рисовать парадоксы Мариуполя. Например, в обычном супермаркете в очереди стоит человек в камуфляже и с автоматом, покупает привычные продукты, как все. Это же невозможные вещи для мирной жизни! А мы видели много таких парадоксов: например, в школе детям раздают листовки, где предупреждают о смерти. Возьмешь опасный предмет - умрешь ты или твои друзья. То есть, в школе детям говорят, что они постоянно в опасности! 

После Ужгорода картины полтора года путешествовали по стране - выставки состоялись в 13 больших и малых городах - от Луцка и Франковска до Запорожья и Одессы. Последняя состоялась в стенах Верховной Рады Украины.

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-2

- Выставка проходила в большом холле, одновременно с другими инициативами и экспозициями. Напротив нас, за колоннами, свои картины выставляли закарпатские художники. Познакомились. Один и спрашивает: а чего у вас там так много военных? У вас что - прямо война? Поэтому, думаю, та выставка была точно не зря, - вспоминает Елена. - Также мы сотрудничали как иллюстраторы с поэтами и писателями, произведения которых собрала в сборник "По живому" мариупольская поэтесса Оксана Стомина.

Параллельно с этой выставкой Елена присоединилась к активизму. Фестиваль "З країни в Україну" - первое событие, в котором она приняла участие, отвечая за площадку мастеров. Накануне Елена прошла курс обучения проектного менеджмента. С тех пор начала активно искать финансирование своих идей.

Художницы поехали гастролировать - с литовскими партнершами сделали фестиваль "Украина традиционная и современная", где на экспозиции можно было увидеть писанки Оксаны Савченко, мотанки Яны Шинкаренко, фотографии Мариуполя от местного фотографа Алины Пономаревой. Ездили и в Барселону, но уже втроем - вместе с бахмутской художницей Инной Абрамовой. В общем, проект "Дерево жизни" - о сосуществовании традиционной и глобальной массовой культуры, которая проникает, трансформируется сама и трансформирует традиции. 

- Вместе с этим я начала работать в строительной компании дизайнером интерьера, в которой получила разнообразный опыт монументальной росписи - были и стены в нежилых помещениях, и тетраподы, и даже роспись церкви. Спокойная жизнь длилась год - поэты, чью книгу мы иллюстрировали, пригласили присоединиться к ним в проекте ART&WAR, который должен был состояться в Германии. Как оказалось позже, это было очень важное путешествие, - вспоминает Елена. - Проект был организован для художников из стран, где идет война: кроме нас пригласили еще сирийцев и иранцев.

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-3

Рискованный путь

Девушка, с которой Елена познакомилась на той резиденции, сразу после объявления о полномасштабном вторжении приглашала ее с детьми к себе. Но художница не верила, что опасность настолько близко, что придется эвакуироваться из родного города. А когда стало понятно, что это является жизненной необходимостью, Мариуполь уже был в окружении.  

- Я видела колонны, которые формируются для эвакуации. И слышала, как люди в них колеблются - ехать или нет. Потому что мы постоянно получали слухи об очередной расстрелянной колонне и куче искореженных машин с мертвыми людьми в них на трассе. Да, решиться на выезд из-за этого было очень страшно, - вспоминает Елена. 

Но впоследствии она с сыновьями и кумовьями с двумя дочерьми влезли в одну машину и двинулись на выезд из Мариуполя. Даже когда машина постоянно глохла, они были решительно настроены продираться в сторону Украины. 

- В тот же день, 21 марта, мы доехали до Мангуша, где переночевали в садике. До этого мы не видели машин с буквами Z и людей с белыми тряпками на рукавах, которые оккупанты заставляли надевать для маркировки. Это было ужасно. Но на самом деле ситуация просто фантастическая: люди с разными взглядами, опытом эвакуации, планами на дальнейшее передвижение выживали в едином пространстве. Это как "водяное перемирие" в Африке, - говорит Елена. 

На следующий день они пошли на центральную улицу Мангуша в надежде сесть на эвакуационные автобусы в сторону Запорожья. Вокруг собирались напряженные и встревоженные люди, и чтобы немного упорядочить этот процесс, Елена предложила вести список на эвакуацию. Те, кто записался, чувствовали себя более уверенными и спокойными - просто стояли и ждали. Хотя, конечно, в той ситуации вряд ли это имело хоть какой-то практический смысл. 

Крылья ангелов 

Мимо их очереди проехал бусик известного мариупольского волонтера, который направлялся за людьми в город. Он пообещал захватить их на обратном пути, если не удастся выехать раньше, и поделился молоком и хлебом. 

- Это был первый хлеб за месяц, - с грустью вспоминает Елена события того времени. - А дальше произошло чудо. Как будто сами ангелы вынесли нас на своих крыльях. Подъехал большой автобус на 40 мест, и что удивительно - почти пустой. А за ним уже куча машин, чтобы ехать эвакуационным караваном. Оттуда вышла женщина, которая объяснила, что они из женской футбольной команды из Винницы, приехали забирать родных из Мариуполя. Но у них есть места, поэтому, могут взять женщин, детей, стариков.

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-4

Компания, с которой выезжала Елена, почти смирилась, что уехать вместе не получится. Но везение еще раз помогло: в автобус взяли ее вместе с сыновьями, которые на вид были уже почти взрослыми, а куму с младшей дочерью пригласили в джип, который ехал за автобусом. 

- Остался "неустроенный" кум и его дочь 14 лет, которая не хотела садиться в автобус без отца. Так мы уговорили взять их в машину тренера - мол, вся семья едет, не оставлять же мужа в оккупации... Но до второго блокпоста кума не знала, едет ли ее муж и дочь, или остались на той улице, - вспоминает Елена.

