Можно ли ликвидировать монополию власти в Мариуполе?

Интервью с Владимиром Клименко - членом политсовета мариупольской организации «Оппозиционная платформа - за жизнь». Он возглавлял Приморскую райадминистрацию, был заместителем городского головы. А потому, прекрасно знает, как работает административный аппарат изнутри.

- Владимир Степанович, начнем, пожалуй, с главного – что значит «монополия власти» и как Вы собираетесь с ней бороться?

Основная идея нашей команды в том, что полнота управления районом должна быть у жителей. Сегодня в Мариуполе потеряна связь с районными администрациями. Они выполняют только то, что спускается «сверху». Глава района назначается городским головой, а местные жители никак не влияют на принятие решений по благоустройству. Мы хотим кардинально поменять подход. Комитеты самоорганизации населения, советы ветеранов, ОСМД, молодежные организации и просто активные жители не просто имеют право, а должны сами решать, как будет развиваться их район. Какую дорогу отремонтировать, где заменить коммуникации, где восстановить уличное освещение, нужна ли им реконструкция парка или сквера или лучше направить деньги на ремонт школы и поликлиники. Сделать это не сложно, нужно только захотеть отдать часть полномочий «на места», но главное – иметь желание поделиться бюджетом.

Сегодня все решения в Мариуполе принимаются в одном «главном», но не эффективном кабинете. Депутатский корпус есть, но работает номинально, поскольку в его составе монобольшинство одной политической силы. Бюджет сосредоточен в одних руках, деньги на развитие районов выделяются уже с припиской «именно на это». Мы же хотим, чтобы жители Мариуполя сами решали, что и где нужно сделать в первую очередь. Мариупольцы должны участвовать и в выборе главы своего района. Не секрет, что часто, назначенный управленец и «эффективный менеджер» не имеет представления о том, чем живут люди у него в районе. Перед ним только цифры и список задач от руководителя, которые он непременно должен выполнить. А есть те, кто в райадминистрациях работают десятки лет, они каждый день «в полях», знают людей, знают где протекает крыша, а где теплотрассу не меняли уже 50 лет. Мне кажется, что именно такие люди, которым доверяют жители, и должны управлять районами.

- Вы заговорили о теплотрассах и коммунальных аспектах Мариуполя. Вода, тепло, вывоз мусора, коммунальные тарифы – самые часто обсуждаемые вопросы среди населения. Какие проблемы Вы видите в этом секторе?

Коммунальное хозяйство – основа комфортной жизни мариупольцев. Ведь, в первую очередь людей волнует частное, а затем уже общее благоустройство. Если в квартире протекает крыша, то новые лавочки во дворе не так уж сильно и радуют. А если зимой холодные батареи, или летом нет напора воды? Для этого муниципалитет в первую очередь должен заниматься капитальными ремонтами магистралей. Вспомните, зимой обвалился канализационный коллектор. Центр города залило фекалиями, а тысячи жителей остались без воды, а некоторые и без света на несколько дней. Ликвидировать последствия аварии пришлось абсолютно всем службам. А все почему? – Потому, что этот коллектор был уложен лет так 50 назад. С тех пор о нем никто не вспоминал, пока он сам о себе не напомнил. Да, обвалившуюся часть скоропалительно заменили, а остальное? Кто даст гарантию, что он не рванет в этом году дальше? А ведь мы все помним пример Бердянска, который оказался на грани экологической катастрофы, когда большая часть городского канализационного коллектора сложилась в один день. Люди были вынуждены набирать воду из моря для технических нужд, и покупать виду в магазине, чтобы элементарно приготовить еду и почистить зубы. Кроме того, все фекальные стоки вылились куда? – в тоже море. В Мариуполе, напомню, ливневки так же выходят в море, а значит – и продукты жизнедеятельности человека, которые текут по улице, оказываются у нас на побережье. Вообще, проблема очистки сточных вод в нашем городе стоит остро как никогда. Проект строительства станции в Кленовой балке заморожен, - денег нет. Городские очистные недалеко от Черемушек вообще не видели вложений несколько лет. Там все настолько печально, что местные жители уже не раз выходили на акции протеста. Жить рядом невыносимо, запах чувствуют и те, кто живет дальше - в Приморском районе. А ведь городские очистные сооружения – объект техногенный, можно сказать стратегически и экологически очень важный. Но на их реконструкцию в бюджете тоже средств не нашлось.

- Владимир Степанович, давайте вернемся к вопросу коммунальных предприятий. Получается, что если не видно коммуникаций, то не видно и проблем?

Получается. Понятно, что работа коммунальщиков не остановилась, они традиционно что-то где-то ремонтируют, латают. Но с 2015 года в Мариуполе не проведен ни один капитальный ремонт котельной. Ведь так нельзя. А если в разгар отопительного сезона котельные остановятся? Мы получим второй Алчевск. И это при том, что тариф на отопление и горячую воду за последние пять лет вырос в 7 раз! Кстати, с 2015 года вырос и долг «Мариупольтеплосети». На сегодня мариупольские тепловики задолжали более 1,3 миллиарда гривен! Вот и получается, в капительные ремонты деньги не вкладывают, тариф повысили, а долги только выросли – странная математика. Та же история и с «Горводоканалом». Долг этого предприятия вообще космический. В 2015 году он составлял 2,5 миллиона гривен, сегодня – 402,5 миллиона! А тариф опять же вырос, с 3 грн 28 коп до 22 грн 59 коп. И что в итоге? В любой момент работу предприятия могут просто парализовать. Тогда в новых фонтанах тоже воды не будет.

- Кстати, о новых фонтанах. Что вы думаете об этих грандиозных стройках? В Мариуполе уже даже подшучивают над мэром, что он постоянно «фонтанирует» идеями.

Можно и стройки затевать, и фонтаны строить, но когда нам это по-карману. А когда все объекты построены в кредит, а расплачиваться мариупольцы будут еще не один десяток лет, вот тут нужно остановиться и спросить горожан, а стоит ли брать в долг? Я повторюсь, но именно такой подход мы предлагаем жителям. Пусть они решают, что и где нужно построить или отремонтировать. Куда вложить деньги, в коллектор, в очистные, в котельные или в фонтан. За пять лет нынешняя команда умудрилась назанимать порядка 100 миллионов евро, а это коло 3 миллиардов гривен. При этом, годовой бюджет на 2020 год в Мариуполе 4 миллиарда. Получается, нынешние руководители города умудрились набрать кредитов на сумму почти годового бюджета, красиво называя это «европейскими инвестициями». Это так удобно, - пошел, взял кредит, что-то сделал, сказал смотрите, я молодец, я построил. А долг будут отдавать все мариупольцы. При этом, подчеркну, в 2015 году у городской громады долгов вообще не было.

- Но ведь кроме унылой коммуналки люди хотят видеть что-то позитивное? Как найти баланс?

Безусловно, город должен развиваться и преображаться. Только нужно выработать правильный и рациональный подход. Прежде чем положить асфальт – поменять коммуникации под ним. Кстати, при выполнении каких-либо работ приоритет должен отдаваться местным работникам и производителям. В Мариуполе есть все необходимые специалисты, которым мы обязаны дать работу в это сложное время. Есть производители плитки, бордюров, канализационных люков и решеток, и многого другого. А сейчас все это закупается в столице, - зачем? Ведь бюджет города это в первую очередь люди, которые в нем работают и своими налогами этот самый бюджет наполняют. И этот круговорот средств в городе должен работать по схеме – мы даем работу, люди получают зарплату, платят налоги, тратят деньги на товары и услуги, развивают малый и средний бизнес, тот, в свою очередь тоже платит налоги и зарплаты, и все это наполняет местный бюджет, из которого выделяют средства на новую работу.

