Когда оживает легенда (ФОТО)
Могут ли в центре города, официальной датой основания которого принято считать 1778-й год, сохраниться остатки храма возрастом в 500 лет? Можно ли спустя пять столетий найти массу прямых и косвенных подтверждений того, что руины в центре города - это и есть тот самый храм, о котором, казалось, сохранились только легенды. И при чем здесь покойный священник и сон девушки, которая училась у него игре на древнем инструменте?....
…Ответы на все эти вопросы мариупольцы узнают из художественно-публицистического фильма «Тайна казацкого храма» Андрея Киора, известного мариупольского журналиста, нынешнего студента ВГИКа. Сейчас он заканчивает монтаж фильма, который не только откроет одну удивительную и ранее неизвестную страницу истории Мариуполя, но и – уверены – сам станет ее фрагментом. Итак…
Темы, которые нас выбирают
Кто лично знает Андрея Киора, тот подтвердит, что человек этот уникален тем, что годам к 35-ти успел уже прожить не одну профессиональную жизнь – медик, бизнесмен, продюсер, журналист. Причем достигая в каждой из профессий определенного уровня, на котором уже можно позволить себе расслабиться и что называется почивать на лаврах, но предпочитал начать поиски себя самого в новом для себя деле. Поэтому когда Андрей (успешно работавший в газете «Ильичевец», на мариупольском телевидении и по мариупольским меркам воплощавший в себе понятия «стабильность» и «устроенность») поступил во ВГИК, это было для всех неожиданно, но так на него похоже!
«На уровне мечты идея снять фильм была всегда, сколько я себя помню, - рассказывает Андрей. – А серьезно думать об этом начал только тогда, когда стало понятно, что не только на пленку, но и на «цифру» можно снять хорошее кино, и для этого не требуются миллионы. Не знаю почему, но сразу возникла идея показать историю мариупольских церквей. Ведь наш город уникален тем, что до наших дней не дошел ни один из старых храмов, коих в городе было множество, что позволяло Мариуполю быть духовным центром Приазовья. Но как в 30-е годы все разрушили, так ничего и не восстановили. Я не критикую, нет. Просто констатирую факт – ну вот так оно есть в действительности».
В начале поисков в распоряжении режиссера было только несколько тоненьких брошюр о старых городских храмах, и он был уверен, что это вся информация, которая дошла до наших дней. Но работа в архивах в Донецке и Киеве показала, что на самом деле информации - море: и письменных свидетельств, и церковных книг, и описаний, и рисунков, и даже фотографий. И чем больше ее, информации, находилось, тем становилось страшнее – ведь история каждого отдельно взятого храма тянула на целый фильм!. И какую историю выбрать?
Андрей Киор не был бы Андреем Киором, если бы не взялся за, казалось бы, дело безнадежное: его заинтриговала старая казацкая церковь, о которой сохранилось лишь скупое описание в духе «была крыта камышом» да легенда, что в ней, уже к тому времени обветшалой, служил службу митрополит Игнатий, когда привел в город греков-переселенцев. И все. С чего начать? Где искать, если архивы перерыты, а результата – ноль? «Я помню это ощущение, когда осознал, что буду снимать именно об этом. Это было в самом начале января 2010-го, в первых числах», - говорит он.
Новый год. Один на один с загадкой. Сомнения: где та ниточка, за которую только потяни и…
…Вика Киор, жена Андрея, творческие муки мужа переживала стойко. Чем тут поможешь? Однажды перед рассветом – еще и не светало, часов в 5 утра - она проснулась испуганная – увидела странный сон. Ей приснился ее старый ныне покойный учитель музыки, Владимир Кирильченко. «Он стоял в нашей старой музыкальной школе, сейчас это здание энергонадзора, там у нас было всего несколько занятий. Стоял в одежде священника и сказал мне: «Это здесь», - рассказала мужу Вика свой сон. Андрей знал, что Владимир Кирильченко – это учитель музыки, который впоследствии стал священником новоселовского Свято-Никольского храма, названного так в честь первой, не дошедшей до наших дней казацкой церкви…
«Я встал, оделся, побежал к энергонадзору. На улице никого, темно, холодно, снег идет – январь, - вспоминает Андрей. – Посмотрел на здание – явно не то: заурядная советская постройка, прошел через двор, обошел вокруг, прошел чуть дальше, осмотрелся и…увидел. В тот момент я был на сто процентов уверен, что нашел. Я это знал».
Съемки 2
Кто стучит – тому открывают
Правду сказать, то, что нашел Андрей, - разрушенное сооружение из ракушечника, в некоторых местах побеленные «стены» - мало было похоже на храм. Это строение, видно, «перекраивалось» неоднократно. Но вот ветхие деревянные конструкции, которые так сразу и не увидишь, таили в себе тайну… Это и стало той ниточкой, за которую только потяни…
Путь к разгадке может пролегать разными путями – даже мистическими. Но современный человек верит только доказательствам. В этом деле убедительных доказательств может быть всего три, это вам каждый школьник скажет: радиоуглеродный анализ находки, материальные свидетельства того времени (утварь, монетки и т.д) и свидетельства устные, дошедшие до наших дней, из уст в уста передаваясь от деда-прадеда.