Чудеса в обычном 

В этот же день они целыми доехали до Запорожья, а потом - в Днепр, куда сестра Елены с маленьким ребенком смогла эвакуироваться 19 марта - тоже чудом. 

- В Мариуполе был противотуберкулезный санаторий, где лечились дети из разных украинских городов. На момент полномасштабного вторжения там оставалось почти два десятка несовершеннолетних, которых работники смогли посадить в Скорую, чтобы вывезти, - рассказывает Елена. - Сестра с сыном на руках просто шла мимо в момент загрузки детей - в одеяле и с рюкзаком. Уговорила взять. В Мангуше ту машину с детьми развернули на Донецк. А сестра успела выйти из нее и впоследствии добралась до Днепра. 

Вместе они сели в эвакуационный поезд во Львов, переночевав у другой кумы в Днепре.

- Когда мы с сыном зашли помыть руки, просто замерли - там свет, вода, еще и теплая. Это был шок, - говорит Елена. - В поезде к сестре наконец смог дозвониться ее муж, который оставался в Мариуполе и не давал о себе знать уже три недели. Что это, как не очередное чудо...

Во Львове Елена должна была оставить своего старшего сына-студента - ему уже исполнилось 18 лет, и он не мог уехать с ней в Германию. Парень охотно присоединился к молодежи из IT-фирмы, которая приютила в своем шелтере в первые дни - начал активно волонтерить и помогать нуждающимся. Сейчас уже он сам снимает жилье, продолжает волонтерить и учиться. 

Первый месяц в Германии прошел для Елены как в тумане: родители не выходили на связь, но она понимала, что их срочно надо вытаскивать из Мариуполя. У отца была рана на ноге, которая не заживала без лечения. Впоследствии с помощью волонтеров они выехали, теперь живут вместе с сестрой на западе страны - плетут для военных сетки, и это очень поддерживает их морально. 

ПостМост. Продолжение

- А я делаю выставки, собираю деньги, перечисляю на ткань на те сетки и не только, - говорит Елена. - Мы уже организовали восемь экспозиций - от Бонна до Дортмунда. И получилось продолжить инициативу ПостМост, которая началась в 2019 году в Мариуполе. 

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-5

Идея проводить творческие резиденции в Мариуполе возникла у Елены не на пустом месте - она признается, что с детства видела его серым индустриальным городом, где люди зациклены на тяжелом труде. Это ощущение ей очень хотелось изменить. И поэтому она вместе с коллегами из "Лиги свободных художников "ARS ALTERA" придумала такой проект, который объединял бы две части Мариуполя - территориально и ментально. Само название, которое Елена взяла у настоящего моста, который соединяет индустриальную часть и спальные районы города, намекает на сущность проекта.

- Его поддержали в департаменте культуры горсовета за счет местного бюджета. Восемь художников и три фотографа должны были показать, как они видят Мариуполь через свое творчество. Как финал проекта прошла большая презентация работ. Идея понравилась, поэтому в следующем году ее в городе снова поддержали. Экспозицию разместили в Центре современного искусства. В проекте ПостМост 2.0 приняли участие уже 25 художников, - говорит Елена. - В 2021 хотелось с художественным "десантом" проехаться по другим индустриальным местам Украины. Планировали сессии в Днепре и Запорожье, Херсоне и Николаеве, Одессе и Черноморске. К сожалению, на это не нашлось финансирования, но инициативу удалось переформатировать и вписать в другой городской большой проект.

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-6

Немецкие друзья помогли материалами для рисования, а Елена подала заявку на участие в резиденции, которую проводили в маленьком городке, где главным предприятием является медицинский институт и клиники для людей с психическими расстройствами. 

- И здание, где мы жили, тоже когда-то было местом для лечения депрессии и неврозов. Поэтому там создана неповторимая атмосфера: большие окна, много света, тишина, большие деревья. Немцы сначала с нами говорили на английском, но впоследствии даже выучили украинские слова, - говорит Елена. - Там я начала рисовать свои замыслы, которые родились во время бомбежки. Например, ведро, в котором отражается целый и красивый Мариуполь, а в него падают капли и бомбы. "Если будет дождь, набери воды" - сказала я как-то своим ребятам, когда выходила из дома. В городе уже не работали магазины, искать воду было очень опасно, поэтому тогда идея собирать дождь для утоления жажды не казалась странной, в отличие от мирных времен.  В общем, сейчас у меня 4 серии картин, посвященных войне в Украине. Все они о невозможном, о том, чего не должно случаться в жизни.

Как мариупольчанка отстроила ПостМост. Невероятная история художницы из Мариуполя, - ФОТО, фото-7

Организаторы резиденции предложили Елене сделать резиденцию для украинских художниц. Так проект ПостМост получил свое продолжение несмотря на войну и уничтоженный город, что стало большой надеждой на позитивное будущее для мариупольских художниц. Серия работ, созданная во время резиденции, в течение полугода экспонировалась в музее Zeche Zollern в Дортмунде. Строгая эстетика индустриального музея дополняла и углубляла смыслы выставки.

Сейчас художница не загадывает ничего на будущее. Не знает, где будет жить, что будет делать через год или пять. 

- Но я бы очень хотела увидеть родной город снова и приобщиться к его возрождению, к восстановлению мозаик Аллы Горской, которые были очень повреждены во время первых месяцев российского нападения, - говорит она.

ЧИТАЙТЕ нас в Телеграмм-канале Мариуполь 0629

ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629

ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой

СМОТРИТЕ нас на YouTube

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мариуполь
live comments feed...