- Малый и средний бизнес в Мариуполе, да и во всей стране сегодня претерпевает серьезные трудности. Сильно подкосил коронавирус, многие просто были вынуждены закрыться.

Да, этот сектор нашей экономики пострадал больше всего. Именно поэтому, я подчеркиваю, нужно поддержать местных производителей, дать работу тем, кто ее потерял в коммунальных предприятиях. Важно так же создать равные условия ведения бизнеса в Мариуполе. Предприниматели жалуются на «драконовские» требования к внешней рекламе. Людей массово заставляют снимать вывески, за изготовление которых они заплатили, - мол правила изменились. Меняйте и вы. Завтра придумают снова новые правила, и что? - людям опять заказывать новые? Маленькая кофейня не может позволить себе поставить штендер у входа, где напишет меню и привлечет внимание клиента – дорого. Рестораны и кафе платят сумасшедшие деньги за летние площадки. И все это на фоне тяжелейшего коронакризиса и жестких карантинных правил. К примеру, в Киеве, предприниматели платят одну гривну за использование земли под летней площадкой. А что в Мариуполе? Ничего. Как платили, так и платят полную стоимость. А еще и за вывоз мусора, например. Работал, не работал – а по тарифу заплати. При этом, металлургическим заводам, видимо, тяжелее всех. Они платят минимальную ставку за землю. Где справедливость? Почему предпринимателей ставят в неравные условия с большим бизнесом? Думаю, ставки на землю должны быть одинаковые для всех

- Владимир Степанович, как вы видите взаимодействие власти и металлургических комбинатов? В каком ключе должно вестись сотрудничество? Ведь вопросы техногенной нагрузки и экологии в целом всегда были на повестке дня у горожан.

Главное, что я хочу сказать – Мариуполь город для его жителей, а не для олигархов. Не секрет, что нынешние управленцы практически 100% выходцы из заводов. Они, в свою очередь, принадлежат олигарху. Заводы, я имею ввиду, не управленцы. Хотя... как знать. Так вот, могут ли работники пойти против своего работодателя? По моему убеждению, вряд ли. Именно поэтому к власти в Мариуполе должны прийти не ангажированные политики, которые не будут оглядываться на «большого босса», а будут работать на благо жителей. Нивелировать вклад предприятий нельзя, это факт, они платят налоги и обеспечивают работой мариупольцев. Но металлургические заводы так же обязаны соблюдать все экологические нормы и требования экозакона. А мы будем за этим тщательно следить, не боясь потерять «тепленькое место».

- Тепленькие места в нашем городе действительно как горячие пирожки, - разлетаются. Врач- не врач – получи место начальника департамента здравоохранения. Педагог – не педагог – иди в образование. И таких примеров много. Нынешний городской голова и его команда делают ставку на «эффективных менеджеров». По вашему мнению, это работает?

