Стратегия Мариуполя 2030: кто, зачем и как собирает идеи жителей о будущем города
Что объединяет Мариуполь с Лондоном, Нью-Йорком, Гонгконгом, Сингапуром, Токио, Шанхаем или Цюрихом? На первый взгляд кажется немыслимым ставить в один ряд финансовые центры современности с миллионами жителей и город с населением до 500 тысяч. Но все же общие у них есть — это стратегическое планирование в вопросе развития города. Вот уже несколько месяцев мы видим много новостей о работе над «Стратегией 2030». Мы проанализировали всю информацию, разузнали как сегодня проходит работа по планированию и рассказываем почему важно, чтобы жители Донбасса влияли на десятилетний план города, предлагая свои идеи.
Кто работает над стратегией города?
Более сотни национальных и иностранных экспертов с абсолютно разных отраслей (экономики, инженерии, архитектуры, медицины, здравоохранения, образования и многих других), по инициативе Мариупольского городского совета и благодаря поддержке проектов USAID «Демократическое управление в Восточной Украине» и USAID «Экономическая поддержка Восточной Украины» приступили к работе над документом в начале 2020 года.
Это аналитики, стратеги, представители бизнеса и общественности, активисты, а также практики разработки десятилетних стратегий других городов, в частности с моно-индустриальной основой (Питтсбург, США и Гданск, Польша). На сегодняшний день к работе над документом привлечены более 180 человек, и более 50% из них — представители общественного сектора Мариуполя.
«Разработка стратегии направлена на то, чтобы максимально учесть ожидания жителей города. Мариупольцы привлечены к ее созданию и имеют возможность вносить предложения и высказывать свои мысли, принимая участие в голосованиях. К разработке стратегии привлечено более 100 участников рабочих групп для генерации идей, уже опрошено более 300 и еще планируется опросить более 1000 респондентов, сгенерировано более 50 вариантов видений и 30 вариантов миссий развития, а также привлечена экспертная группа для первичной оценки значимости тезисов», — Александр Рябый, руководитель Мариупольского офиса проекта USAID «Демократическое управление в Восточной Украине.
Как создается стратегия и как можно присоединиться к ней?
Чтобы учесть все векторы будущего развития города, на старте работы все эксперты и консультанты были распределены на 10 рабочих групп: «Чистая окружающая среда», «Культура и спорт», «Трансформация экономики», «Образование и наука», «Технологии», «Дизайн города», «Креативность молодежи», «Функциональность», «Здравоохранение» и «Имидж города». Каждая рабочая группа, разрабатывая свое направление, проходит четыре идентичных этапа:
1. Аналитический — уже исследовано тонны социологических опросов и отчетов, определено проблематику и намечены возможности для развития, и этот этап уже завершен;
2. Креативный — определяются общие визия и миссия Стратегии, эксперты формируют видение развития отдельных сфер на следующие 10 лет; самое время мечтать и быть амбициозными — предлагайте нам собственные идеи на страницах проекта в соцсетях или отправляйте на почту [email protected];
3. Идеи и проекты — самый продолжительный и сложный; эксперты, опираясь на социологические данные и пожелания жителей Мариуполя, формируют стратегические цели и задачи, определяют количественные и качественные показатели их достижения; это этап дискуссий и кропотливой работы, ведь для того, чтобы идеи не оставались «на бумаге», нужно предусмотреть и спланировать средства и ресурсы на их выполнение в местном бюджете;
4. Утверждение — после многочисленных обсуждений между экспертами и консультациями с общественностью «Стратегия Мариуполь 2030» будет утверждена на уровне местной власти, и станет планом действий на следующие 10 лет.
При этом, некоторые направления межсекторальны — сочетают в себе представителей экспертов из многих отраслей. Например, самая большая рабочая группа «Функциональность» объединяет более 40 профессионалов из сферы безопасности, ЖКХ, административных и социальных услуг, бизнеса.
Зачем планировать целый год и на 10 лет вперед?
Зачем планировать что-то, что будет через 10 лет, а не начинать реализовывать, например, что-то прямо сейчас? — это первый вызов, с которым столкнулись разработчики десятилетней стратегии. Потребовалось объяснить жителям города, что это, по сути, единственный путь глобальных изменений. Ведь чтобы превратить индустриальный город в постиндустриальный, недостаточно пригласить новых работодателей или открыть IT-хабы и закрыть заводы и порты. Важно не только привлекать в город «свежую кровь», но и заботиться о том, чтобы мариупольцы в любом возрасте могли реализовать себя в родном городе.
«Мариуполь — город сильный, умный и вдохновленный. Мы думаем о нем, как о бренде. Какую ассоциацию, какую эмоцию будет вызывать бренд Мариуполь у жителей города, украинцев, у иностранных туристов? Предыдущий месседж до 2021-го года был в том, что Мариуполь — это витрина восстановленного украинского Донбасса. Сейчас перед нами стоит не менее амбициозная задача: каким мы увидим Мариуполь в 2030-м году?» — Сергей Орлов, заместитель Мариупольского городского головы.
Новые работодатели требуют инфраструктуры, квалифицированных специалистов, которым, в свою очередь, важен определенный уровень медицины, функциональности и удобства города, комфорта в целом, интересных локаций, в том числе, туристических магнитов. Для того, чтобы запустить процессы во всех сферах, нужно рассчитать цепную реакцию — как одна сфера влияет на другую, и как обеспечить гармоничное развитие всех сфер жизни города. Для последовательного совершенствования каждого сектора — экономики, культуры, здравоохранения и т.д. — важно понять, где мы находимся сейчас, определить конечную цель на эти 10 лет и составить план достижения такой цели.
«Когда города трансформируются, как это делает Питтсбург с 1980 по 2050 год, как делает Мариуполь сейчас — необходимо четко представлять, каким именно должно быть будущее. Визия — это идеальное позитивное будущее, возможность видеть, думать и представлять в долгосрочной перспективе. А вот миссия — это то, что мы планируем сделать, чтобы создать и увидеть это визийное будущее, которое начинается сейчас. Города должны всегда быть в трансформации и на одной волне со своими жителями — именно тогда будут развиваться как города, так и страна в целом», — Майк Старесинич, международный консультант проекта USAID «Экономическая поддержка Восточной Украины.
Город возможностей, где каждый реализует свой потенциал на максимум
Мариуполь не впервые создает долговременную стратегию, город уже имел опыт разработки такого документа. С 2017 года и по настоящее время действует пятилетняя «Стратегия развития». Именно ее результативность позволила запустить изменения, которые мы видим не только в отчетах городских властей, но и реально по всему городу: от новых зон отдыха, внедрения инклюзивности в общественном пространстве, современных школ и изменений в сфере общественного транспорта и дорожной инфраструктуры — к открытию новых направлений для города, таких как IT, туризм, развитие малого и среднего бизнеса. Поэтому, опираясь на достижения и уроки, вынесенные из предыдущей «Стратегии развития 2021», разработчики с начала 2020 года взялись за следующий шаг в преобразовании города — новый документ под названием «Стратегия 2030».
Ключевая идея — Мариуполь станет городом возможностей для каждого, а его жители смогут по максимуму реализовать свой потенциал без надобности выезжать в другие регионы, города или страны, ведь #ТутВарто и #ТутМожливоВсе. Узнавайте больше на страницах проекта в Facebook, Instagram, Linkedin, а также смотрите форумы и онлайн-марафоны на Youtube-канале.
Коментарі