
Социально-культурные предпосылки ведения бизнеса
Установление деловых отношений, пожалуй, одна из главных задач успешного ведения бизнеса. Однако нередко эти отношения усложняются, сталкиваясь с незнанием социально-культурных традиций и особенностей общения в различных культурах. Помочь в этом разобраться может Георгий Трефилов.
Большое влияние на любое взаимодействие оказывают невербальные средства общения. Можно сколько угодно писать и говорить, например, о болгарской традиции при отказе кивать головой, в отличие от традиций других культур, сверху вниз, но достаточно один раз столкнуться с этим. Одно дело знать, а другое – применять на практике. Однако знать все-таки надо. Как известно, «кто предупрежден, тот вооружен».
Остановимся, например, на манипуляциях. Известно, что это форма общения, в основе которой лежат различные уловки, позволяющие достичь своей цели за счет другого человека. Вот одна из самых распространенных ситуаций, описанных в литературе. Необходимо выполнить некий сложный, но мало оплачиваемый заказ. Причем нужно выполнить срочно. Как убедить работников это сделать? Менеджер вызывает одного из них и начинает уверять, что никому, кроме него, не может доверить выполнение этого задания, от которого зависит будущее всего отдела, фирмы и т.д. Ощущая свою значимость, работник прилагает максимум усилий, чтобы выполнить работу. Но значимость-то мнимая, потому что это просто лесть, позволяющая использовать работника в своих целях. Кстати, рано или поздно он поймет это, и его отношение к руководителю-менеджеру изменится. Впрочем, это совершенно не означает, что руководителю в следующий раз не удастся манипулировать им. Хотя не исключено, что для этого придется применить другой прием, например, сослаться на авторитетное лицо, которое якобы рекомендовало работника как «лучшего из лучших».