Так мариупольцы вам скажут, - нет, не работает. Тысячи горожан недовольны ни системой образования, ни медицины, построенной в нашем городе. Здесь, конечно, нам ставят подножку государственные реформы, но очень много вопросов и к муниципалитету. Закрываются целые профильные отделения, поликлиники. К примеру, В Приморском районе детская амбулатория располагалась в большом, двухэтажном отдельно стоящем здании. В 2018 часть кабинетов отремонтировали за счет бюджетных средств, сделали новый прививочный кабинет, и в 2019 здание у детей забрали. А поликлинику разделили на две части – одна на Черемушках, в малюсеньком помещении, где принимает только педиатр, вторая – занимает 6 кабинетов в уголке взрослой поликлиники. В третьей горбольнице закрыли отделение женской консультации. Вам скажут: «Мы создали новое отделение - «Центр матери и ребенка». Создали, вот только количество мест сократили вдвое. Забрали койки и в роддоме. Зачем? У нас что, стали меньше рожать? Или это здание в центре города опять кому-то приглянулось? Вместо того, чтобы расширять возможности мариупольской медицины, строить новые больницы, открывать отделения, муниципалитет занимается пиаром. Было три, мы два закрыли, одно отремонтировали, - зато красиво и удобно. Десятки медиков сегодня остались без работы. А они, я напомню, одни из самых незащищенных слоев населения, - бюджетники. То же самое с педагогами, воспитателями детских садов. Все они дают нам жизнь, воспитывают нас, учат и поддерживают здоровье. За пять лет в нашем городе закрылось порядка 5 школ. Зачем? Детские сады переполнены. В группах по 30-35 детей. И это мы не считаем тех, кто сидит с бабушками и нянями. А ведь еще пару лет и всем им нужно будет идти в школу. И что власть сможет им предложить? Те же переполненные классы? Учебу в две смены? При этом, за последнее время, в Мариуполе закрыли 5 школ. Опорные ремонтируют по несколько лет, при этом, родителям приходится возить детей в другие учебные заведения, часто, отдаленные от дома. Думаю, что для всех было бы комфортнее, если бы ремонты разбивались на несколько этапов и выполнялись во время летних каникул. Я считаю, что школы закрывать нельзя ни в коем случае, наоборот – их нужно дополнять внешкольными занятиями. Сейчас группы продленного дня работают до 15:30, а родители до 17-18 часов. Куда девать детей? Никуда, они смогут оставаться в школе и посещать кружки и секции. Шахматы, танцы, рисование, пение, IT. Все это без проблем можно организовать на базе школы. И тогда она не будет простаивать пол дня отапливая пустые классы, тогда у педагогов будет подработка, а у внешкольных кружков помещения. Думаю, многие родители скажут нам «спасибо».

- Есть еще одна, самая незащищенная категория населения – пенсионеры. Как им сейчас живется в Мариуполе? Есть ли механизмы, которые помогут сделать их жизнь лучше и комфортнее?

Да, наши пенсионеры сейчас в очень сложной ситуации. На размер пенсии мы, к сожалению, на уровне города повлиять не можем. В Мариуполе мы должны поддержать людей на социальном уровне. Обеспечить им качественное лечение, санаторный отдых, интересный досуг, бесплатный проезд и многое другое. Но если вернуться ко всему вышеперечисленному, то сейчас такой социальный пакет нашим пенсионерам недоступен. Больницы сокращают, ветеранские организации ютятся в подвальных помещениях, о санаторном отдыхе вообще молчу. В Мариуполе уже не первый год сохраняется тенденция по передаче санаториев и детских оздоровительных лагерей силовым структурам. Из последнего – лагерь «Орленок». Весь этот огромный комплекс отдали Минобороне. С транспортом тоже беда. Автобусы новые купили, в кредит. Деньги за них бюджет будет отдавать еще долго. Хорошо, если автобусы доживут до того момента, когда кредит будет погашен. Но такое ощущение, что логистику передвижения городского коммунального транспорта составляли те, кто ни разу на этих автобусах не ездил. Многие микрорайоны остались вообще без транспортного сообщения. Маршрутные такси выдавливают с улиц, а коммунальный транспорт обеспечить передвижение горожан не в состоянии. Зачем отменять? Ведь спрос порождает предложение. Ни один предприниматель не будет работать на убыточном маршруте. Дайте им возможность, маршрутчики сами приспособятся и найдут свою нишу и свои маршруты. Получается, что сейчас город вынуждает маиупольцев ездить с пересадками, платить дважды.

- Владимир Степанович, подводя итог, что бы вы назвали главной целью вашей команды?

Команда у нас сильная, достаточно молодая, но профессиональная. Многие ребята уже имеют опыт работы в разных сферах. Так сложилось, что в каждой отрасли у нас есть свой специалист. Это и образование, и жилищно-коммунальное хозяйство, и морское дело, и финансовые структуры. Есть спортсмены, руководители больших предприятий, представители малого и среднего бизнеса, журналисты. Все они готовы менять город к лучшему, строить коммуникацию с жителями и сделать так, чтобы Мариуполь был городом для его жителей, а не для олигархов и эффективных менеджеров.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии