Из истории железных дорог Украины

Современная конфигурация железнодорожных путей Украины в основном сформировалась еще до  І-ой мировой войны, перед которой вся протяженность железнодорожных магистралей  составляла 156 тысяч км (без Западной Украины). Первая железная дорога на территории Украины, соединившая Львов и Перемышль, построена была в 1861 году. Уже в 1865 году появилась железная дорога между Балтой и Одессой, которая в конце 1860-х  была продлена до Москвы  (через Киев и Кременчуг).

Впервые же в мире перевозки железнодорожным транспортомпоявились в связи развитием крупного промышленного производства в начале ХIХ века. На первой в мире железной дороге общего назначения движение было открыто 27 сентября 1825 года в Великобритании на линии Стоктон – Дарлингтон, общей длиной всего 56 км. Во Франции в 1832 году первая железная дорога длиной 58 км функционировала между Лионом и Сент-Этьеном, а к 1837 году первая дорога была пущена в Российской Империи (сообщением Петербург-Царское Село-Павловск).

В Закарпатье, Карпатах и Прикарпатье в конце ХIХ – начале ХХ вв. была сооружена целая сеть железнодорожных узкоколейных линий, в основном пролегающих от центров переработки леса до значительных лесных массивов. Развитие железной дороги в Украине в годы Советской власти получило новый импульс. В довоенные годы основные объемы строительства новых железнодорожных путей и коренная реконструкция уже действующих магистралей в первую очередь сосредоточилась в направлениях Донбасс-Криворожье, Донбасс-Центр СССР, Киев-Львов-Чоп и некоторых других. Большие объемы перевозок на север донецкого каменного угля требовали постоянных улучшений транспортных условий. И уже в 1937 году сооружение железнодорожной ветки Донбасс-Москва было завершено (общая длина почти 1200 километров), в том числе и на новом отрезке пути в 380 километров (Несвитай-Валуйки). Проложены были и другие  пути, уменьшена кривизна поворотов, улучшен профиль и реконструировано земельное полотно. Построена также была железная дорога между Херсоном и Харьковом.

Темпы строительства новых ж/д путей в послевоенный период уменьшились, было проложено всего 5 тыс. километров, причем, некоторые магистрали прекратили свое существование (к примеру, Львов-Бережаны-Потутори и пр.), в том числе и значительная часть железных дорог, использовавшихся для перевозки леса. В послевоенные годы начался ускоренный переход украинского железнодорожного транспорта на прогрессивные способы тяги – тепловозную и электровозную. Выпуск паровозов с 1957 года в нашей стране был полностью прекращен. Уже в 1960 году появилась в Украине новая разновидность железнодорожного магистрального транспорта – метрополитен. В конце 1960 года в Киеве в эксплуатацию была сдана первая очередь чрезвычайно сложного инженерно-строительного комплекса – Киевского метро. Позже, в 1975 году, начала действовать на территории Украины вторая линия  метрополитена – в городе Харькове.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии