• Головна
  • За что уволили экс-директора порта "Мариуполь" Александра Олейника
Интервью
14:26, 15 вересня 2020 р.

За что уволили экс-директора порта "Мариуполь" Александра Олейника

Интервью

Александр Олейник поднял порт "Мариуполь" после кризисного периода 2014 года, зарекомендовал себя как эффективный менеджер. Год назад из Мининфраструктуры на него посыпались упорные предложения расторгнуть контракт в Мариуполе раньше срока и возглавить другой порт, требующий спасения – ГП "Морской торговый порт "Южный".

Под гарантии министра он согласился сменить свой статус в Мариуполе на и. о. руководителя проблемного предприятия в Южном. За несколько месяцев ему удалось обеспечить в ГП "Южный" рекордные показатели суточной перевалки грузов, досрочно выполнить годовой план грузопереработки, перевыполнить годовой план по чистой прибыли на 300 млн грн, при этом сократить затраты предприятия и поднять зарплату всему персоналу.

4 июля во время визита в Одессу президент Владимир Зеленский ставил Олейника в пример. Но чуть более чем через месяц, как раз на свой день рождения 19 августа, руководитель порта узнал о своем увольнении. На его место назначен человек из старой команды.

В защиту Олейника высказались 11 ассоциаций и профсоюзов, а также ПЦУ, которая знает Олейника как мецената, показавшего себя патриотом в 2014 году. Реакция власти – сперва тишина, затем – предложения о повышении, которые Олейник считает нелепыми.

Александр Олейник в интервью изданию Цензор.НЕТ рассказал о ситуации с увольнением, методах достижения успеха и планах на будущее.

Приводим несколько фрагментов интервью.

Меня сперва уволили, а потом предложили должность замминистра - это весьма странно

- Я уже три недели как уволен. 25 августа отработал последний день и как цивилизованный человек попрощался с коллективом. Отчитался, рассказав, что нам за короткие сроки удалось сделать, ну и конечно, поблагодарил всех за работу.

Фото Цензор.НЕТ

- По нашей информации, вас министр несколько месяцев уговаривал прийти на эту должность.

- Да, я не стремился на это место. Наоборот. Меня 3 месяца уговаривали поменять порт "Мариуполь" на порт "Южный". В карьерной лестнице это определенный рост, потому что это два крупных порта. Один – в Азовском, а другой в Черном море. "Южный" - самый мощный порт где есть два глубоководных причала которые могут принимать суда типа "Capesize", дедвейтом свыше 200 тыс.тонн.

Для понимания, в мировой торговле суда разделяют на типы, исходя из свойств перевозимого груза и самих размеров судна. Стоит заметить, что экономический рост Китая прямо связан с привлечением в его порты именно судов таких же размеров, которые сегодня может принимать только порт "Южный".

Поэтому для меня это был своего рода вызов. Кроме всего прочего, на должность директора порта в Мариуполе я проходил конкурс в Кабмине и имел действующий контракт на три года со сроком окончания в 2021 году. Поэтому менять место работы и переходить в статус "исполняющий обязанности" для меня было определенно рискованно. Но министр мне дал гарантии работы на срок 3-5 лет и поставил задачу сделать предприятие максимально прозрачным и эффективным.

- То есть, гарантия была устной…

- В нашем деле не принято брать расписку с министра.

- Почему все-таки дали статус и.о.? Готовили конкурс?

- Потому что есть постановление Кабмина № 777. И я все равно обязан пройти конкурс.

- И вам сразу дали гарантию, что вы пройдете конкурс?

- Нет, конечно. Об этом вообще не говорили. Цели были другие и договоренности тоже.

А если говорить о будущем конкурсе, то для себя я понимал, что успею к нему подготовиться за это время, узнав предприятие. Кроме того, уже были сделаны определенные инвестиционные планы, с которыми я бы заходил на конкурс. И не сомневаюсь, что мое предложение было бы лучшим.

Так было в Мариуполе. Я проработал там 27 лет. Последние 6 лет - директором. И когда я шел на конкурс, конечно, знал самые узкие и самые перспективные места. Свою программу в то время я защищал в Кабмине (а в комиссии было 3 вице-премьера, 5 министров и 3 международных наблюдателя) и победил. За несколько лет удалось стабилизировать и сохранить порт даже во время военных действий в регионе.

