• Головна
  • Выборы в Донецке и Луганске можно будет провести не раньше, чем через два года
15:00, 15 жовтня 2019 р.
Надійне джерело

Выборы в Донецке и Луганске можно будет провести не раньше, чем через два года


Рано или поздно на территории ОРДЛО придется проводить выборы. Если проводить действительно выборы, а не сбор бумажек в коробку из-под масла, то провести их будет невозможно не только в этом году, но и в ближайшей перспективе.

Почему? Ответ этот вопрос дает эксперт в вопросах избирательного права Ольга Айвазовская. Она  называет несколько важных условий, без которых проведение выборов по стандартам ОБСЕ (и Украины в том числе) будет невозможным. Даже без боевиков на территории ОРДЛО.

Подробно свою позицию, основанную на нормах международного права, Ольга Айвазовская изложила в большой статье в газете «Зеркало недели». Мы предлагаем вам самые важные тезисы из публикации эксперта.

1.Выборы – не решение конфликта, а этап перехода ОРДЛО под контроль Украины

Органы местного самоуправления не назначают сверху, извне или из-за рубежа, их избирают жители территориальных общин. По-настоящему. С идентичной избирательной системой для всех регионов Украины и без дискриминации относительно ценза оседлости для избирателей и кандидатов. Без давления, угроз, запугивания и обмана. А с этим, очевидно, пока что проблема. Выборы — это не решение конфликта, а лишь конечный этап перехода временно оккупированных территорий Украины в правовое русло государства. 

Красные линии, о которых заявляет власть на высшем уровне, должны быть написаны не исчезающими чернилами, как когда-то упрекал сенатор Джон Маккейн президента Барака Обаму за отсутствие жесткой реакции после применения химического оружия правительственными войсками в Сирии. Красные линии — это то, что очерчивают и отстаивают без поправки на обстоятельства, настроение наших западных партнеров или россиян.

2.Выборы по стандартам ОБСЕ: что это за стандарты такие

Выборы следует организовать согласно украинскому законодательству и стандартам ОБСЕ. Это зафиксировано в Минских договоренностях и растиражированной в дискуссиях формуле Штайнмайера. Для кого-то это общие слова, а для специалистов, понимающих, что избирательное право является неотделимой частью Общей декларации по правам человека ООН, что-то все же читается между строк и в ссылке на европейские стандарты. 

Каждая из 57 стран — участниц ОБСЕ обязалась одинаково толковать и применять на практике принципы проведения честных, демократических, конкурентных и свободных выборов. Еще 29 лет назад Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и все страны-участницы признавали, что безопасность имеет значение, и речь идет не о погодных явлениях, а о терроризме, насилии и попытках уничтожить демократический порядок при участии или в интересах третьей стороны. 

У ОБСЕ как у организации, в состав которой вошли неоднородные ценностно государства, огромные проблемы по поводу принятия коллегиальных решений. В управлении ОБСЕ заложен принцип принятия решений через консенсус или безапелляционным согласованием всех сторон. 

Количество утвержденных рамочных документов минимально, у организации нет даже устава. Несмотря на это, стандарты выборов позволяют оценить подготовку ко дню голосования и само волеизъявление достаточно четко. Еще никогда отчет ОБСЕ–БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека, Варшава) о выборах не имел такого значения, как установление особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Потому этот вызов колоссален не только для Украины, но и для самой организации, которая может стать мишенью российской пропаганды, подвергнуться подрыву репутации и полной маргинализации. Не исключено, что это один из добавочных эффектов, которого Российская Федерация желает достигнуть войной на нашей территории. 

3.Если все делать по международным стандартам, то как будет выглядеть подготовка и проведение выборов в ОРДЛО

Избиратели и их реестр 

В выборах, которые проводятся согласно международным стандартам, должны принять участие не только украинские граждане старше 18 лет, проживающие на территории ОРДЛО, но также вынужденные переселенцы. Большая проблема -  молодые люди, которые достигли совершеннолетия уже в оккупационный период и не получили украинский паспорт. 

Украина должна сделать домашнюю работу, для того чтобы разработать и принять необходимые изменения в законодательстве и обеспечить участие в выборах всех этих людей.

Списки избирателей должны быть дополнительно верифицированы через официальную перепись населения на территории временно оккупированных районов Донбасса. Полученные результаты переписи следует интегрировать и координировать с системой учета внутренне перемещенных лиц, а также Государственным реестром избирателей, распорядителем которого может быть исключительно украинская Центральная избирательная комиссия. Она не имеет права передать доступ к персональным данным третьим сторонам, включая международные. 

На всей территории Украины следует мобилизовать внутренне перемещенных лиц к самоопределению относительно участия в выборах как избирателей и кандидатов. Впрочем, свобода участия в голосовании должна предусматривать различные опционные варианты реализации избирательных прав, а именно: изменить избирательный адрес на ту общину, где человек проживал во время конфликта, и не принимать участие в выборах других общин; обратиться с заявлением в отделы ведения Государственного реестра по всей стране с целью включения в списки избирателей до дня голосования в отдельных районах Донбасса; голосовать через физическое возвращение домой или дистанционно на специально созданных избирательных участках; не принимать участие в выборах по собственному усмотрению.

Партии. Какие из них не могут участвовать в выборах по международным стандартам

Конституция Украины (статья 37) однозначно устанавливает, что образование и деятельность политических партий и организаций, программные цели и действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного порядка насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности, подрыв ее безопасности, пропаганду войны и насилия - запрещена. Украине следовало бы проникнуться и тем, как согласно Конституции не допустить институционализации в политическом пространстве боевиков. И это не политическая прихоть нынешних элит на Банковой или Грушевского, а требование к государству и его обязанность, зафиксированные в Конституции и стандартах организации выборов ОБСЕ. Все граждане равны перед законом, а не беззаконием. Точка. Если кто-то начинает свою предвыборную борьбу с антитезы к упомянутой статье Конституции, это представляет угрозу миротворчеству, мирному населению, которое желает прекращения боевых действий и стрельбы. Поэтому самостоятельно и с привлечением международной профессиональной экспертизы такие группы должны быть отделены от политической предвыборной борьбы. ОБСЕ, которая лишь наблюдает за выборами, не может давать экспертизу и осуществлять техническое сопровождение кампании, поскольку возникает вероятный конфликт интересов. Вместе с тем, никто не запрещает создать международную группу с полномочиями профильной оценки

Равные и свободные

Честные выборы — это не о калькуляции бюллетеней после их вбрасывания в прозрачные урны, а о равных условиях для участников, независимо от возраста, пола, политических убеждений, доступа к материальным ресурсам. Эти условия должны быть подготовлены не в ходе действия политического конфликта на этапе организации выборов, а заранее. Третья сторона, например, специальная мониторингово-аналитическая группа из состава международных организаций, которые не финансируются даже частично на средства страны-агрессора, должна оценить предвыборное состояние и сделать выводы и рекомендации относительно конкретных корректировок для России и Украины. Анализ поля должен касаться недискриминации и распространения языка вражды, свободы слова, беспрепятственного доступа потенциальных кандидатов к избирателям, работы средств массовой информации на полноценной основе не позднее чем за год до начала избирательного процесса. Пропаганда должна быть смещена с информационного поля безапелляционно. 

С 2012 г. на территории отдельных районов Донбасса не проводились выборы, поэтому и избиратели, и потенциальные кандидаты, и члены комиссий должны получить большой массив качественной просветительской информации об избирательных правилах и процедурах. Вместе с тем на Министерство юстиции Украины и национальные партии ложится ответственность за проведение перерегистрации местных политических организаций законным способом. 

На весь Донбасс должны вернуться не только украинские журналисты физически, но и медиа, тогда как местные должны пройти оценку независимым органом и либо прекратить свою деятельность, либо действовать в пределах украинского правового поля. Зато российские медиа должны прекратить свою агрессивную работу, направленную не только на внутреннюю публику, но и на украинского избирателя.

Финансирование выборов

Среди прочего, равные условия невозможны без прозрачности финансирования выборов и предвыборной борьбы, агитации. Все расходы на организацию выборов должны быть уплачены безналичным образом, через официальную банковскую систему. Последнее для начала требует ее восстановления на уровне инфраструктуры и квалифицированного персонала, возврата украинской гривны как официальной платежной единицы на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, где сейчас используется российский рубль. 

Законодательством Украины запрещено финансировать политические партии и избирательные кампании либо даже принимать участие в агитационных мероприятиях иностранным гражданам. 

Полиция во время выборов

Только эффективная правоохранительная система может обеспечить прозрачность выборов. Без давления и принуждения. Очевидно, что ее переходной формат нуждается в квалифицированных полицейских, у которых будут функции не только по обеспечению общественного порядка, предотвращению конфликтов (полиция диалога), но и расследования преступлений во время выборов. Не следует фантазировать о возврате в короткие сроки украинской полиции с полнотой полномочий, хотя к этому нужно стремиться. Здесь следует привлекать к координационным функциям, например, Интерпол, дополнительно расширить мандат Миссии безопасности Европейского Союза, которая уже работает на подконтрольной Украине территории. На разворачивание миссии, согласование мандата, поиск финансирования, тренировку понадобится до двух лет. Без этого также трудно себе представить реализацию права на мирные собрания, что является признаком честных и свободных выборов.

Система обжалования хода голосования. Она должна быть украинской

Эффективная система обжалования избирательных споров и переходное правосудие необходима для того, чтобы базово обеспечить законность процесса. Функционирование судебной ветви власти и ее переходной формат на Донбассе должны быть одной из красных линий, поскольку решение по избирательному процессу, защите законных интересов участников должно выноситься именем государства Украина. 

Вывод

Даже побочное обращение к международным стандартам и принципам говорит о необходимости рассчитать, как минимум, до двух лет эффективный процесс подготовки к выборам, без препятствий и манипуляций.

Оригинал статьи Ольги Айвазовской читайте на сайте «Зеркала недели».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#ОРДЛО #выборы

ТОП новини
10 років та 73 дні війни. Все, що відбувається в країні, - онлайн
"20 днів у Маріуполі" вирізали із скороченої версії кінопремії "Оскар". Суспільне на знак протесту відмовилося її показувати
Мати загиблого героя, маріупольця Олександра Коняхіна, просить підтримати петицію про присвоєння звання Героя України
Окупанти їх бояться і вважають потенційними терористами. Як в Росії “перевиховують” депортованих українських дітей, - розслідування
live comments feed...