Как выйти за рамки и не деградировать в школе. Мариупольчанка Людмила Тоцина претендует на учительский "Оскар"
Преподаватель английского языка Мариупольского городского лицея Людмила Тоцина в 2019 году стала победительницей проекта «Fulbright Teaching Excellence and Achievement Program»(FTEA) и прошла шестинедельную стажировку в США. Вернувшись в Украину, она вместе с учениками участвовала в международном воркшопе по медиаграмотности и лагерях GoCamp, предложила организовать Кембриджский тест в городском лицее. Ее ученики - победители программ обмена (FLEX), всеукраинских конкурсов (Гринвич, конкурс видеороликов от посольства США, МАН). Сейчас Людмила Тоцина входит в десятку лучших учителей Украины по версии премии Global Teacher Prize Ukraine и претендует на победу.
Мы решили поговорить с педагогом и расспросить, как ей удается достигать таких результатов.
Конкурс еще называют "Нобелевской премией учителя". В этом году на участие в конкурсе поступило около 3 тысяч заявок. Вы в десятке лучших...
Этот конкурс основала "Освіторія" в 2017 году. Я о нем слышала. Требования конкурса соответствуют тому, чем я сейчас занимаюсь. Тогда я подумала, почему бы и нет, если есть возможность поучаствовать, заявить о себе и нашем городе. Я думаю, что шанс на победу всегда есть, не стоит себя недооценивать.
Недавно мы были в нетворкинге в "Освіторіїї" в Киеве, познакомились со всеми участниками, рассказывали о себе. Участники - очень крутые учителя, они делают очень классные проекты, очень много проектов волонтерской направленности, в том числе помощь особенным детям. Они преподают разные предметы, не только английский, есть учителя начальной школы. Есть одна ключевая особенность у всех участников - каждый выходит за рамки преподавания в классе и что-то делает для общества.
Вы планируете воспользоваться опытом коллег?
Что-то из их опыта хочу использовать и в своем лицее. Собственно, мы уже это делаем. Так как я участвую в проектах американского посольства, я пытаюсь привлечь не только учеников городского лицея, но и детей из других школ. У нас есть такой классный проект "Access". Это международный проект. Он дает возможность детям из малообеспеченных семей, детям-переселенцам, детям с инвалидностью получать доступ к качественному образованию. Мы с коллегой из ДонДУ Аленой Танчик преподаем английский язык, культуру США. У нас уже есть выпускники этой программы в Мариуполе, с ними мы уже реализовали много интересных социальных проектов. Например, наши ребята во время карантина проводили онлайн-тренинги по буллингу. Реализовывали совместные проекты и с ребятами из Запорожья - "Антибуллинг" (у нас был такой проект).
Проводили тренинги и для более старшего поколения - наших бабушек и дедушек по медиаграмотности. Я считаю, что это очень нужно и полезно для детей. Это помогает им развивать всевозможные навыки общения, коммуникации, себя презентовать, выходить за рамки, креативить и так далее.
У нас было несколько международных проектов по медиаграмотности и мы проводили тренинги для всех желающих в Мариуполе.
Стараюсь делиться своим опытом и знаниями с другими учителями. Хотелось, чтобы это было полезным.
Расскажите о стажировке в США.
Я и раньше принимала участие в различных проектах американского посольства. А в прошлом году стала победительницей проекта образовательных и культурных программ Государственного департамента США. В нашей программе принимали участие 22 преподавателя из разных стран Европы и Азии. Я и моя коллега из Киева изучали медиаграмотность в Kent State University, штат Огайо.
Мы учились в университете, проходили практику в школах. В конце мы презентовали свои проекты, которые потом внедрили. В Мариуполе это был проект «IMPULS» - большая образовательная программа для учителей английского языка.
Украинским учителям есть чему поучиться у американских коллег?
Нам, учителям, всегда кажется, что что-то делаем не так, не хватает знаний, нужно что-то подтянуть. На самом деле украинские преподаватели не хуже, чем в других странах, например, в Америке, Англии. По многим пунктам даже лучше. Так, как работают наши украинские преподаватели - это энтузиасты своего дела. Я хочу, чтобы наши преподаватели почувствовали себя более уверенными и знали, что они делают большую работу.
В США у меня была возможность посмотреть, как это делают преподаватели из других стран. Я поняла, что на самом деле у нас одни и те же проблемы и задачи.
В рамках карантина мы также продолжали общение, вместе находили какие-то выходы. Продолжали нашу совместную работу уже в онлайн-режиме. Мы поняли, что нигде, ни в Европе, ни в Америке, не были готовы. У них были те же проблемы - и маски, и как вести дистанционно уроки. Мы пытались найти какие-то общие пути решения. Когда получаешь такой опыт, получаешь уверенность, что ты все делаешь правильно. Когда есть возможность что-то посмотреть, расширить свой горизонт, пообщаться с людьми, поделиться опытом.
Например, в онлайн-режиме мои коллеги из Боснии и Герцеговины проводили тренинг для учащихся по медиаграмотности. Наши ребята из лицея также принимали в нем участие. Для них, конечно, это было непривычно - общаться с носителями, но они справились и преодолели страх общения. Надеюсь, что будет еще много всего.
Чем отличается система обучения в США от украинской?
Американский подход к обучению другой. С одной стороны, кажется, что у них более раскованный стиль общения с преподавателем, с другой стороны - есть четкие строгие правила, которым они следуют, которые они знают. И, если их нарушать, последует наказание.
То, что американские школьники ничего не знают, - это миф. Ребята очень мотивированы. Я общалась с ними, видела, как они работают. Они отличаются большей самостоятельностью. В старших классах они знают, чем будут дальше заниматься. Большинство работает, ведь им нужно оплачивать парковку своего авто, дополнительные уроки и так далее. Они уже знают, куда будут поступать, вырабатывают свою стратегию. Их, конечно, к этому готовят. Для этого есть специальные предметы.
Школы в США лучше оборудованы технически. Например, есть собственная студия звукозаписи, в которой они делают какие-то невероятные вещи!
Вы были инициатором проведения кембриджского теста в своем лицее. Что это такое?
Есть система уровня знаний иностранных языков. И есть международные экзамены - TOEFL, IELTS а также группа экзаменов, называемых Кембриджскими. Каждый из них не только подтверждает уровень языка, но и даёт права. Самое главное, конечно, это право работы или учебы за рубежом. В Мариуполе есть возможность их сдать на базе мариупольского городского лицея. Я выступила инициатором, и директор Андрей Голютяк меня поддержал. В прошлом году состоялся первый экзамен, в котором приняли участие наши лицеисты, школьники и студенты и даже преподаватели вузов. Все успешно сдали экзамен и получили уровень, В1, В2 и даже С1 (продвинутый уровень).
Весной планировали проводить этот экзамен снова, но к, сожалению, карантин нам помешал, но мы планируем его проводить и в дальнейшем.
В Украине продолжается школьная реформа. Как вам кажется, уже есть результаты?
Реформа школы идет, обновляется материальная база. Все зависит от преподавателя, насколько он готов к переменам, к чему-то новому. Сейчас все очень быстро меняется - новые технологии, новые методы. Преподавателю нужно уметь адаптироваться и всегда быть немного впереди. В этом и есть сложность. Тот, кто гибкий, кто энтузиаст, кто хочет и делает, там реформа идет вперед.
Что нужно поменять в украинском образовании?
Прежде всего, нужно улучшить материальное оснащение, нужна обновленная техническая база. Сейчас без технологий просто невозможно. К сожалению, "мел-доска" - эта система уже не работает. У нас в городе что-то делается, и это очень классно. Хочется чтобы во всех школах было так. Очень важно, чтобы учителя имели мотивацию развиваться и двигаться дальше. Важен и материальный аспект, потому что если учитель думает о том, что ему еще предстоит 25 дополнительных занятий, чтобы заработать денег, то о качестве уроков говорить не приходится. Хотя у нас в Мариуполе есть преподаватели супер-герои, которые готовы днем и ночью работать и готовиться к урокам. Но это наверное ненормально, потому что человеку нужно отдыхать, иметь свободное время, время на перезагрузку, чтобы потом с новой энергией приходить к детям. И это важно.
Ваша профессиональная мечта - развенчать миф о "профессиональной деградации" в школе.
Я никогда не мечтала стать учителем, хотя что-то меня все время к этому подталкивало. Я занималась преподаванием, занималась с младшими школьниками еще когда сама училась в 11-м классе.
Когда я училась в университете, я хотела быть переводчиком. Все мои сокурсники, которые учились в Горловском инязе, искали тоже другие варианты. Бытовало мнение, что в школе теряешь свой уровень английского, потому что никому ничего не надо и не интересно.
Но я очень рада, что я пришла работать в лицей. Здесь большинство школьников мотивированы. Здесь все работают на одну цель, и это очень важно. Но чтобы не деградировать профессионально, учителям прежде всего нужно хотеть меняться самим. Наши современные дети - очень сложные, их тяжело удивить и привлечь их внимание, но наша профессия заставляет это делать, нужно искать новые формы общения, методы обучения, чтобы получать какое-то обоюдное удовольствие от процесса обучения. Чтобы детям было весело и классно получать знания и повышать свой уровень на уроке. А преподаватель должен развиваться вместе с детьми.
Проголосовать за преподавателя английского языка Мариупольского городского лицея Людмилу Тоцину можно, перейдя по ссылке
Коментарі