Наша работа только начала давать плоды. Я просил министра понять меня и не настаивать уходить из Мариуполя. И все-таки дать мне время насладиться успехом правильно выбранной стратегии работы команды. Но, была новая задача: навести порядок и поднять государственное предприятие "Морской Торговый порт "Южный".

- Информация, распространившаяся в интернете, о том, что в порту "Южный" якобы неправильно хранятся большие объемы селитры, сыграла какую-то роль в вашем увольнении?

- Это не у нас была селитра. Надо понимать отличие порта "Південний" и порта "Южный". А он по-украински именно так и звучит – порт "Южный". "Південний" объединяет много компаний: ОПЗ, ТИС, "Бориваж", "Дельта Вилмар", "Южный" и другие. То есть, порт "Південний" – это акватория. Селитра хранилась на ОПЗ. Я не отвечаю за это предприятие. Но, как мне известно, она хранилась согласно нормативам и безопасно.

- В суде вы решили не обжаловать увольнение?

- Я принципиально не пойду в суд в этой ситуации. В отрасли уже и так все дали ей оценку. Они поставили меня исполнять обязанности, они и убрали.

- Министр на ваше увольнение не сразу, но отреагировал. Он ответил СМИ на вопрос о вашем увольнении так, как будто вы получили предложение "уйти, с повышением". Что значит такая формулировка?

- Меня сначала без объяснения и предупреждения уволили. И только после этого, спустя некоторое время, мне предложили пост замминистра. По меньшей мере, это странно, если не сказать нелепо. После увольнения начинать предлагать повышение.

А само Постановление Кабмина об увольнении вышло 19 августа этого года, как раз в день моего рождения, креативненько. Первый раз я так отмечал день рождения. (смеется)

- То есть, вы отказались?

- Я ж говорю, это звучит странно, как минимум. Надо предлагать до того, когда увольняют. Говорить: ты выполнил задачу, мы предлагаем тебе больше полномочий по решению задач в других портах, переходите на замминистра. Но не делается так, что увольняют без объяснений, а потом спрашивают: замминистра пойдешь? – Нет, не пойду, конечно… Мне, как человеку, который своими делами доказал, что держит слово, в принципе непонятна ситуация и само решение об увольнении.

- Постановление об увольнении принял премьер Шмыгаль. Получается, он не прислушался к Криклию?

- Так выглядит. Но представление-то готовил министр. Если б вы меня спросили: что бы ты делал на месте министра, если б на тебя давил премьер? Я знаю, что я бы делал. Я бы написал заявление об отставке в связи с несогласием в кадровой политике. Это вполне серьезно. Я бы свои кадры, которые приглашал, не бросил. И ушел бы.

- Вам постфактум какую-то благодарность высказали?

- Нет. Мне это не нужно.

Ахметов и SKM не причастны к моему увольнению

- У вас есть подозрения о причинах увольнения? Словом, кому это выгодно?

- Этот вопрос лучше задавать премьер-министру и министру. Уже фейки начали запускать, что у меня был какой-то конфликт с SKM\Метинвестом (принадлежит Ренату Ахметову .– Ред.). До этого, оказывается, фейк о селитре кто-то связывал с моим увольнением.

У меня с "Метинвест" нормальные рабочие отношения. Мы понимаем стратегию друг друга. Конечно, каждый из нас защищал свои интересы. Но я защищаю интересы государства, они защищают интересы частной компании. И на этом фоне мы всегда относимся друг к другу с уважением. Если я завтра буду работать на частную компанию, то буду защищать интересы частной компании. Но сегодня я работаю на государство.

В "Южном" это один из основных клиентов. И строить свою работу на конфликтах с основными экспортерами – это завалить дело. А своей одной из основных задач я видел увеличение объемов грузопереработки. Так в мае был достигнут абсолютный рекорд перевалки 2 млн 100 тыс. тонн. Это колоссальная цифра и звучит фантастически. В такой результат вообще никто не верил. Конечно, это было увеличение объемов отгрузки всех экспортеров, в том числе и SKM.

Команда выполнила задачу, которую перед собой ставила. За короткий период показатели были увеличены не на 10-15%, а в разы – в 2 раза, в 3 раза.

- Вы чувствовали давление или вмешательство в вашу работу в Южном со стороны других бизнес-групп?

- Нет. Когда я переходил, мне дали все полномочия. Во-первых, сформировать команду. Это было мое пожелание. Также я просил сохранить уровень зарплаты, которая у меня была на должности директора в Мариуполе. Мои пожелания удовлетворили. Еще я просил после моего перехода в Южный сохранить на должностях в Мариуполе специалистов, которые работали в команде и которых мы готовили как кадровый резерв.

И спустя 3 месяца переговоров с министром я согласился возглавить проблемное предприятие, сменив таким образом предыдущее руководство.

Я думаю, что президент не знал о моем увольнении

- Президент был вашей работой доволен, он публично ставил вас в пример еще несколько месяцев назад. После увольнения к нему обратились в вашу поддержку более 10 бизнес-ассоциаций и профсоюзов, в том числе Морская Палата Украины, куда входит ваш главный конкурент компания ТИС Андрея Ставницера. Когда в твою защиту высказывается конкурент – это показательно. Последовала какая-то реакция от Зеленского?

- Нет, от президента пока нет ответов. Если президент заинтересован все-таки, чтобы государственные предприятия работали так эффективно, то он должен уделить этому внимание. Мне кажется, он не знал о моем увольнении.

Более того. С президентом я встречался в Мариуполе, сразу после его избрания. Он приезжал встретиться с военными моряками, пограничниками, которые базируются в Мариупольском порту, поэтому де-факто пришлось встречаться с ним и мне как руководителю порта. Программа была выстроена так, что сначала я сделал доклад о предприятии. Так вот, в Мариуполе я тоже рассказывал о работе с учетом тех обстоятельств, с которыми мы столкнулись, - а это война и потеря грузовой базы. Ранее Мариупольский порт перегружал 15-17 млн тонн, то в период боевых действий перегрузка сократилась до 5 млн тонн. Когда я ему рассказал, как мы сохранили коллектив, как стабилизировали предприятие, при этом оно все равно платит налоги, то уже тогда президент дал первую оценку моей работе.

После этого поступило приглашение от министра инфраструктуры переехать и возглавить порт "Южный". И спустя время, но уже на новом для меня предприятии, опять была встреча с президентом Зеленским. На этой встрече меня попросили сделать презентацию по результатам работы уже в Южном. Президент, послушав о том, как за несколько месяцев поменялось предприятие, даже сказал: вот видите, может государственное предприятие работать эффективно. Это говорилось искренне.

- Вместо вас назначен ваш бывший заместитель Сергей Ковшар. Он из старой команды. В частности, в отношении него открыто уголовное производство по обвинению в махинациях с закупкой топлива, о которых вы упомянули. Есть также вопросы по растратам денег государственного предприятия и на закупку видеонаблюдения. Это назначение показательно в контексте?

- Я не могу комментировать. Это решение министра и премьера.

Полный текст интервью читайте на Цензор.НЕТ.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #порт #Олейник

Коментарі

Показувати новий коментар:
внизу вгорі
Имя
15 вересня 2020 р., 14:45
Как 0629 государственный переворот дипломатично назвал "кризисным переодом". А ведь не только порт, практически каждая компания (кроме Рошена конечно) на себе пощутила последствия этого "кризисного переода". Что уж за обычных людей говорить..
Толик.
15 вересня 2020 р., 15:27
Уходя-уходи!Александрыч,почему же свой порт не поднял,ежели такой молодец????Все у тебя денег небыло.А у нового,хоть и и.о.-нашлись.Все у тебя четырехдневка была,хотел сделать трехдневку-но помешали...А у нового и.о с октября пятидневка.Ни о чем ни говорит тебе это????То-то!!!Даже Ахмет не помог!!А ведь друзья!!!
Информация к размышлению
15 вересня 2020 р., 15:48
Олейник проворачивал в Мариуполе по крупному потом попытался по той же схеме в Южном,но подвинули увы....Про это на ютубе репортаж даже был.Пусть скажет спасибо что не посадили
Информация к размышлению
15 вересня 2020 р., 15:50
нагребся,дай другим
oldboy
15 вересня 2020 р., 16:04
Раз на этом сайтике за него так топят то значит правильно сделали что выгнали. Наверно из новых дарований. Как почитаешь описание так прям восхищаешься - наверно на своей спине все переносил и корабли сам построил! А по факту там ноль наверно полнейший. И с коллективом не обязательно было прощатся, уверен что 99,9% этого коллектива его вообще не знают, а фамилию забыли через пять минут.
live comments feed...