Мистер Б. и Наблюдательный совет коммунальных предприятий

Наш городской голова очень гордится тем, что Мариуполь - один из самых "прозрачных" городов Украины. И по многим показателям, возможно, это так. По крайней мере, если верить официальным источникам...

Но напрашивается резонный вопрос: о какой «прозрачности» может идти речь, если отсутствуют, как таковые, Наблюдательные советы за коммунальными предприятиями города? Или, может, это кому-то выгодно? "Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?", как писал поэт. Если нет - тоже...

Начнем с того, что коммунальные предприятия (далее - КП) - это предприятия, созданные органами местного самоуправления для решения определенных задач. Все КП и их имущество принадлежат территориальной громаде. Коммунальные предприятия всегда подчиняются вышестоящему департаменту и осуществляют свою деятельность в рамках, ограниченных уставом и законодательством.

Руководителей КП назначает лично городской голова, и эти кандидатуры не согласованы с обществом. Рядовые граждане даже не знают, что происходит на этих предприятиях. Так же и мэр, и депутатский корпус не обладают полной информацией о том, что происходит в стенах КП. Мэр получает информацию о деятельности и состоянии дел на КП от руководителей этих предприятий и из отчетов, которые опять же пишут работники этих предприятий. Пока отсутствует независимый орган, который мог бы давать объективную оценку фактического состояния дел на КП города, это, увы, так.

Не углубляясь в эффективность работы КП, очевидно, что отсутствие общественного контроля приводит к неэффективному расходованию ресурсов и хищениям.

В 2016 году были приняты изменения в ст. 78 Хозяйственного кодекса Украины, которыми определено, что органами управления КП, кроме руководителя, является наблюдательный совет предприятия, который в пределах компетенции, определенной уставом предприятия и законом, контролирует и направляет руководство предприятия.

Наблюдательные советы – это не просто новый орган на предприятии. Это инструмент, который давно используется на успешных предприятиях Европы, Азии и Америки.

Работа наблюдательного совета предусматривает контроль над эффективным использованием бюджетных средств и прозрачностью принятия решений на КП.

Полномочия наблюдательных советов достаточно широки: совет контролирует работу предприятия, выполнение его руководством решений городского совета, согласовывает финансовые планы и размер заработной платы и т.д. Обладает правом выдвигать предложения по оптимизации работы и внедрению новейших технологий. При наличии доказательств и соответствующего обоснования, может и отозвать руководителя КП.

Именно для контроля над деятельностью коммунальных предприятий создают наблюдательные советы. В идеале, члены совета должны выполнять независимый контроль над предприятием, разрабатывая рекомендации по улучшению его работы. Это должно предотвратить коррупционные риски и злоупотребления служебным положением В случае его отсутствия, контроль над коммунальными предприятиями осуществляет соответствующий департамент. В нашем городе - Департамент жилищно-коммунальной инфраструктуры в лице Игоря Георгиевича Бабека и его команды молодой, которые что-то делают... Важное...

Интересен сам факт того, что процесс создания Наблюдательных советов начался еще в 2016 году, с принятия Мариупольским городским советом положения №7/14-1061 от 23.12.2016 года «Про Наглядову раду комунального підприємства Маріупольської міської ради». Этим же положением установлен срок - до 25.06.2017 года утвердить решением городского совета состав Наблюдательных советов коммунальных предприятий, но и по сегодняшний день у нас нет этих советов. То есть, сами постановили: создать! Сами нарушили - не создали. Правда, честно пытались (только вот решительно не понятно, по какой причине планировалось создание/утверждение одного (единого над всеми коммунальными предприятиями) наблюдательного совета, а не отдельного, профильного (над каждым коммунальщиком), что было бы логично. Ведь городские коммунальщики, все - монополисты, каждое предприятие, в единственном лице, предоставляет свою услугу, так что работы по "наблюдению" за качеством предоставляемых услуг населению хватило бы, как мне кажется.. Не меньше вопросов вызывает и предполагаемый (прописанный) состав такого Совета. Состоял он в том числе из «слуг народа», которых сложно охарактеризовать, как «не заинтересованных»... Ведь коммунальные предприятия и без того подотчетны ДРЖКИ. Таким образом, назначение «коммунальных» чиновников в состав Наблюдательных советов создает конфликт интересов, когда неутомимые чины «вынуждены» оценивать свою же работу. В общем, как говорится, что-то пошло не так… В итоге, решили не заморачиваться да и сняли "неприятный" вопрос с повестки... Потом как-то всё забылось...

Положения №7/14-1061 от 23.12.2016 года «Про Наглядову раду комунального підприємства Маріупольської міської ради» -https://mariupolrada.gov.ua/uploads/3/17630-1061.pdf

Мистер Б. и Наблюдательный совет коммунальных предприятий, фото-1

https://mariupolrada.gov.ua/city-council-solution-projects/council-solutions-projects-4037

Мистер Б. и Наблюдательный совет коммунальных предприятий, фото-2
Мистер Б. и Наблюдательный совет коммунальных предприятий, фото-3
Мистер Б. и Наблюдательный совет коммунальных предприятий, фото-4

Должны были привести все статуты коммунальных предприятий в порядок, прописав в них полномочия Наблюдательных советов и разместить эти статуты в новых редакциях в открытых источниках на сайтах предприятий, но их мы там не наблюдаем, если они не спрятаны там, конечно.

Также согласно п.5.2. действующего положения«Про Наглядову раду комунального підприємства Маріупольської міської ради» исключительно по согласованию с Наблюдательным советом можно отчуждать имущество, подписывать договора, сумма которых более 5% от уставного фонда, вносить изменения в штатное расписание, назначать замов, утверждать финансовый план предприятия и т. д. А как же тогда сейчас без этого самого согласования могут функционировать наши коммунальные предприятия? И насколько правомерно их функционирование? И кто все решает?

Наверное, Игорь Бабек не хочет создания Наблюдательных советов - некогда ему или не выгодно, не знаю. Но понятно – имеет место нарушение, даже не одно, а целый комплекс. Наблюдательных советов нет и когда они будут (и будут ли) неизвестно.

А может и правда, зачем нам они, когда у нас все прекрасно: фонтаны строятся, фемка перекладывается, в неком "рейтинге прозрачности" Мариуполь - один из самых прозрачных городов, а что еще нужно для рейтинга мера, как не это. Если бы еще коллекторы не прорывались, было бы вообще замечательно, а то "закапывать деньги в землю" не интересно, лучше фемка и фонтаны, их хоть видно, "весёлые картинки" и личные рейтинги - вот это важно. Отдать контроль над коммунальными предприятиями города коллегиальным органам, для их эффективной и прозрачной работы не хотим. Настолько, что даже идем на нарушения, "забиваем" на своё же положение. И в итоге мы получаем единоличный Наблюдательный совет имени Игоря Бабека.

А кому это выгодно и кто боится потерять контроль (читайте "власть") над коммунальщиками, думаю, всем уже понятно.

Александр Анушкевич

ОО «СТРАТЕГИЯ ПРОГРЕСА»



Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии