После войны. Как мариуполец, вернувшись с фронта, открыл европейский магазин одежды, - ФОТО
Отслужив в “Азове”, мариуполец Сергей Катрюк открыл магазин европейской одежды.
Сейчас много говорят о необходимости интеграции военнослужащих в мирную жизнь, но существует мало успешных примеров такой интеграции. Сегодняшний наш герой — пример успешного "ухода из войны".
В 2015 году парень отправился добровольцем на фронт, а отслужив 4 года и вернувшись домой, — реализовал свою мечту: открыл магазин стоковой одежды в самом центре Мариуполя.
Парня зовут Сергей Катрюк, в “Азове” был у него позывной “Морской”. Он рассказал свою историю.
Чем занимался до войны
Родился я не в Мариуполе. В 1992 г. родители были на заработках в России. Там я родился, но мы вернулись в Мариуполь. Все друзья и родственники здесь. Я мариуполец, и никак не отношу себя к России. Просто такой есть штамп в паспорте.
До войны учился в техникуме, потом поступил в ПГТУ. Закончил его в 2015 году и пошел в АТО. Я активный представитель фанатского движения. Пересылал деньги и вещи на Майдан и на фронт еще до того, как это стало мейнстримом. Мы наращивали обороты, и те из фанатов, кто был менее “на карандаше” у милиции, даже умудрились ездить в Киев, когда там начались полубоевые действия. Более знаменитым “везло” меньше. Вызывали в РОВД. Заставляли писать какие-то расписки, одевали мешки на голову...
Про волонтерство
Изначально у нас в городе было плохое отношение к Майдану. Вот, мол, им дома не сидится. Кучка людей осталась наедине с большинством, которое было против. Было тяжело собирать помощь. Собирали по родным, по знакомым и особо не распространялись. Потом, когда началась война, многие фанаты с марта 2014 годы пошли на фронт. Другие присоединились летом и в сентябре-октябре. Я тогда учился в университете и, посовещавшись с другом, решил пока тоже не идти. Я помогал армии, заканчивал магистратуру. Рядом были такие же идейные друзья.
Глупо было бы не пользоваться таким огромным ресурсом, как фанатское движение. Нас в городе тогда было около 200 человек. Даже если в месяц собирать по 10 грн с каждого - это уже бы было 100 долларов по тем временам. Тогда мы сразу и сделали фанатский аукцион. Это было группа в ВК. Туда скидывали лоты. Всякую фанатскую атрибутику, шарфы, майки, стикеры. Коллекционеры с других городов были готовы переплачивать в разы. Они знали, что деньги идут на помощь украинской армии. Из 20-30 человек группа выросла до тысячи. За полгода деятельности аукциона мы собрали около 1,5 тыс. долларов. Главным администратором был я и помогали мне еще люди, т.к. мы достигли больших оборотов. Практически каждый день нужно было что-то отсылать в другой город или встречаться с людьми для продажи в центре. Для нас, студентов на дневном, это было тяжело.
Мы отсылали помощь тем мариупольцам, которые пошли в “Азов”. В 2014 у них было сложно. Потом как-то резко все пошло в гору. Появился контраст между "Азовом" и другими подразделениями. Мы возили провизию на блокпосты и помогали людям попроще. Потом, когда пошел служить, я передал аукцион другому человеку. Он поработал месяца 3-4, но люди уже стали меньше внимания уделять войне. Такие типа: “Ну война — ок. Я пошел на работу”. Последние тысячи с аукциона потратили на снаряжение и топливо, кому надо, и закинули его.
О службе в “Азове”
Изначально я там был на администативно-офицерской должности при штабе. Потом стало это не интересно. Получалось, но было скучно. Я захотел перевестись туда, где была война. Попал в минометную батарею. Там была веселая жизнь с боевыми выездами по 2-3 недели. Административная работа важна, но хотелось именно видеть врага, ранить его или убить. Служил я в должности старшего наводчика до 2019 года.
