Дорога домой. Как уникальную икону греков больше 30 лет пытаются вернуть в Мариуполь

В конце XIII века уникальная деревянная икона «Святой Георгий с житием» начала свой долгий путь. Вместе с греками и другими христианами, населявшими Крым и по приказу Екатерины отправившимися заселять Приазовье, она проехала тысячи километров, прежде чем попала в Мариуполь.

Икона – действительно уникальная. Деревянная, рельефная, византийского происхождения. Датируется серединой XI или началом XII века. В центре - позолоченная фигура великомученика Георгия, по бокам от него -  в киоте размером 107х82х7.5 см - помещён усечённый цикл из 10 сюжетов жития святого. Подобных икон в мире осталось всего четыре.

Мариупольская сохранилась чудом.

Как рассказала председатель Федерации греческих обществ Украины Александра Проценко-Пичаджи, мариупольские греки прибыли в приазовские степи с двумя ценными иконами. Одна из них – Георгия, а вторая, - Богоматери Одигитрии. Святой лик Богоматери был выполнен в очень дорогом окладе, украшенном рубинами. После революции она исчезла, судьба иконы неизвестна.

А вот Святого Георгия удалось спасти.

Дорога домой. Как уникальную икону греков больше 30 лет пытаются вернуть в Мариуполь, фото-1

Первоначально икона хранилась в личной резиденции митрополита Игнатия. В Мариуполе не было церкви в честь Георгия. В 1780-м году, на месте старой деревянной Свято-Николаевской церкви, построенной запорожскими казаками, заложили новый храм, Харлампиевский. Вот в нем один из приделов и посвятили святому Георгию. После завершения строительства Харлампиевского собора икону перенесли туда.

В 30-х годах коммунисты снесли собор. Многие реликвии, которые там хранились, были утрачены. Однако не икона. 

Сегодня не известно, кто ее прятал и где. Но, как рассказала нам зам. директора Мариупольского краеведческого музея Раиса Божко, сохранился документ периода оккупации города немцами.

В годы оккупации музей работал. И оккупационные власти проводили опись реликвий и экспонатов, которые там хранились. Так вот в описи зондеркоманды значится, что известная старинная икона Святого Георгия с житием хранилась в музее, но была сожжена.

Раиса Божко предполагает, что кто-то из музейных работников спрятал икону и внес данные, как будто она сгорела, для того чтобы спасти реликвию.

Сегодня уже нет в живых тех людей, кто помнит, как нашли икону и как после войны ее вернули в музей. Но в том, что без музейных работников она была бы либо уничтожена, либо вывезена в Германию, нет никаких сомнений.

Новая история «Святого Георгия с житием» началась в 70-х годах прошлого века, когда об уникальной иконе узнали в Киеве.

В Мариуполь приехала сотрудница Национального художественного музея Л.Миляева. Она исследовала икону. Позже Миляева писала в своих научных статьях, что нашла икону среди тряпок и швабр в подсобке музея. 

«Конечно, это неправда. Не понятно, зачем эта ложь распространялась, в том числе и в средствах массовой информации, - говорит Раиса Божко. – Это очень неприятно. На самом деле, икона хранилась в кабинете директора музея на первом этаже. И она вообще сохранилась и уцелела только благодаря сотрудникам Мариупольского краеведческого музея, которые знали о ценности «Святого Георгия».

К тому времени «Георгий» нуждался  в реставрации. Икона выполнена из дерева – хрупкого материала в контексте столетий. Она пережила войну, ее прятали, естественно, без соблюдения температурного режима и других специальных условий хранения. Всё это нанесло реликвии вред. Поэтому в музее восприняли позитивно то, что «Святого Георгия» увезли на реставрацию в питерский музей. Но после реставрации икону в Мариуполь не вернули. Ее перевезли в Киев и оставили в Национальном художественном музее, где она хранится и сейчас.

Греческая диаспора борется за возвращение своего оберега, начиная с 90-х годов прошлого века.

«Мы писали письма, обращались во все инстанции, однако не находили отклика. Икона Святого Георгия – это наша реликвия. Это важно и ценно для греков-переселенцев, -  рассказывает Александра Проценко-Пичаджи. - Во времена, когда Янукович был губернатором Донецкой области, мы обращались с просьбой вернуть икону в Мариуполь и к нему. Он вошел в наше положение. Так нам показалось. И даже пообещал помочь. Но закончилось дело тем, что он поручил сделать точную копию иконы и поместить ее в храме в Урзуфе.

Урзуфскую церковь, к слову, отстраивали за деньги мариупольцев. Юрий Юрьевич (экс-мэр Мариуполя - ред.), помню, жаловался, что Янукович заставил выделить деньги на урзуфский храм из городского бюджета. И комбинат имени Ильича тогда тоже давал деньги. Точно не помню, но это было больше миллиона гривен».

В общем, копию иконы поместили в церкви Святого Михаила в Урзуфе, а вот о возвращении оригинала речь больше не шла.

Движение за возвращение иконы возобновилось в 2015 году. Группа горожан обратилась к Сергею Таруте, который тогда возглавлял Донецкую область, с просьбой посодействовать решению этого вопроса.

«Национальный музей категорически не хотел возвращать икону в Мариуполь. Сейчас обсуждается возможность создания в Мариуполе   музея одной иконы, но решения пока нет», - сказал Тарута.

Музей должен располагаться в отремонтированном после поджога здании Мариупольского городского совета.

Как уже неоднократно рассказывал городской голова Вадим Бойченко, музей планируют открыть на первом этаже. Там создадут все необходимые условия для хранения раритета – температуру, влажность, освещение. 

Ремонт горсовета завершат в 2022 году. 

«Конечно, поскольку икона – не картина, и имеет большое культовое значение, многие в Мариуполе хотели бы, чтобы для нее была построена часовня, и можно было помолиться. Но пока это невозможно», - рассказал Сергей Тарута.

Сейчас, по его словам, икона восстановлена и законсервирована. То есть технически  она готова к транспортировке.

Надо сказать, что есть два мнения об  идее возвращения раритета в Мариуполь. Одни считают, что реликвия мирового значения должна находиться в столице, в центральном музее, чтобы как можно большее число людей имело возможность видеть ее. Такого мнения придерживаются в Национальном музее. Другие расценивают икону не просто как произведение искусства, а как реликвию греков, их святыню, а потому считают ее возвращение - вопросом культурной, исторической справедливости, сохранением памяти. 

«Икона Святого Георгия -  наш оберег. Мариуполь – ее дом. Она должна вернуться», - говорят в греческом обществе. 

История рассудит, кто был прав.

Мариуполь Георгий Победоносец икона
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии