Мариуполь и «Азовсталь»: утопия и реальность...

Вот уже 80 лет, как Мариуполь живет  бок о бок с  комбинатом «Азовсталь». Вчера эту дату торжественно, с многочисленными поздравлениями коллег и властей, под песни Тины Кароль металлурги отметили в драматическом театре.

Сайт http://novogodnie-podarki.by предлагает выбрать и купить подарки на любой вкус и к различным торжествам.

И хотя, по информации Мариупольского краеведческого музея, день рождения метгиганта - как минимум, на месяц позже,  11-13 августа (именно в эти дни в 1933 году была задута доменная печь под номером 1 «Комсомольская»), это не помешало отметить юбилей на широкую ногу уже сейчас, накануне Дня металлурга...

Что значит для жизни мариупольцев «Азовсталь»? Противоречивее объекта, пожалуй, в Мариуполе, сложно отыскать. 

IMG_0224
IMG_0228

Металлургический завод в центре города - такое еще нужно придумать! Строители "Никополя" и "Провиданса", наверняка, пришли бы в ужас от такой идеи. Неужели можно ужиться рядом с заводскими трубами?!  Но, как показало время, мариупольцы настолько выносливы, что быстро научились ударно трудиться на металлургическом производстве, радоваться, рожать и строить под сизой дымкой...

Итак, в юбилей, нисколько не умаляя значение "Азовстали" как флагмана отечественной тяжелой промышленности, дающего стране и  десяткам стран мира металл высококлассных марок, хотелось подумать вот о чем. 

Что же мы, мариупольцы, приобрели, а что потеряли с появлением в центре Мариуполя огромного завода, который стал одним из крупнейших металлургических комбинатов в мире и в Советском Союзе (второй после Магнитогорского металлургического комбината имени Сталина)?

Ни слова о розе

Пресловутая роза ветров... О ней так много говорят сегодня. Да и в 19 веке, когда начинал строиться нынешний комбинат им. Ильича, о ней помнили. А вот при строительстве "Азовстали" во внимание принимались совершенно иные вещи.

Представьте себе, так могло случиться, что комбинат «Азовсталь» мог вовсе не появиться в нашем городе. И сегодня на его месте так бы и остался живописный уголок природы - мыс, возвышающийся над морем и изрезанный Бузинной балкой.

В качестве подходящего места для строительства "южной Магнитки" рассматривалось два варианта - в устье реки Миус, ниже Таганрога (но оно было далеко от моря) и в Мариуполе.

Миус предлагали американские специалисты, так как эта река полноводнее Кальмиуса. Но в итоге советские инженеры при проектировании  водозатратного металлургического производства нашли решение еще лучше, чем полноводный Миус или мелководный Кальмиус  - Азовское море. К сожалению, о судьбе самого моря в то время никто не думал. К тому же, рядом порт, развитая транспортная инфраструктура. Это и решило дело.

Интерес вызывает и тот факт, что местность, на которой начали строить завод, никакого отношения к Жданову не имела и входила в земли войска Донского. Их уже потом передали Мариуполю, когда завод был построен.

Спустя несколько лет размещение площадок для строительства "Азовстали" и "Маркохима" назовут непродуманным. А тогда, в 30-х годах, прежде всего, искали вариант, как можно сэкономить на транспортных расходах. О розе ветров и о том, что в будущем дым труб накроет полгорода, никто вообще не помышлял. Жажда экономить была настолько сильна, что даже прошлый опыт, а именно: условия, согласно которым за пределами Мариуполя в 1897 году построили завод «Никополь» Мариупольского горно-металлургического общества (впоследствии комбинат им. Ильича), во внимание приняты не были.

Проектировалась «Азовсталь» очень быстро, проект готовил Ленинградский Гипромез.

А пока суть да дело,  на месте будущей ударной стройки уже начинал расти поселок Бузиновка, там, где сейчас располагается стан-3600, - поселок Штангеевка. В 19 веке на этих землях располагались поселки Косоротовка (от фамилии помещика) и Найденовка. На берегу моря у жителей близлежащих поселков, к примеру,  Успеновки,  были земельные наделы. Жизнь у берега моря шла своим чередом: через Кальмиус была проложена паромная переправа. Жизнь кипела на этих благодатных землях.

"В этих местах в 19 веке вообще можно было потеряться, здесь уже никто никого не искал, - рассказывает сотрудник краеведческого музея Лидия Кучугура. - В эти земли в те годы сбегали те, кто что-то натворил в городе и хотел укрыться".

 Однако живописнейший уголок дикой природы безвозвратно погиб в 30-х годах под ковшами экскаваторов.

Холм на берегу Азовского моря безжалостно сравняли экскаваторами,  водометами и огромными лопатами, готовя площадку под будущее строительство.  Высота мыса над уровнем моря достигала 36 метров. Азовстальским грабарям, чтобы расчистить площадку, пришлось снимать 12 метров грунта. 

Клондайк мариупольский

Место, где нынче находится "Азовсталь", могло бы стать настоящим археологическим клондайком.

Лидия Кучугура рассказывает, что устья рек всегда были богаты археологическими памятниками, так как в таких местах, по берегам рек, издавна селились люди. "Здесь, на реке Кальмиус, были поселения и 7, и 4, и 3 тысячи лет назад, кроме того, эти места были богаты разнообразной флорой, много зверей водилось в овражных лесах. Волк, лисица, сурок,  особенно много было кабанов. А в водах водилась такая рыба, как вырезуб, украшения из которой были найдены в этих местах".

Раскопки здесь начались еще до 30-х годов прошлого века. Когда стало точно известно, что строительство "Азовстали" все-таки будет, киевский археолог Николай Макаренко, который проводил в Мариуполе огромное количество времени (пока его, как неугодного власти, не арестовали, - прим.авт.) смог добиться разрешения до начала большой стройки провести в этих местах раскопки. 

На месте нынешней "Азовстали" Макаренко нашел знаменитый мариупольский могильник, на который  своими огромными лопатами наткнулись грабари. Большое число находок из могильника  сейчас сберегается в краеведческом музее, а сам зал с экспонатами многотысячной давности вызывает неподдельный интерес у мариупольцев и гостей города.

Раскопки в Мариуполе проводились комплексно, и в 1930 году археолог работал возле театра, раскопал курган в Ильичевском районе.

На "Азовстали" Макаренко договорился с Яковом Гугелем, который на тот момент возглавлял "Азовстальстрой", чтобы можно было проводить поисковые работы на тех местах, которые пока не заняли под строительные площадки будущих цехов. Но когда Гугеля командировали на Магнитогорский комбинат, на деятельность археологов в Жданове перестали обращать внимание, ударными темпами строя все новые объекты.

При этом Макаренко смог добиться, чтобы в первый год раскопки финансировались из местного и государственного бюджетов. Но когда, в последующие годы, Макаренко оказался в немилости у власти, в финансировании ему было отказано - тогда его только и поддерживал краеведческий музей да супруга.

Интересно, что в СССР на начальном этапе всех гигантских строек всегда давали возможность поработать археологам. Так, впервые такую практику ввели при возведении ДнепроГЭСа.

IMG_0234
IMG_0242
IMG_0236
IMG_0237

Экологические потери

За 80 лет существования комбината легкие мариупольцев перекачали сотни тысяч тонн отравленного воздуха. Однако только в последние несколько лет вопросы экологии  стали по-настоящему острыми для Мариуполя.

Городские власти недоумевают и негодуют: с чего бы  такое пристальное внимание к экологии сейчас, когда в советское время выбросы были гораздо больше, и ищут какой-то политической подоплеки. Однако ответ на все эти вопросы очевиден - информация! После того, как экологическая информация стала более открытой, горожане были просто шокированы. Сотни тонн пыли в год падает на головы каждого жителя города. И не замечать этого просто невозможно. Особенно когда стала меняться все та же пресловутая роза ветров, а Мариуполь начали накрывать страшные смоговые дни.

Митинг 4 ноября 2012 года войдет в историю как событие, во многом перевернувшее отношение мариупольцев к себе и проявлению острого нежелания дальше лишать себя права на чистый воздух.

И кто бы что ни говорил, в чем бы ни упрекали экологических активистов, нельзя не признать, что только благодаря тем 13 тысячам мариупольцев, вышедшим на митинг, было принято решение о закрытии азовстальской аглофабрики. И теперь  Мариуполь, в частности Жовтневый и Приморский районы, могут дышать свободно.

К слову, на торжественном мероприятии по случаю 80-летия "Азовстали" жителям сообщили, что благодарить за это они должны не себя, а экс- генерального директора комбината им. Ильича Владимира Бойко. Как оказалось, это он уговорил Рината Ахметова закрыть азовстальскую аглофабрику.

И все же мы без него никуда

Объективность превыше всего... Согласитесь, было бы несправедливо говорить только о минусах, которые получил город в результате такого вероломного и необдуманного строительства на берегу уникального Азовского моря. Давайте подумаем и том, что же все-таки приобрел Мариуполь вместе с новым заводом.

Во-первых, Орджоникидзевский район. Он появился в нашем городе только благодаря «Азовстали». Город в середине прошлого века стал разрастаться, а все благодаря  ударным стройкам, на которые в наш город приезжало большое количество молодежи, а прежде всего инженерные кадры.  Сегодня на комбинате трудится 12 тысяч человек (а ведь еще несколько лет назад цифра доходила до 16 тысяч ). Согласитесь, рабочие места - это важно.

Во-вторых, налоговые поступления в бюджет. После строительства "Азовстали" они возросли существенно, и Мариуполь (Жданов) всегда считался обеспеченным и благополучным городом.

В-третьих, спонсорство. В лице "Азовстали" город получил надежного партнера в реализации многих социальных программ.

Стоят ли все эти блага загубленного моря и практически мертвой реки? На этот вопрос у каждого свой ответ. Наверняка, для владельцев предприятия, черпающего прибыль от работы метгиганта, такие мелочи не много значат. А для нас, мариупольцев? А для Украины в целом?

Утопия...

Давайте немного пофантазируем и представим себе  утопическую картину, что бы могло произойти, если бы в 1930 г. в Мариуполе  не заложили  новый метгигант, и  горожане бы имели один метзавод за пределами города, который бы обслуживал торговый порт.

С одной стороны, в городе было бы на 12 тысяч рабочих мест меньше. Но с другой, и численность населения была бы на порядок меньшей, ведь тогда к нам бы не приезжала огромная армия строителей, многие из которых так и остались в городе.

Зато  горожане  могли бы использовать огромные рыбные запасы реки и моря, наблюдать, как впадает в море река Кальмиус. И тогда Мариуполь  прослыл бы не только как город моряков, но и рыболововов.

И уж , несомненно, Мариуполь  точно получил бы славу  курортного города, ведь о целебных свойствах азовских грязей, да и самой морской воды слагали легенды.   Больше того: Маруполь бы мог  стать  украинским "Голливудом" и имея  такие разнообразные локации, как заводы,  стал бы достойной съемочной площадкой.  В  конце- концов, "Фабрика грез" появилась не в Нью- Йорке...

P.S. Сайт 0629.com.ua благодарит Мариупольский краеведческий музей за помощь при подготовке материала.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
В Мариуполе 47-летний водитель маршрутного автобуса №156 возил пассажиров в нетрезвом состоянии. Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции Донецкой области. Сегодня около 12:00, во время патрулирования проспекта Металлургов в Центральном районе инспекторы патрульной полиции заметили маршрутный автобус Богдан, водитель которого при изменении направления движения не подал сигнал соответствующим указателем поворота. Чтобы не задерживать пассажиров, инс...
Общество
Сегодня в ходе исполкома Мариупольского горсовета утвердили схему санитарной очистки города. Это решение стало очень важным для развития города на пути к строительству современного полигона ТБО и мусороперерабатывающего комплекса. На базе карты будут формироваться меры по утилизации мусора. Цель схемы - разработка комплекса мероприятий, направленных на охрану окружающей среды (воздуха, почвы, воды) и здоровья населения от негативного воздействия твердых бы...
эксклюзив
29 июля с 18.00 по 19.00 на расстоянии приблизительно 6 км от Широкино утонуло гражданское грузовое судно, которое следовало в направлении берега временно оккупированной территории. Об этом 0629 стало известно из собственных источников в украинской разведке. Важно отметить, что судоходный канал, по которому суда идут в Таганрог проходит в 20 км от Широкино. А это судно затонуло приблизительно в 6 км от берега. Со слов очевидцев, никаких взрывов, других неш...
Политика
Вчера, 14 августа, в зоне проведения операции Объединенных сил погиб Федор Федорович Балахчи, 1972 года, из г. Сартана Одесской области, старший матрос одного из подразделений Военно-Морских Вооруженных Сил Украины. "В районе выполнения боевых задач по защите независимости и территориальной целостности Украины на территории Донецкой и Луганской областей, погиб наш боевой собрат - морской пехотинец старший матрос Балахчи Федор Федорович, отдав свою жизнь за...
Криминал
Сегодня ночью на проспекте Строителей мужчина пытался похитить бордюры. Об этом сообщила пресс-служба патрульной полиции Донецкой области Внимание патрульных привлек автомобиль ВАЗ 2101, водитель которого двигался с нарушением Правил дорожного движения. Инспекторы остановили нарушителя для проведения профилактической беседы. Во время общения в салоне автомобиля на заднем сидении полицейские заметили бордюрные камни. Выяснилось, что еще несколько бордюров л...
Общество
В новом учебном году в школах Мариуполя в рамках проекта "Новая украинская школа" будут открыты 160 первых классов и школьники будут учиться в особых условиях. Об этом 0629 сообщил заместитель городского головы Александр Кочурин. “Для первоклассников будут предусмотрены отдельные парты. Им не нужны портфели”, - рассказал он. По словам зам.городского головы, подрядчики из Киева и Харькова уже завершают изготовление парт. Уже 18 августа их привезут в Мариупо...
Общество
Завершение асфальтирования проезжей части вокруг Театрального сквера уже дает свои плоды. Пока, правда, не для автолюбителей, а приверженцев экологического транспорта  и здорового образа жизни... Как убедился корреспондент 0629, по вечерам  здесь можно ощутить  особую атмосферу. Новый асфальт пришелся по душе горожанам, а особенно малышам - они с упоением катались на багги и самокатах Рады новому покрытию и те, кто решил научиться кататься на роликах.  И д...
Общество
Завершается реконструкция технического лицея и ОШ №66. Уже 1 сентября учебные заведения откроют свои двери для школьников. Об этом 0629 сообщил заместитель городского головы Александр Кочурин. “И технический лицей, и опорная школа находятся на одинаковых стадиях готовности. Сейчас в учебных заведениях стелят линолеум, завозят новую мебель, устанавливают интерактивные доски”, - рассказал зам.городского головы. Кочурин отметил работу подрядчика в техническом...
Политические новости
Все чаще из уст независимых от власти экономистов можно услышать тезис о том, что Украине не нужен МВФ и его кредиты. Более того, в июне текущего года прошло практически незамеченным одно серьезнейшее заявление Якова Смолия, нынешнего Главы НБУ. В нем он так же подтвердил, что до 2020 года мы в состоянии продержаться без кредитов. А далее, вопрос выживания отечественной экономики зависит от разумных и реальных реформ. При этом большинство нынешних власть и...