День Мариуполя в Киеве должен быть о памяти, боли и несокрушимости. О выживших после российской агрессии, потеряв дом, работу и родной город. Но вместо чествования — в самом сердце столицы появились портреты тех, кто когда-то уничтожал украинскую свободу. Цари и царицы, которые жгли крепости, разрушали казацкие паланки и стирали из истории наши города, смотрят сегодня с баннеров на Крещатике.
Почему в 2025 году мы до сих пор позволяем имперским мифам диктовать, кто «основал» Мариуполь? И не превращается ли это в продолжение дела окупантов?
Об этом пишет в своем блоге известный историк, краевед, журналист, автор книги «От Руси в Украину. Факты и сенсации» Анатолий Герасимчук. Он позволил разместить его мнение на 0,629.
День Мариуполя с портретами окупантов в Киеве
Вчера был день Мариуполя в Киеве. Люди, вырвавшиеся из-под московской агрессии, оставшиеся в живых, потеряв жилье, работу, свою малую родину, вынуждены отмечать свой день города в столице, потому что родной город до сих пор топчут московские оккупанты.
Это реальность, которая болит и в то же время напоминает: Мариуполь — наш, украинский.
Но киевские власти считают немного не так.
На Крещатике выставлены большие баннеры с портретами русских царей и цариц, которые основали Мариуполь.
Портреты Екатерины II, ее сына Павла, второй жены Павла Марии, в честь которой по одной из версий назван Мариуполь.
Та, которая на самом деле София-Доротея-Августа-Луиза фон Вюртемберг.
На Крещатике, в центре украинской столицы, сегодня выставлены портреты палачей украинского народа, которые жгли наши крепости, разрушали казацкие паланки и топтали свободу.
Более позорного и циничного вызова украинцам в целом и пострадавшим жителям Мариуполя сложно представить.
По приказу Екатерины II после разрушения Запорожской Сечи были переименованы все населенные пункты на территории Сечи, чтобы стереть из памяти народа наше казацкое прошлое.
Административный центр Кальмиусской паланки – Кальмиус – был сразу же переименован в Павловск (по другим данным – Павлоград).
В 1778 г. на земле Сечи между нынешним Запорожьем и Днепром депортировали греков из Крыма с помощью войск под руководством Суворова.
В 1780 году греков переселили на территорию Кальмиусской паланки – нынешней Донецкой области, город указом Потемкина наименовали Мариуполем.
В память о Майрем — пригороде Бахчисарая, где жили греки до переселения — или есть вариант, что в честь жены Павла Марии.
На баннере на Крещатике написано, что греки на месте Мариуполя «застали остатки бывшего запорожского форпоста Кальмиуса: несколько казачьих шалашей и Свято-Николаевскую церковь».
Это, мягко говоря, неправда.
Не остатки шалашей, а 55 каменных домов передавали грекам жители нынешнего Мариуполя, которым было предопределено переселяться в нынешний Павлоград.
То есть Екатерина с Потемкиным решили из определенного грекам под заселение места вблизи Днепра (которое должно было изначально называться Мариямполем) переселить греков в город в устье Кальмиуса, сделав «ротацию» жителей и названий городов.
Губернатор Чортков, посетив Кальмиус, названный им Павловском, в 1776 году писал, что застал там «множество православного народа, каменную церковь и при ней Киевского Межигорского монастыря иеромонаха».
Казаки не все покинули город, их осталось около двух тысяч вокруг Мариуполя, а в Мариуполе к моменту прихода греков была Свято-Николаевская церковь, в которой крымский митрополит Игнатий 26 июля 1780 г. провел первое богослужение.
До прихода греков в Мариуполе был также заложен фундамент церкви Святой Магдалины (именно таким именем называла себя мать гетмана Ивана Мазепы, Игуменья Киево-Печерского Вознесенского и Глуховского Успенского девичьих монастырей).
Церковь Святой Магдалины украинскому населению Мариуполя пришлось отстаивать через суды, и она некоторое время была даже соборной, то есть главной церковью Мариуполя.
В 1897 году была построена новая церковь Святой Магдалины, в 30-х годах ХХ века церковь была разрушена, а в 1960 году на ее месте был построен драмтеатр.
Тот драмтеатр, который в 2022 году разбомбила авиация РФ.
Но для имперских историков казацкого периода Мариуполя не было. По приказу Екатерины II.
Нет казацкого периода истории Мариуполя и на 35 году Независимости Украины.
Официальная дата «основания» Мариуполя – 1778 год – это выдуманная московской империей дата, приуроченная к окончательному покорению украинских земель Екатериной II. Даже не до насильственного выселения греков из Крыма, появившихся в Мариуполе в 1780 году.
С датой 1778 года Мариуполь рос на чужом горе — на слезах и разоренных домах казаков и крымских греков, вырванных из родной земли.
Это была классическая имперская политика: разрушить одно, построить свое и назвать это «даром царицы».
И сегодня, в 2025 году, когда Мариуполь в руинах из-за очередных потомков той же империи, нам опять уже в Киеве тычат в глаза «их величество» — портреты уничтожающих украинцев.
Мариуполь – это не «город Марии» по указу царицы.
Мариуполь — Кальмиусская паланка, казацкая земля, кровь украинцев и боль переселенных греков.
Наш Мариуполь – это символ борьбы, а не символ рабства.
Выставлять сегодня на Крещатике московских палачей значит продолжать их дело.
Если мы будем и дальше украшать свои памятные дни портретами окупантов, то чем мы будем отличаться от тех, кто сейчас в Москве называет Мариуполь «древним русским огородом»?
Я не думаю, что это сделал киевский городской голова Виталий Кличко или начальник Киевской городской военной администрации Тимур Ткаченко.
Это сделали те «полы», которые сидят в Киеве и ждут здесь путина.
Мариуполь – наш. Украинский. Достаточно этих царских мифов.
Анатолий Герасимчук.