Каждый боевой выезд запоминающийся. Но был один особый случай. Наш минометный расчет из трех человек был возле одного из населенных пунктов. Начался обстрел. Нас вычислили и били именно по нам. Стреляли из двух минометов, и мы стреляли в ответ. Разрывы вражеских снарядов были все ближе и ближе. Потом мина просвистела так близко и от разрыва запахло порохом. Мы забежали в блиндаж. Было страшно, но надо было стрелять. Командир батареи подбодрил нас. Он вселил уверенность. Через 5 секунд мы выбежали и продолжили огонь в ответ. По нам не попали, все закончилось хорошо, но могло совсем не очень. Поэтому очень важно то, с кем ты находишься на боевой позиции. В спортзале, на полигоне, в Инстаграме — это одно, а непосредственно на войне - другое. Там обнажается твой характер и вообще то, кто ты есть.
Из "Азова" я потом ушел. Мы туда шли повоевать, пострелять, а не делать военную карьеру. Чтобы было так — надо определенный склад ума иметь. К тому же начались проблемы со здоровьем. Болячек целый букет и постоянно носить "броник" тяжело для позвоночника.
Воевать мне нравилось. Но прямо маршировать и все тяготы воинской службы терпеть — нет. Сразу после школы приходит молодежь в армию - они карьеристы и это нормально. Мы в 2014 — 2015 году были не такие. Мы прежде всего националисты и бегать с автоматом или минами под мышкой — это одна из ипостасей этого национализма, так же, как мы в 2008-ом году клеили патриотические стикеры, а в 2012-м махали желто-синими флагами, когда это было, мягко говоря, не популярно. Легко быть националистом во Львове и сложно в Мариуполе. Но мы отстояли желание украинцев быть украинцами и воспитали молодое поколение, которое себя позиционируют как украинцы. Ультрас внесли в это свой вклад.
О бизнесе
Мысль открыть свой бизнес после войны возникла еще во время службы, в 2017-ом. Поговорил с сослуживцем, он имел небольшой бизнес. Оказалось, это проще, чем я думал. Я понял, что у меня тоже есть такая возможность и знакомства и решил попробовать. Какие-то деньги вкладывал в малый бизнес друзей и это стало приносить дивиденды. На кон поставил многое, но интересен стал бизнес.
Влившись в фанатское движение, я стал постоянным посетителем магазинов стоковой одежды, где продавались фирменные вещи из Европы. Я начал понимать в брендах, сколько стоит это в фирменном магазине, сколько на сайте и сколько в стоке. Понял, что дело это прибыльное, и если вкладывать душу — должно все получиться. Всегда хотел заниматься одеждой, потому что она мне нравится.
Я был в европейских странах, ездил на матчи в Литву, Польшу, Швецию и видел культуру обслуживания. Видел, как персонал разговаривает с людьми, хотелось бы этой цивилизованности сюда. К примеру, одна из фишек — каждому совершившему покупку я предлагаю бесплатный кофе. Для людей это шок, и они пугаются, а в других странах комплимент от заведения — это нормально. Я старюсь все делать по образу и подобию европейских магазинов, а не наших. Когда человек приходит в магазин, он должен попадать в зону комфорта. Я придерживаюсь этих принципов и пока все получается.
Открыты мы с 22 июня. Старт был на свои накопления, я не выигрывал никаких грантов. Я собирал деньги и не гулял, вкладывая в бизнес друзей, что тоже было рискованно. Единственное, что в центре занятости я прошел курсы по планированию бизнеса и получил сумму, которую должны были выплатить за год. Это было приятным бонусом. Я к тому же купил машину для работы, хотя и не планировал. Все вышло идеально, и государственная структура помогла так нежданно хотя нужно было и переносить куку бумаг с места на место.
В завершении хочу сказать всем, кто думаем о своем бизнесе, что между “Да” и “Нет” нужно всегда пробовать. Чем старше мы становимся, тем меньше у нас будет шансов резко менять судьбу и принимать непопулярные решения. Даже если оно не пойдет и потратите вы 10-20 тыс. долларов (хотя для Мариуполя это очень большие деньги), но это может изменить жизнь навсегда. Не получится это, получится что-то другое.