Сколько должен стоить проезд в коммунальном транспорте Мариуполя, - ФОТО
С 1 мая в Кривом Роге весь коммунальный транспорт стал бесплатным для горожан. Эта новость вызвала горячую реакцию в Мариуполе. «Вот как надо городом управлять!» - писали в редакцию мариупольцы, с горечью констатируя, что в Мариуполе – одна из самых высоких в Украине стоимость проезда. Но хотели бы мариупольцы бесплатно ездить в таких же троллейбусах, как криворожане? И бывает ли вообще «бесплатный транспорт»?
Давайте разбираться.
Как бы бесплатный
Идея бесплатного коммунального транспорта не нова в Украине. Бесплатный проезд уже вводился в средине 90-х в Одессе и Днепре.
В Днепре бесплатный проезд был отменен через полтора года, в Одессе популистский эксперимент длился с 1994 по 1998-й. За это время горэлектротранспорт в городе практически умер. Если до эксперимента в Одессе ежедневно на маршруты выходило 160-170 трамваев и 200 троллейбусов, то к 1998 году – всего 30 трамваев и 40 троллейбусов.
То есть фактически город остановился – люди брали штурмом маршрутки, а добраться куда-то из точки А в точку Б стало настоящим испытанием для горожан.
Попытка ввести бесплатный проезд в это самое время предпринималась и в Мариуполе. Как рассказал 0629 экс-мэр Мариуполя Михаил Поживанов, такая инициатива действительно была. Но ее зарубило финансовое управление горсовета. До реализации дело не дошло, говорит Михаил Поживанов.
А все почему? Да потому что бесплатного транспорта не существует в природе. Горожане так или иначе за него должны заплатить.
По факту, сейчас мы платим за транспорт дважды – часть средств идет на транспортные услуги из налогов, которые со своих зарплат мы перечисляем в городской бюджет, а часть – непосредственно кондуктору. Если отменить оплату кондуктору, услуги транспорта не станут дешевле. Просто чтобы поддержать коммунальный транспорт в рабочем состоянии, больше денег нужно перечислить из наших налогов. Забрать от образования, медицины, убрать их с ремонта дорог или еще откуда-то, то есть, сократив бюджет развития до минимума, перевести деньги в бюджет проедания. Именно так поступают сейчас в Кривом Роге
Что происходит с транспортом в «бесплатном» Кривом Роге
Мы связались с журналистами сайта Кривого Рога 0654.ua и расспросили, в каком состоянии их бесплатный коммунальный транспорт находится сегодня. Вместо ответа на этот вопрос, нам стали присылать десяток ссылок на новости, про горящие вагоны.
«В Кривом Роге на ходу загорелся скоростной трамвай с пассажирами», «В Кривом Роге из-за поломки на скоростном трамвае люди шли через тоннель до ближайшей станции пешком», «В Кривом Роге загорелось оборудование в скоростном трамвае», «В Кривом Роге состав скоростного трамвая сошел с рельсов»…
Эти происшествия случаются в городе каждый месяц.
Сопредседатель фракции ПП "Сила людей" в Криворожском горсовете Юрий Милобог рассказал 0629, в каких условиях принималось решение о бесплатном проезде.
«В Кривом Роге за последние несколько лет обновлено лишь 10% коммунального транспорта. Обновление парка осуществляется за счёт кредитных средств, которые предоставлены Европейским банком реконструкции и развития. Понятно, что кредитные договоры необходимо будет выполнять. А тем временем из городского бюджета 2021 года на содержание трёх коммунальных транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, выделено около 850 миллионов.
На фото - салон коммунального троллейбуса, фото из группы Фб "Транспорт Кривого Рога"
Парк электротранспорта в Кривом Роге на сегодня изношен - старые троллейбусы в дождь бьются током, а трамваи горят на ходу. Троллеи через сверхнормативную изношенность рвутся от ветра. Причиной такой ситуации является популизм. У нас кичились самыми низкими тарифами на перевозку пассажиров, теперь пиарятся на бесплатном проезде.
На мой взгляд, городской совет должен ставить задачу администрации коммунальных предприятий уменьшить убыточность, перевозить больше пассажиров, добиться снижения расчетного экономически обоснованного тарифа. Вместо этого, они превращают их в бюджетные учреждения, которым не нужно заботиться о доходной части и бороться за пассажиров. Однако следует понимать, что расплачиваться за такие решения будут потребители услуг – пассажиры», - убежден депутат.
Собственно, пассажиры уже расплачиваются.
ФОТО из социальных сетей Кривого Рога
Причем не только простаивая на остановках, но и погрязая в коммунальных проблемах.
«В Кривом Роге ежедневно происходит по 10 порывов водовода. То в одном, то в другом районе нет воды. А вместо того, чтобы решать проблему, у нас открывают музей Горводоканала, дотируют бесплатный проезд в транспорте», - говорит редактор сайта 0654.ua Светлана Романенко.
На сегодня бюджет развития в Кривом Роге (а по количеству жителей и числу промышленных предприятий Кривой Рог идентичен Мариуполю) составляет 300 миллионов гривен. В Мариуполе бюджет развития – 1,2 миллиарда гривен. Как говорится, почувствуйте разницу.
Дорогой Мариуполь
Мариуполь и Киев на сегодня имеют самую высокую стоимость проезда в Украине. (Киев готовит очередное повышение тарифов. В метрополитене просят поднять стоимость проезда с 8 до 21 грн. А мэр Киева Кличко заявил, что себестоимость проезда в наземном транспорте на сегодня 15 грн. Примерно такой и должна бы цена за проезд).
По словам главы департамента транспорта Мариупольского городского совета Василия Клата, повышение тарифов на проезд сегодня готовят в большинстве городов страны. Это решение назрело. Потому что ресурс старой техники не бесконечен, как ты ее не восстанавливай.
«В вопросе стоимости проезда всегда есть две цены – политическая и экономическая, - поясняет Василий Клат. - Когда в Мариуполе поднимали стоимость проезда с 6 грн до 8-ми, это тоже был политический тариф, но очень близкий к экономически обоснованному. Однако с тех пор росли расходы по содержанию МТТУ, не зависящие от Мариуполя: дорожала электроэнергия, запчасти, росла заработная плата на предприятии, а значит, и налоговые отчисления. А без роста зарплат мы не можем удержать сотрудников, особенно водителей», - говорит глава департамента.
И поясняет, из чего складывается экономика транспорта.
«В Мариуполе мы замеряем пассажиропоток в разное время суток. В зависимости от этих замеров, расставляем транспорт по маршрутам. Если этих замеров не делать, то на некоторых машинах мы будем возить воздух. Экономика строится от работы транспорта, от того, сколько километров он проехал на маршруте, и какое количество людей перевез.
У транспорта есть показатель работы – количество перевезенных пассажиров за 1 км пути.
Приведу пример в простых числах. Усредненная стоимость 1 км пути - 50 грн. Если мы хотим, чтобы стоимость проезда была 2,5 грн, то нужно разделить 50 на 2,5. И мы получаем количество пассажиров на 1 км пути, при котором проезд по такому тарифу будет рентабельным. То есть, чтобы цена проезда была 2 грн 50 копеек, троллейбус или автобус на каждом километре должен перевозить не менее 20 человек, которые платят.
В Мариуполе загруженность маршрута (не пиковая, а среднесуточная) - от 1 до 1,5 человека на километр пути. На некоторых очень популярных маршрутах – 2 человека на 1 км. Вот и считайте, сколько должен стоить проезд при такой загрузке».
Но откуда берется себестоимость километра?
Василий Клат утверждает, что 65% себестоимости километра – это заработная плата сотрудников. Энергоносители (дизель, электроэнергия) – еще 15-20%. Ремонт и содержание техники и контактных линий – примерно 8%. (Пока техника в Мариуполе новая, содержание сводится к замене порванных пассажирами сидений, восстановлению разбитых пассажирами окон и текущее техобслуживание). Около 7% - выплата кредита, который муниципалитет брал на покупку новых автобусов и троллейбусов. В этом году Мариуполь заплатит свой первый транш по кредиту в размере 40 млн. грн.
На фото - новые бесконтактные троллейбусы в Мариуполе
«Согласно социологии, которую проводили в Мариуполе, более 80% горожан довольны тем, как работает коммунальных транспорт. Но надо понимать: всё имеет свою цену», - подчеркивает Василий Клат.
Возьмем для примера мариупольский трамвай. Если вам просто предложить: а давайте откажемся от использования трамваев в Мариуполе, вы 100-процентно скажете, что это ужасное, ошибочное, убийственное решение.
А если сказать об этом по-другому?
Протяженность трамвайных рельсов в Мариуполе – 50 км. Они настолько износились, что на некоторых участках их просто опасно эксплуатировать.
Знаете, сколько нужно денег, чтобы заменить все рельсы в Мариуполе? 3 миллиарда гривен! Это почти годовой бюджет Мариуполя. А теперь сделайте выбор – отказаться от трамваев в Мариуполе или сохранить их, но повысить стоимость проезда. Сложный выбор.
«Мы сейчас ищем возможность государственного финансирования, грантовой помощи на замену рельсов. На сегодня абсолютно ясно, что никакой городской бюджет не сможет профинансировать замену рельсов в таком объёме», - поясняет глава департамента транспорта.
По словам Василия Клата, пассажиропоток с начала эпидемии коронавируса сократился в Мариуполе на 25-30%. И это падение наложилось на подорожание энергоресурсов, рост зарплат на МТТУ. В такой экономической ситуации повышение стоимости проезда неминуемо.
«Мы сейчас проводим расчеты. В течение месяца представим результаты. Но примерно я могу сказать, что экономическая стоимость проезда в Мариуполе – от 16 до 20 грн. Понятно, что такую цену никто не введет. Будет установлена политическая цена. И какой она будет – я не знаю».
А как у них?
В Европе есть примеры использования безоплатного коммунального транспорта. Однако там эти решения принимались не популистами, а экономистами. И они имеют под собой экономическое обоснование.
Например, бесплатный транспорт работает в крошечном государстве Люксембург. Оно находится между Германией, Бельгией и Францией. Огромное число людей не живут в Люксембурге, а приезжают сюда на работу из Франции, Германии и Бельгии, потому что в Люксембурге зарплаты намного выше.
Соответственно, люди приезжают, работают, платят налоги в Люксембурге. Но каждый вечер возвращаются к себе домой, в другую страну.
Правительство посчитало, что если каждый приезжий работник будет передвигаться туда-сюда на собственном автомобилей, государство станет в пробках. Оно же крошечное! Правительству потребуется вкладывать огромные деньги в строительство подземных парковок (для наземных там просто нет места) и транспортных развязок. Правительство посчитало, что намного дешевле будет оплатить работу транспорта из госбюджета и не тратить деньги на строительство транспортной инфраструктуры. Так в Люксембурге еще и экологию сохраняют.
Бесплатный проезд введен и в Таллинне. Он, правда, безоплатный только для местных. Туристы – платят.
Здесь тоже экономически просчитывали плюсы и минусы. Как рассказали нам в таллиннском муниципалитете во время визита в Эстонию, безоплатный проезд вводился для создания в городе большого IT комьюнити. Это был один из бонусов для айтишников. В Таллинне просчитывали, сколько они потратят из бюджета на транспортные расходы, а сколько они получат от перерегистрации в городе налогоплательщиков из сферы IT с их высоким уровнем зарплат. Это оказалось выгодно, и муниципалитет пошел на это. Причем важно заметить, что когда это решение принималось, в Таллинне уже был обновлен состав техники на 90%. Что, конечно, упрощало экономику процесса. Таким решением муниципалитет еще и разгружал старый Таллинн от частного транспорта.
В Мариуполе экономического основания для введения бесплатного проезда нет. От слова совсем. Это было бы губительное и крайне популистское решение. Город вынужден искать баланс между экономической ценой и платежеспособностью населения. По-другому не получится в бедной стране.
Анна Романенко
Коментарі