• Головна
  • Побочные эффекты мариупольского муниципалитета
#Субботний разговор
09:00, 10 квітня 2021 р.

Побочные эффекты мариупольского муниципалитета

#Субботний разговор
Побочные эффекты мариупольского муниципалитета

За последние пять лет Мариуполь изменился. Местами он стал приятным для жизни. Ожил. Трансформации трудно не заметить, и отрицать успехи команды Метинвеста, которая в 2015 году победила на выборах и получила монопольную власть в Мариуполе, можно только со зла.

Мы не идеализируем работу нового муниципалитета. Проблемных мест в городе много. Но и не замечать позитивных перемен тоже нельзя. Обновляется транспорт, развиваются ОСМД, меняется система уличного освещения, системно решается проблема воды (дольше, чем обещано, но решается), не говоря уже про парки, пирсы и прочее.

Похоже, выходцам из Метинвеста удается применить методы управления, используемые в бизнесе, и к сити-менеджменту. Цели ставят масштабные, деньги на их реализацию  - находят, равно как и способы обойти сложные бюрократические процедуры, свойственные государственной системе управления. И получают результат.

Горожане на последних выборах своими голосами показали, что в принципе не против, чтобы городом так управляли и дальше. Многие в Мариуполе любят мэра, несмотря на его очевидную зависимость от Ахметова. Почему?

Возможно, вы видели фильм «Сирота Бруклин». События там развиваются в Нью-Йорке 50-х годов, но герои говорят будто о Мариуполе 2020-х. Один из героев фильма объясняет детективу, почему народ так любит большого босса, ведь он же страшный человек, коррупционер. Он может снести любой дом, любой парк, любой квартал и построить там дорогу или то, что ему нужно. И люди не возненавидят его за это. «Почему?» - восклицает детектив. «Да потому что, если ты строишь парки (в другом переводе - фонтаны), ангелы на твоей стороне. Ты - неуязвим».

Люди любят гулять по современным аллеям, газонам, посидеть на новой лавочке у фонтана. И за такую возможность готовы многое простить. Например, некоторые побочные эффекты от деятельности местной власти.

В случае с мариупольским муниципалитетом побочных эффектов мы наблюдаем два. 

Первый  - привычка вертикально интегрировать всё, с чем  соприкасаются

«Метинвест – вертикально интегрированная компания... Обеспечивает весь производственный процесс от... и до…» Эти слова как мантру знает каждый, кто когда-то работал в этой компании. Монополизировать всё, что поддается монополизации – и контролировать. Этот принцип заложен в основу корпоративной культуры Метинвеста и – теперь и в основу системы городского управления метинвестовского муниципалитета.

Поэтому у нас исчезают частные автоперевозчики, частные асфальтные компании, частные аптеки, частные компании по стирке, уборке, питанию в школах и даже частные переработчики биогаза. А вместо них образуются коммунальные предприятия, которые пожирают налоги мариупольских налогоплательщиков. Но зато власти их легко контролировать, регулировать и влиять.

Второй побочный эффект – неподотчетность перед громадой

Это тоже последствия неразрывной связи муниципалитета с монопольным бизнесом. Монопольный бизнес не привык считаться ни с кем. Он сам диктует условия и правила. Мнение окружающих его интересует только в части помешает оно или не помешает вертикально-интегрированным непрерывно улучшающимся операционным планам предприятия. 

По итогам 2021 года Мариуполь занял первое место в рейтинге прозрачности по версии Transparency International Ukraine, набрав 86 баллов. Но вот с рейтингом подотчетности городской власти своим громадам в Мариуполе – беда. Здесь Мариуполь получил всего 32 балла. 

Ну не хочет власть отчитываться о своих действиях перед жителями. Нет такой привычки. Не успела она выработаться, видимо. И это большая проблема, которая в конечном итоге и выливается в такие ситуации, как с Городским садом. Сами порешали всё с Метинвестом, сами пролоббировали, поставили громаду перед фактом и обиделись, ну почему же люди нас не поддержали.

С побочными эффектами метинвестовского муниципалитета на самом деле бороться можно. Причем инструменты для противодействия придуманы давно и называются они – общественный контроль.

По состоянию на сегодня ни одно коммунальное предприятие Мариуполя не имеет наблюдательного совета от общественности. Существование таких советов предусмотрено законодательством, но не обязательно. Естественно, что муниципалитет не будет сам инициировать их создание. Зачем ему какие-то люди от общественности, которые будут следить за решениями, принимаемыми в КП, задавать вопросы, заказывать экспертизы. Но нам, громаде, такие советы очень нужны. Без них мы никогда не узнаем доподлинно, из чего состоят наши тарифы, и не завышены ли они. Как формируется заработная плата сотрудников и руководства коммунальных предприятий. Рационально ли расходуются деньги мариупольских налогоплательщиков.

Если бы у Городского объединения парков (коммунальное предприятие, которое объединяло все городские парки Мариуполя; сейчас уже расформировано – прим.авт.) в 2011 году был наблюдательный совет, то громада уже тогда бы знала о планах Донецкой торгово-промышленной палаты откусить землю от парковой зоны и превратить ее в выставочный центр или кафе. А так мы узнали об этом только сейчас, когда изменить ситуацию  почти невозможно.

Не обязательным, но очень важным органом контроля является и Общественный совет при исполкоме. В 2015 году такой совет был создан. Рождался он с трудом, тормозился командой тогдашнего мэра Юрия Хотлубея. А новый муниципалитет Вадима Бойченко сделал всё, чтобы совет и вовсе прекратил свое существование. Люди, которые в него входили, были некомфортными для власти.

Общественный совет по закону должен переизбираться каждые два года. Тогдашний секретарь городского совета Степан Махсма утверждал, что перевыборы должен объявлять сам совет. Но он сроки перевыборов просрочил, а значит, прекратил свое существование. Глава совета Лидия Мугли доказывала обратное. Она говорила, что перевыборы совета должен инициировать муниципалитет и требовала начать процедуру.

Они спорили. И споры закончились тем, что Общественного совета у нас больше нет. А значит, контролировать многие важные решения еще на этапе их подготовки громада не может. В результате исполнительная власть перед громадой не отчитывается. Она сама себе начальник. 

Общественный совет (Громадську раду) можно было бы создать заново. В Мариуполе всего около 10 активных общественных организаций, которые существуют не на бумаге, а ведут активную деятельность. Они могли бы составить новый Общественный совет. Но этого никогда не случится, если активисты  будут ждать инициативы от муниципалитета, зависимого от Метинвеста.

Похоже, первую пятилетку правления своих ставленников Ринат Ахметов делал «инвестиции» в этот город, а сейчас решил начать получать «дивиденды» в виде Городского сада, стадиона, возможно, чего-то еще.

Действенные и эффективные организации общественного контроля – единственный способ сдержать растущие аппетиты Метинвеста. 

Анна Романенко

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Городской сад #Метинвест

Коментарі

Показувати новий коментар:
внизу вгорі
Мойша
10 квітня 2021 р., 10:26
Аппетиты Метинвеста сдерживать невозможно. Контролировать вам никто ничего не позволит. Ну создадите вы наблюдательный совет. И что? Его****ов просто запугают или купят. Особо активного случайно грохнут в темном переулке или случайно попадет под машину. Ну там вариантов много. Скорее надо ликвидировать сам Метинвест..
Вопрос
10 квітня 2021 р., 11:38
Когда 0629 напишет о реальном состоянии дорог? Кто за это несёт ответственность? Когда они будут отвечать за свои преступления?
Галина
10 квітня 2021 р., 12:20
Всё так и есть
лев
10 квітня 2021 р., 12:27
Объективные условия и субъективный фактор.  Одно и то же лицо возглавляло Общественный совет и было****ом исполкома . Результат- нет общественного совета! Необходимо срочно инициировать его создание!
123456
10 квітня 2021 р., 12:31
И в набсоветы, и в Общественный совет будут избраны удобные для власти люди. Если эти советы когда либо и будут.
live comments feed...