423 тысячи человек выселили из Крыма в Среднюю Азию. Как это было и почему
Ночью 18 мая 1944 года НКВД приказало всем татарам, проживающим в Крыму, покинуть свои дома и сесть в грузовые вагоны.
Так началось преступное выселение целого народа с его земли, которое длилось до июня 1944 года. 423 тысячи человек были выселены из Крыма и отправлены в спецпоселения в Среднюю Азию. Сталин обвинил целый народ «в измене родине» (тайное постановление Государственного комитета обороны № 5859-сс «О крымских татарах» от 11 мая 1944 года)
В ходе выселения и в первые годы на новом месте погибло 46,2% крымских татар.
Крымским татарам официально не разрешалось возвращаться на родину до 1974 года. Однако и после этой даты местные чиновники не пускали крымчан на полуостров. И только в 1989 году те, кто выжил, смогли вернуться на родину, в Крым.
Однако не в свои дома. Советский Союз благополучно заселил в дома крымских татар людей, в основном русских, которых переселял в Крым из других регионов после депортации татар.
Крымские татары так и не смогли вернуть оставленное имущество и свои дома.
О причинах депортации и ее последствиях для Украины написал в своем Телеграм-канале журналист Павел Казарин, который до аннексии жил и работал в Крыму.
«Быть меньшинством – это испытание. Особенно, когда ты в меньшинстве у себя дома и вряд ли сможешь это изменить.
18 мая 1944 года, через девять дней после того, как Красная армия освободила полуостров от вермахта – коренной народ Крыма отправили в Центральную Азию. И не позволяли вернуться домой всю следующую половину века. И даже гибель СССР мало что изменила.
После 1991 года Крым превратился в заповедник просоветской ностальгии. Люди выходили на митинги с флагами умерших империй и портретами мертвых диктаторов. Жили в пространстве переписанной топонимики и отретушированной истории. Уверяли всех, что монополия на Крым принадлежит им. И защищали себя от мысли о том, что «колбаски по-симферопольски» - это всего лишь переименованный люля-кебаб, а «Белогорск» - переназванный Карасубазар.
Советская мифология была им очень удобна. Потому что позволяла вычеркнуть коренной народ Крыма из истории полуострова. Позволяла объявить его изменником и предателем, чтобы затем отказать в праве на дом. Крымским татарам было отказано даже в советском «религиозном причастии», которое из года в год проходило девятого мая.
Потому что в Советском Союзе было принято было объявлять все народы – народами-победителями, среди которых находились отдельные коллаборационисты. И только в отношении крымских татар этот подход нарушался. Они были объявлены народом-коллаборационистом, среди которым были отдельные герои. Любая попытка дискуссии на эту тему натыкалась на обвинения в ереси. Что и неудивительно. Потому что депортация рушила главную духовную скрепу советской империи – о Великой Отечественной войне.
Признать депортацию злом и преступлением – было равно разрушению мифа. В рамках которого все события с 1941 по 1945 подавались как борьба абсолютного Добра с абсолютным Злом. А если депортация – это преступление, то, получается, что в 1944 году «Добро» само совершило злодеяние. И либо оно было не таким уж «добром», либо совершенное им не было «преступлением». А второй подход для советского человека был комфортнее и привычнее.
Они были в меньшинстве. Те самые 15%, против которых было удобно дружить. Тот самый коренной народ, о котором ритуально вспоминали под выборы из Киева – чтобы затем сразу же забыть. А потому Крым оставался электоральной вотчиной просоветских партий. В конечном счете, это закончилось аннексией полуострова.
После которой крымские татары вновь оказались выведены за скобки. Потому что Россия после 2014-го погрузилась в пространство яростного просоветского. Объявила войну за право переиграть 1991 год. И в рамках этой войны советская этика и эстетика были подняты на знамена в масштабах всей Российской Федерации.
Та самая этика и эстетика, которую крымские татары принять не смогут. Ее принятие означает согласие со всем тем, что советское государство сделало с твоим народом. И теперь крымские татары объявлены Россией возмутителями спокойствия. Потенциальными нарушителями терцелостности. Главными несогласными в регионе, украденном Москвой.
Те, кто привык перечислять крымских татар через запятую с национальными диаспорами, живущими в Украине, просто демонстрируют свою необразованность. У любой диаспоры есть материнское государство за пределами страны проживания. А у крымских татар нет родины вне Крыма. Того самого, что принадлежит Украине, а аннексирован Россией. Того самого Крыма, о законодательном статусе которого Киев находит причины не задумываться.
Но в том и особенность, что за всем валом тактического, ситуативного и сиюминутного мы упускаем главное. Война началась не на Донбассе – она началась в Крыму. Та самая война, что затем продолжилась в Европе. В рамках которой был малазийский Боинг. Отравление Скрипалей. Вмешательство в американские выборы. Попытка переворота на Балканах. Армейская группировка в Сирии. Российские наемники в Африке.
Смена флагов в Крыму была объявлением этой войны - и мы не можем забывать об этом. Равно как и о тех, кто все эти годы вынужден жить по ту линию окопов».
Коментарі