Какими будут мариупольские школы и детские сады через 10 лет

Сегодня Мариуполь работает над стратегией развития до 2030 года, и одним из 10 направлений является «Образование». Какое состояние образования в городе сегодня, какие вызовы и проблемы существуют у жителей, и чего ожидать уже через 10 лет — рассказывает рабочая группа.

Проблемы и вызовы образования в городе

Среди наиболее важных проблем Мариуполя — изношенность зданий учебных заведений, а также разница в их качестве. Только 70% детей от списочного состава посещают детские сады, хотя 19% мест остаются свободными. В то же время в школах наряду с незаполненными классами есть перегруженные, к тому же существенно отличаются условия обучения и оборудования в различных учебных заведениях. Часть проблем характерна для всей Украины: низкая оплата труда педагогов грозит дефицитом квалифицированных воспитателей, учителей и преподавателей; доступность к внешкольному образованию, которое призвано развивать таланты детей, зависит в первую очередь от местного финансирования, поэтому необходимо найти лучшие форматы для эффективного использования этих средств.

«Мариуполь имеет много особенностей, которые влияют на систему образования. Наличие крупных металлургических предприятий, расположение вблизи моря и развитие соответствующей инфраструктуры, связанной с этим, требует подготовки квалифицированных работников для этих отраслей с одной стороны, а с другой — подготовки по специальностям, которые будут иметь значение при переориентации экономики города на новые высокотехнологичные направления, туризм и другие новые приоритетные сферы. Однако, профессионально-технические заведения, колледжи и высшие учебные заведения, которые не подчиняются городу, очень мало внимания уделяют деятельности, направленной на нужды города. В целом, дети и студенты сегодня меньше мотивированы к изучению естественно-математических дисциплин, а именно они дают перспективы получения высокотехнологических специальностей. Это порождает проблему, когда обучаясь определенным специальностям сегодняшние студенты не могут найти работу в городе, при этом много вакансий остаются открытыми», — подчеркивает Лилия Гриневич, эксперт рабочей группы «Образование», консультант проекта USAID «Демократическое управление в Восточной Украине», министр образования и науки Украины 2016-2019 гг.

Ориентир на кадры, в которых город нуждается

В Мариуполе сегодня среди шести высших учебных заведений, три являются внутренне перемещенными - Донецкий юридический институт МВД, Донецкий государственный университет управления и Донецкий национальный медицинский университет. Город выделил здания, помог выполнить ремонтные работы. Главные проблемы таких перемещенных заведений схожи с проблемами других университетов: как привлечь студентов и высококвалифицированных научно-педагогических работников, как построить инфраструктуру, обеспечить студентов общежитиями и предоставить жилье для работников.

Для Мариуполя чрезвычайно важно развивать систему здравоохранения, а следовательно и медицинское образование. Ведь в ближайшей перспективе именно в этой области в городе ожидается острый дефицит кадров. Поэтому важной задачей является развитие подразделения Донецкого национального медицинского университета, а также увеличение количества направлений, по которым там готовят медицинских работников. А это зависит, в том числе и от позиции основателя заведения — Министерства здравоохранения, отмечают в рабочей группе «Образование».

Стратегическое планирование 

Рабочая группа объединила представителей всех уровней образования города, родительских комитетов и даже бизнеса, так как охватывает очень широкий круг вопросов, требующих всесторонней активной проработки. Определены два стратегических направления:

  • «Качественное муниципальное образование» — будет касаться повышения доступности качественного образования для всех горожан, ведь для каждой семьи очень важно, чтобы их дети в своем городе могли получить лучшее образование, и это является составляющей качества жизни жителей;

  • «Образование для городского рынка труда» — предусматривает привлечение профессионально-технических, колледжей и высших учебных заведений в городские проекты для улучшения их образовательных программ согласно профессиям, необходимых городу.

Рабочая группа работает не только над формированием стратегических целей, но и разрабатывает конкретные проекты, реализация которых будет приближать город к намеченным целям.

«Город должен обеспечить жителям дружественное, безопасное, развивающее дошкольное образование. Это означает, что необходимо модернизировать сеть детских садов, концентрируя средства в наиболее перспективные по количеству детей заведения, обновить их образовательные программы и поддержать работников дошкольного образования. В школах будет создана современная образовательная среда, обеспечено профессиональное развитие и поддержка педагогов, тесное взаимодействие с родителями, будут применяться актуальные инновационные обучающие технологии, в том числе цифровые, для повышения академических достижений, а также развитие «мягких» навыков (коммуникабельность, способность работать в команде, умение быстро осваивать новые знания — ред.). Будет усилено взаимодействие между учреждениями для лучшей образовательной траектории ребенка в каждом из образовательных округов. Особое внимание будет уделяться естественно-математическому образованию, развитию инновационности и предприимчивости в сотрудничестве с бизнесом», — подчеркивает Лилия Гриневич.

Технологический центр образования 

Важной составляющей образовательного процесса, по словам представителей рабочей группы, станет сохранение идентичности, воспитание ответственных граждан, способных сотрудничать, и которые разделяют общечеловеческие ценности. Благодаря тесному сотрудничеству с различными учреждениями и бизнесом, учебные заведения будут формировать у своих учеников и студентов понимание наследия и возможностей Мариуполя, поощрять их к активной вовлеченности в экономическом, социальном и культурном развитии города.

«Предложение образовательных программ в профессионально-техническом, перед высшем и высшем образовании будет отвечать современным и прогнозным потребностям рынка труда города. Университеты должны привлекать большее количество украинских студентов, а также стать источником инноваций для города. В частности, предлагается создание научно-технологического парка в городе на базе Приазовского государственного технического университета и существующих хабов, который будет обеспечивать сотрудничество между наукой и бизнесом, развивать ведущие кластеры для экономики города, содержать бизнес-инкубатор. Для успеха и самореализации каждого жителя Мариуполя должна быть создана возможность образования на протяжении жизни: от маленького ребенка до людей пожилого возраста. Поэтому стратегия охватит все сектора образования. Сам город является основателем учреждений дошкольного, общего среднего и внешкольного образования и несет за них полную ответственность. На эти сектора образования также расходуется почти треть городского бюджета. Поэтому в стратегии им будет уделено особое внимание. В то же время профессионально-технические заведения и колледжи подчиняются областной государственной администрации, учреждения высшего образования — Министерству образования и науки и профильным министерствам. Нас интересует их деятельность с точки зрения развития города: привлечение студентов и подготовки квалифицированных кадров, реализации новых технологических и гуманитарных городских проектов», — отмечают в рабочей группе «Образование».

Как предложить собственные идеи

Жители города могут участвовать в создании десятилетней стратегии. Так, рабочая группа уже закончила аналитический этап: были исследованы тонны социологических опросов и отчетов, определено проблематику и намечены возможности для развития. Сейчас начался креативный процесс — определяются общие визия и миссия Стратегии, эксперты формируют видение развития отдельных сфер на следующие 10 лет. Мариупольцы могут предложить собственные идеи на страницах проекта в соцсетях или отправить на почту [email protected] 

Напомним, разработка Стратегии Мариуполя 2030 реализуется по инициативе Мариупольского городского совета и благодаря поддержке проектов USAID Democratic Governance East (DG-East) и USAID Economic Resilience Activity (ERA). Это весомый вклад в развитие не только жемчужины Востока, но и в целом — Украины. Над документом работают 10 рабочих групп по направлениям: «Чистая окружающая среда», «Культура и спорт», «Трансформация экономики», «Образование и наука», «Технологии», «Дизайн города», «Креативность молодежи», «Функциональность», « здравоохранение» и «Имидж города».

Ключевая идея стратегии развития города на следующие 10 лет — Мариуполь должен стать городом возможностей для каждого, а его жители смогут по максимуму реализовать свой потенциал без необходимости выезжать в другие регионы, города или страны, ведь #ТутВарто и #ТутМожливоВсе. Узнавайте больше на страницах проекта в Facebook, Instagram, Linkedin, а также смотрите форумы и онлайн-марафоны на Youtube-канале.



Мариуполь образование
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии