Контрагенты требуют полную либо частичную предоплату за свои товары и услуги. В результате предприятия вынуждены отвлекать собственные средства из оборота либо брать кредит в банке, чтобы реализовывать крупные сделки, участия в тендерах. При этом компания после предоплаты несет риски, связанные с несвоевременной поставкой товара, появлением кредитной или дебиторской задолженности. Поэтому предприятия все чаще стали использовать банковские гарантии.

Смысл банковской гарантии состоит в том, что она обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). При этом за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.
Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство. Это абстрактная сделка. Однако это еще не означает, что банковская гарантия может выдаваться при отсутствии основного обязательства. Кроме того, гарант может отказаться от исполнения требований бенефициара если докажет, что бенефициар действовал сознательно в ущерб гаранту. На этих позициях находится зарубежная практика, которая исходит из того, что доказательство обмана - единственное исключение из принципа независимости банковской гарантии.

Банковская гарантия часто помогает компаниям проводить транзакции с контрагентами, с которыми в других условиях они, скорее всего, не стали бы иметь дело. Многие поставщики часто предпочитают вести бизнес с клиентами, имеющими банковскую гарантию, так как это устраняет риск того, что они не получат соответствующую оплату за продаваемый товар.