• Головна
  • Как услышать в Мариуполе скрипача на крыше?
Авторский проект
10:00, 22 вересня 2013 р.

Как услышать в Мариуполе скрипача на крыше?

Авторский проект

Музыка на улицах - это особый вид деятельности. Не так давно уличные музыканты у нас «виделись» как атрибут западной субкультуры. Сегодня музыку и песни таких исполнителей можно услышать всюду. И никого они не удивляют, наоборот, привлекают внимание прохожих, а некоторые – не преминут возможностью подольше посидеть в кругу самодеятельных артистов.

Здесь можно услышать всё – от украинских и русских народных песен до профессионального джаза или классики. Тем не менее, и в наше время отношение к «бродячим артистам» остается далеко не однозначным, а порой и предвзятым.

Такое занятие (может, вид деятельности) в Великобритании сравнивают с попрошайничеством и особо не жалуют таких артистов. В некоторых городах власти запрещают выступать плохим музыкантам, дабы они не оскверняли слух прохожим.

Мэр Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко тоже говорила, что надо изгонять уличных музыкантов, которые оскверняют своим видом европейский город. Кстати, в той же очень европейской Праге такие музыканты стали под запретом. Власти чешской столицы пришли к выводу, что музыка создает слишком много шума. 

Сергей Жигунов вообще очень нервничал в Севастополе – в 2011 году там велись съемки фильма «Дело было в Ростове». Известному режиссеру и актеру мешали спать в гостинице ночные выступления музыкантов, которые располагались прямо под окнами его номера. Сергей даже намеревался швырять в них посудой и прочими предметами и серчал, что город-герой, «неприступный для врагов» и «гордость русских моряков», становится провинциальным городишкой. Вот такие истории…

Где вы, «бродячие артисты»?

(личное и профессиональное)

Для кого-то - это хобби, для кого-то - возможность продемонстрировать свой талант, для других – всё это и еще заработок. В Украине уличных музыкантов большей частью можно встретить в крупных городах – Киеве, Одессе, Симферополе, Севастополе, Харькове и других. Реже представителей уличных выступлений увидишь в обычных рабочих городах.

Тем не менее, непризнанные таланты уже появляются и на их улицах. Все они, в отличие от столичных звезд, проявляют полную самостоятельность: сами себе музыканты, сами себе продюсеры, и никакой «Фабрики звезд» не нужно. Покорять улицы - дело тоже, требующее мастерства.

В Мариуполе уличных музыкантов, как таковых, почти не встретишь. Разве что иногда в переходе можно услышать игру гитаристов или – еще реже – саксофониста. Иногда появляется на ступенях баянист Славик, но для него это уже не те ступени былой известности музыканта…

баянист

 

Константин Ткаленко, начальник управления культуры и туризма горсовета: «Честно говоря, в Мариуполе давно не видно уличных музыкантов. И мне кажется, что у нас эта субкультура не получила развития. Во всяком случае, в переходе, в парках я играющих людей не встречал. Возможно, это связано с менталитетом нашего промышленного города. А вот что касается активизации самодеятельных авторов и творческих групп в районных комитетах самоорганизации населения (КСН), то в этом отношении в городе заметна положительная тенденция. Но это больше – организованные выступления, и их нельзя отнести к субкультуре.

Полагаю, что в Мариуполе, выступления уличных музыкантов носят спонтанный характер, и они о себе еще не заявили».

И все-таки в Мариуполе на «статусность» такого рода исполнителей претендовать есть кому.

Знакомьтесь, Дмитрий Проскурин и АлександрДорофеев– гитаристы; играют различную музыку и пишут её сами. Полагают, что в Мариуполе творчество уличных музыкантов еще «не услышано», хотя и заявлено.

гитаристы

 

Дмитрий Проскурин считает, что музыка – это по большому счету – одна из форм самовыражения, через неё виден сам автор со своим внутренним миром:

«Мы живем еще старыми стереотипами и порой не замечаем, что жизнь вокруг нас изменилась. Музыка на улице – это не СТОЛЬКО коммерческая сторона дела, СКОЛЬКО возможность преподнести людям хорошую музыку и чувство хорошего вкуса. Говорят, что, когда музыка только покупается, - музыкант умирает. И это правда. Приятно, когда прохожие останавливаются и внимательно слушают. Значит, им стало интересно, значит, наша игра не бездарна. 

А вообще, считаю, что гармония с миром и внутренним «Я» идет через музыку. Недаром в Древней Спарте она, как элемент воспитания и самосовершенствования, была второй составляющей - после занятий спортом. Думаю, что в Мариуполе музыка на улице только начинает «несмело говорить», но ей о себе будет что рассказать».

Александр Дорофеев, бас-гитарист : «Самостоятельно мы играем уже полгода и вполне считаем себя профессиональными музыкантами. Музыкальное училище дало нам богатые знания и опыт, и мы уверены, что выбрали правильный путь в жизни. У нас уже есть свои наработки. Мы исполняем не только «общепринятую» музыку, но и собственные вещи. Сейчас предлагаем пока только инструментальную музыку, без вокала.

Не раз доводилось играть у ЦУМа, на бульваре Хмельницкого, возле «1000 мелочей». Люди останавливаются, слушают. Каждый вправе оценить наше выступление. Мариуполь – город особенный, и горожане по-разному относятся к такому творчеству. Тем не менее, внимательный и вдумчивый слушатель у нас уже есть». 

Впрочем, этот вопрос для нашего города вовсе не актуален. На наш взгляд, музыка на улице в нашем городе вполне может прижиться. Все-таки – город у моря, все-таки – город с самобытной приазовской культурой. Есть, как говорят сами исполнители, «небольшой барьер», но для истинного музыканта он вполне преодолим. А «барьер» в плане досужего вопроса: «Что подумают и скажут люди?»

Елена Девина, автор-исполнитель:

«Думаю, что наш небольшой - в культурном пространстве - город еще не имеет «своих» уличных артистов. Они, может быть, и есть, но именно фактор «внутреннего стыда» не позволяет ребятам выходить на улицы со своим талантом. Среди прохожих могут быть и знакомые – вроде неудобно. А тут возьми и появись преподаватель музучилища – совсем нехорошо…

И вот еще что. Уж если и доносить людям свои «откровения», они не должны звучать фальшиво. Качество исполнения – основной критерий мастерства музыканта. И люди это поймут, когда невольно станут участниками такого действа. Желаю мариупольским уличным музыкантам - найти себя в музыке».

149672

 

 

Сергей Кучеренко-Садковский, автор-исполнитель:

«В Мариуполе немало талантливых музыкантов, которые демонстрируют свое творчество на улице. Хотя в последнее время их встречаешь все реже. Многие понимают свою невостребованность. Ведь игра на улицах для многих таких исполнителей – это не столько повод собрать какую-то сумму, сколько желание выразить себя, открыть и показать людям частицу своего творческого ремесла. Мне, например, приятно порой просто петь для себя. Идешь аллеями пустынного парка – и ложатся аккорды… Так свободно и легко чувствуешь себя. Отрыв от бренного мира на миг ощущаешь…»

maxresdefault_137605558921

 

 

 

Напоследок….

И все-таки в Мариуполе они есть, такие музыканты. Анатолий Стремоухов, например, замечательный баянист, любит путешествовать от родного города до Курска и в обратном направлении. Поет и играет – на вокзалах, в поездах, на площадях и улицах. Душа – нараспашку. Песни – навзрыд.

Владимир Журда и Борис Исаенко – гитаристы от Бога. Их можно часто видеть в людных местах с классическим гитарным репертуаром. Появляется и Владимир Жилин, блеснет творчеством и Сергей Куко. А возле ТЦ «Украина» можно встретить задумчивого Александра Свечкарева. У него свой дом у дороги – с гитарой и скрипкой

149654

 

Что же касается взаимоотношений с горадминистрацией и правоохранительными органами, наши уличные музыканты пока проблем с ними не имеют. Говорят, что сотрудники милиции одобряют их выступления и не имеют претензий. А городской администрации они не нужны. У самих дел невпроворот. А тут еще какие-то музыканты...

Хорошо, что Мариуполь не избалован игрой таких артистов. Играй, пой – сколько душе угодно. Конкуренции нет! А значит, и мзду платить некому!

И аскера – человека со шляпой, который собирает деньги от благодарных слушателей, у нас еще не встретишь. Пока только растем…

Но время неумолимо движет вперед – с новыми ценностями и взглядами в калейдоскопе меняющейся действительности. Одни – общество принимает и делает их своим идеалом для подражания. Другие – напрочь отвергает, даже если они несут в себе позитивное начало. Таковы вкусы, таков выбор.

Тем не менее, верится, что никто не останется равнодушным, когда, проходя по улице, услышит драйв гитары или сонату саксофона, а может, и ноктюрн скрипача на крыше…



 







Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...