Бензиновый кризис, который нанесли удары украинских Вооруженных Сил по нефтеперерабатывающим заводам РФ, добрался до пределов оккупированных территорий Украины.
По оценкам российских экспертов, от 15 до 20% мощностей топливной промышленности выведено из строя, что привело к дефициту бензина, очередей на заправках и рекордному росту цен. Кризис может затянуться минимум до зимы 2025-2026, но если удары по НПЗ будут продолжаться, то эксперты не берутся прогнозировать дальнейший ход событий.
Проблемы с бензином в российских регионах начались еще в начале лета, однако критически обострилась ситуация в августе. Сильнее всего дефицит горючего ощутили в отдаленных регионах России, в частности, Приморском крае, на Курилах (где полностью прекратили продажу бензина для населения), в Забайкальском крае, а также оккупированном Крыму, где ввели продажу бензина по талонам.
На востоке и юге оккупированной части Украины долгое время ситуацию с бензином оккупационные власти держали под контролем. Горючее было налицо, цены хоть и росли, но очень медленно.
Все изменилось в конце августа.
Редакции изданий РИА Юг (Запорожье)https://ria-m.tv/ru,0629.com.ua(Донечина) и0642.ua(Луганщина) провели совместное исследование ситуации в регионах. И она – неутешительная.
Не больше 20 литров на авто: на оккупированной Луганской области бензин стал дефицитным товаромПроблемы с горючим на оккупированной части Луганской области начались с середины августа. В Луганске и других городах наблюдаются большие очереди на автозаправках, а спрос на бензин из-за ажиотажа водителей только за выходные вырос на 60%, сообщают местные оккупационные медиа.
Причиной дефицита оккупационная администрация называет перебои в логистике и удары Вооруженных сил Украины по топливной инфраструктуре региона. Именно они «виновны» в уменьшении до катастрофического уровня запасов горючего.
«Должностные лица» так называемого «министерства топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР» уверяют, что контролируют ситуацию. По их словам, в регион уже организованы дополнительные поставки, а каждый день осуществляется мониторинг обеспечения городов и районов. При этом вынужденно признают, что логистика полностью не восстановлена, а перебои с доставкой остаются.
Глава министерства Константин Роговенко пообещал, что в ближайшее время бензин завезут на более 40 автозаправочных станций. Он также заявил, что «панические настроения среди населения» и массовые закупки горючего только усугубляют ситуацию.
Кроме проблем с логистикой, оккупационная администрация заявляет об атаках украинских дронов на топливную инфраструктуру, в частности, на АЗС в Северодонецкой агломерации. Так называемый «замминистра минтопэнерго ЛНР» Андрей Елисеев вообще предложил водителям «гениальное» средство решить проблему – «не покупать бензин». Потому что «если массовая закупка продолжится – возобновление нормальной поставки затянется», - предупредил Елисеев.
Несмотря на обещания оккупационных «чиновников» о скором разрешении «горючего кризиса», местные жители и дальше жалуются на длинные очереди и отсутствие бензина на большинстве станциях. На некоторых сейчас выставляют специальные конусы, чтобы водители даже не заезжали на заправку.
Так, например, даже в «столичном» Луганске есть места, где топлива нет совсем. Водители говорят, что ехать на заправки в районе Старта, Ленина, под эстакадой и около 1 Мая – бесполезно. На тех же немногих АЗС, где есть горючее, его отпускают не более 20 литров на авто.
Бензиновая турбулентность в «ДНР»: цены улетели вверхСайт 0629 отслеживал цены на горючее в оккупированном Мариуполе с конца 2024 года. До последнего момента они держались. Зафиксированное повышение цен колебалось с шагом 50 коп. – 1 руб. И это давало людям иллюзию стабильности. Однако с середины августа ситуация резко ухудшилась, а к ценовому шоку добавился дефицит. Сейчас на территории Донецкой области, оккупированной россиянами, стоимость топлива выше, чем в соседних регионах. Если еще в начале года стоимость горючего здесь была чуть выше среднероссийской, то сейчас разрыв достиг рекордных показателей: литр АИ-92 стоит около 67 рублей, а АИ-95 - более 74 рубля, что на 8-10 рублей дороже, чем в большинстве регионов России.
На фото – заправка в Мариуполе. Эксклюзивное фото 0629
Для местных водителей, аграриев и перевозчиков это означает не просто дополнительные расходы, но рост цен на товары и услуги, которые зависят от транспортировки. На фоне всеобщего падения покупательной способности населения бензиновый кризис стал еще одним фактором социального напряжения.
Основные причины кризиса очевидны.
Во-первых , регион полностью зависит от поставок из России, не имея собственных запасов или нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Любые перебои в работе российских НПЗ или скачки биржевых котировок мгновенно отражаются на ценах в Донецке и Мариуполе. Августовские атаки Украины на Новошахтинский НПЗ стали серьезным ударом по цепочке поставок.
Во-вторых , в середине августа на Санкт-Петербургской товарной бирже были зафиксированы исторические максимумы — А-92 превысил отметку в 71 тысячу рублей за тонну, А-95 снова достиг более 80 тысяч. Это привело к резкому удорожанию оптовых партий и ударило по розничным сетям.
В-третьих , лето традиционно приносит рост потребления горючего из-за отпусков, урожая и увеличенной мобильности населения. В условиях дефицита даже небольшой скачок спроса превращается в кризис.
Стоимость горючего на АЗС Донецка
Стоимость горючего на АЗС Енакиево
Стоимость горючего на АЗС Макеевки
Представители оккупационной власти публично обещают стабилизацию и ссылаются на решение Москвы временно запретить экспорт горючего, чтобы наполнить внутренний рынок.
"С начала года оптовые цены на бензин АИ-92 выросли на 13,4 рубля за литр, на АИ-95 - на 20,8 рубля. Это рекордный рост с 2015 года. Мы осознаем, как рост цен влияет на ваш бюджет и работу предприятий. Просим сообщать о случаях значительного завышения цен на АЗС, решение трудности поиском “виновных”, кого можно области штрафом.
Как говорят мариупольцы, «контролировать можно только бумажки, бензин от этого не появится».
Мелитополь и Токмак: оккупанты ввели ограничения на продажу бензинаВ Мелитополе на АЗС были введены ограничения на продажу бензина. Каждое утро у водителей начинается с «квеста»: найди бензин на АЗС и попроси у соседа пару литров до заправки.
Если в середине августа почти на всех заправках ГСМ марки А95 и А92 отсутствовал, то с 25 августа ситуация улучшилась – бензин появился, но в недостаточном количестве. Поэтому на АЗС на одно авто горючее продают не более чем на 1000 рублей.
Цены на АЗС разнятся.
Вот как описывают ситуацию с горючим в Мелитополе читатели РИА Юг: