Субботний разговор
09:55, 26 квітня 2014 р.

Серый город

Субботний разговор

Эта статья не о политике. Эта статья исключительно об экономике, а точнее, об экономических последствиях возможного создания Донецкой народной республики.

Вы можете быть ярым патриотом ДНР или мечтать о присоединении к России, но и в том, и в другом случае вы должны знать, с чем может столкнуться наш город и каждый из нас, если  опасный и незаконный эксперимент будет реализован.

Сегодня, когда страна уже получила первый опыт аннексии, можно анализировать, сравнивать и делать какие-то выводы. Первый из них -  законного пути оторваться от Украины и стать самостоятельным субъектом международных отношений не существует. То, как себе представляли крымчане процесс вхождения в РФ, не произошло. Их предупреждали о том, что аннексию не признает мир. А они отвечали: не может быть. Россия  - никакая не серая зона. Мы войдем в состав России, а значит, тоже не будем серой зоной. Нас вынуждены будут признать.

Но случилось по-другому. Абсолютное большинство цивилизованных стран сказало: нет, Крым – украинский. И до тех пор, пока там будут действовать законы РФ, для всего остального сообщества он есть и будет серой зоной.

Нет никаких правовых, политических, дипломатических и просто моральных оснований считать, что с Донецкой народной республикой будет по-другому.

Логика развития событий очевидна. Допустим, Россия все-таки решается на безумный шаг и соглашается принять Донецкую область в качестве субъекта РФ. Эту аннексию, естественно, не признает Украина, не признает и весь  мир, как это произошло с Крымом. В результате Донецкая область, и Мариуполь в том числе, становится серой зоной.

Другой вариант. Донецкая народная республика добивается суверенитета. И снова – ее не признает Украина, ее не признает мировое сообщество (кроме России, конечно) -  и серая зона.

Что же это такое – серая зона, или непризнанная территория? Может, и не стоит ее бояться?

Давайте разбираться.

Непри́знанные госуда́рства, иначе именуемые серой зоной, — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН.

Правовые последствия такого статуса рано или поздно ощутит на себе каждый, кто проживает на непризнанной территории. Согласно нормам международного права, все документы, включая паспорта непризнанного государства, не являются документами. Лицам, проживающим на непризнанной территории,  выезд за рубеж заказан. Многие в Мариуполе и так никуда не выезжали, а потому не сильно и расстроятся. Но ведь и число тех, для кого отдых в Турции стал нормой, тоже велико. В серой зоне вам не дадут визу в Европу, вам не дадут визу в Штаты. Единственно, куда вы сможете поехать, будут «друзья России» - Венесуэла, Северная Корея, Сирия. Как вариант – Казахстан, Беларусь, Абхазия.

Соответственно, наши дети не смогут учиться в Европе. Прервутся международные связи мариупольских вузов. Обмен студентами, практика за рубежом – обо всем этом придется забыть.

Футбольные клубы «Шахтер» и «Ильичевец», баскетбольный клуб «Азовмаш», ватерпольный клуб «Ильичевец»  не смогут принимать участия в европейских и международных турнирах. Особенно болезненно это будет для донецких «кротов».

Жители серой зоны теряют право обращаться в международные суды и арбитражи.

Инвестиции не приходят в серую зону, поскольку все сделки, совершенные там, могут подвергаться сомнению и оспариваться в судах.

Но это все покажется  сущими цветочками по сравнению с экономической  катастрофой, которая может постигнуть Мариуполь.

Начнем с неба. Международная организация гражданской авиации (ICAO) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) моментально отреагировали на обращение украинских властей по поводу аннексии Крыма и закрыли небо над полуостровом. Сейчас международный аэропорт Симферополь принимает рейсы только из Москвы. Причем даже их  - в нарушение международного права. То же самое ожидает и ДНР.

Дальше – больше. В порты, расположенные на непризнанных территориях, в так называемых серых зонах, не заходят иностранные суда. Таковы правила Международной морской организации. Если правительство Украины обращается в ММО и заявляет, что в аннексированном Мариуполе временно прекращает работу порт, ни одно иностранное судно туда заходить не станет.

А теперь давайте отбросим эмоции, пропагандистские призывы, которыми заполнили наши головы, и начнем думать, что значит для Мариуполя остановка порта.

Это не только безработица для 4 тысяч человек и жесточайший удар по городскому бюджету. Порт является конечным звеном в цепочке производственного цикла мариупольских металлургических предприятий, потому что львиную часть своей продукции они транспортируют морем.

То есть, остановится порт – и наши градообразующие метгиганты будут отрезанными от  части потребителей своей продукции.  Потребитель не расстроится – конкуренция на рынке металлов сейчас огромная, а вот мариупольский производитель начнет сворачивать производство. Конечно, полностью не закроется. Но сокращения будут тотальными.

Безусловно, предприятия вынуждены будут искать новые логистические схемы и, наверное, прибегнут к  ж/д перевозкам. Но те не смогут заменить судоходство. Во-первых, рельсы проложены не везде. В Африку или США достаточно проблематично будет пустить составы. Во-вторых, тарифы. Железная дорога уже давно является одним из самых дорогих видов транспорта для промышленников. А учитывая нынешнюю конъюнктуру рынка, любое повышение себестоимости продукции делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке.

У энтузиастов ДНР почему-то есть убеждение, что весь мариупольский металл будет покупать Россия. Эти убеждения не имеют под собой никакой экономической подоплеки.

Согласно данным, предоставленным департаментом по связям с общественностью и муниципальному развитию в Мариуполе Группы Метинвест, за минувший год объемы продаж металлопродукции в Россию сократился на 33%. Из 17,3 млн. тонн металлопродукции, проданной Группой Метинвест в прошлом году, на Россию ушло всего 9%, то есть 1,5 млн. тонн. А основными потребителями металлопродукции ММКИ и «Азовстали» стали Китай, страны Ближнего Востока, Европа и – как ни удивительно – внутренний рынок Украины.

В 2013 году Метинвест продал металлопродукции:

Украине -  4,6 млн. т

Европе – 4,6 млн. т

Странам Б.Востока и Северной Африки – 3,9 млн. тонн

России – 1,5 млн. т

Остальным странам СНГ – 0,7 млн. т

В России работает полторы тысячи собственных предприятий черной металлургии. И ей совсем нет никакого резона оставлять без заказов своих производителей, для того чтобы помочь Донецкой республике.

Но не только рынки сбыта могут нанести удар мариупольской промышленности. Метинвест – вертикально интегрированная компания. Это значит, что ее производственный цикл крепко связан – от добычи руды до выпуска готовой продукции. Разрыв этих связей может стать не менее болезненным ударом для предприятия, чем остановка порта.

Итожим.

Итак, что мы можем получить в случае вхождения в состав Российской Федерализации либо получения суверенитета в виде Донецкой народной республики.

Остановка порта, существенное сокращение штата на металлургических заводах, безработица в измерении – от 20 до 50 тысяч человек. 

Увольнения на метпредприятиях  потянут за собой безработицу  второго уровня. Неплатежеспособное население перестанет платить среднему бизнесу. Сотни магазинов, кафе, ресторанов, парикмахерских, аптек, рекламных агентств попросту закроются. Учителя, врачи останутся без зарплат. Правда, есть вероятность, что в случае вхождения в Россию бюджетникам и пенсионерам станет платить соседнее государство. Но оно не сможет спасти умирающий город.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...