Начал Андрей с радиоуглеродного анализа. Отправил образцы найденных деревянных конструкций в киевский институт, который, их проанализировав, дал свое заключение: 1550-й год. Обратился со своим открытием к одному из донецких историков, тот не поверил: вряд ли, «Азовсталь» рядом – вероятность ошибки очень велика, нужно анализ повторить. Через год повторил – результат подтвердился. Год 1550-й.
Съемки 4
«Когда получил повторное подтверждение того, что моя находка датирована серединой шестнадцатого века, мне стало понятно, что такой информации тесно в рамках моих намерений - снять документальный фильм о первом мариупольском храме для показа в Мариуполе. Начал подумывать о том, как сделать его интересным и за пределами города. Возникла идея сделать фильм художественно-публицистическим, снять ряд постановочных сцен – с колоритом того времени – лошадьми, казаками, - рассказывает Андрей. – Пришли на место целой съемочной группой – стали развешивать иконы и …один из участников провалился в том месте, где были старые руины».
Так открылось то, что не оставило сомнений: в старом здании примерно 1550-го года постройки была именно церковь. Об этом красноречиво рассказали немногочисленные осколки прошлого - фрагмент старого кадила и обломок иконы. Специалист-антиквар об одной из находок высказался однозначно - 16-й век.
Съемки 1
Съемки 7
Съемки 8
Бабушка Ася
«Мне самому было не по себе от той картины, которая открывалась, - признается Андрей.- И не давала покоя одна мысль: а как насчет устных свидетельств? Как найти через полтысячи лет информацию о том, что храм был, и именно на том месте? Неужели это возможно? Не верилось. Но не попробовать просто не мог».
Сам скептик по натуре, он хорошо знал, что просто так в «устное свидетельство» никто не поверит. Ну что мешает найти какую-то старенькую бабушку, задобрить ее «продуктовым набором» и попросить сказать на камеру то, что нужно для подтверждения твоей версии?! Поэтому для того, чтобы у зрителя не возникало сомнений, что свидетели подлинные и говорят только то, что помнят, решено было отправиться на поиски с включенной камерой и ни на секунду ее не выключать.
«Мы отвели на поиски неделю, - продолжает Андрей. - Но уже на третий день поняли, что ничего не получится. К тому же было жарко, камера тяжелая, ее постоянно нужно было держать в руках навесу. Это очень тяжело - и физически, и морально - гоняешься за призраком, изнывая от жары. Я, честно сказать, понял бы оператора - Алексея Урожая, который стоически носил на себе камеру, если бы на четвертый день он на работу просто не вышел. Но к концу третьего дня работы прохожие на углу Земской, традиционно ответив нам, мол, не-а, никакого храма тут никто не помнит, вдруг сказали: «А может вам к бабушке Асе зайти?». Идем к бабушке Асе – она старенькая, ей уже под 90-лет, в коляске инвалидной сидит. «Мы ищем место, где раньше был казацкий храм, вы не знаете, где он находился?» - задаем ей свой вопрос. И когда она стала говорить, что да, был храм казацкий, сама не видела, но дед рассказывал, а ее деду - его дед. «Этот храм был в том месте, где сейчас этот, как его…», - старушка начинает вспоминать забытое слово, а я в это время покрываюсь испариной – а вот вспомнит сейчас «точно», что где-нибудь у центрального рынка или памятника Ленину, и все наши усилия – насмарку. Пока она вспоминала, казалось, время остановилось. Но когда, вспомнив, выдохнула трудное для нее слово «энергонадзор» - почувствовал, что прикоснулся к вечности».
При свете звезд
То, что фильм как будто бы кто-то сопровождает, говорят факты, плохо вписывающиеся в алгоритм нашей суетной жизни. Для того чтобы привлечь к фильму внимание широкого зрителя, Андрей решил «засветить» в нем звезд – Алину Гросу (однокашницу по ВГИКу) и Богдана Ступку. «Я сразу подумал о Ступке. Ну согласитесь: называя вместе два слова – церковь и казак – сразу возникает образ, визуализированный именно им. Его Богдана Хмельницкого, сыгранного в фильме Ежи Гофмана и Тараса Бульбу - у Бортко зритель не забудет никогда. Я стал обрывать телефон театра имени Франко, но «вызвонить» Богдана Сильвестровича так и не смог – слишком напряженным у него был график работы. И тут мы узнаем, что Ступка едет в Мариуполь на съемки фильма «Однажды в Ростове», - продолжает свой рассказ Андрей Киор. – И нам «только» и оставалось, что уговорить его на интервью».
Съемки 6
Сейчас, когда Богдан Ступка ушел в Вечность, совсем по-другому видится его роль в «Тайне казацкого храма». «Он открыл для меня большую тайну, - признается режиссер, - Ступка показал, что слава, деньги, статус – это все суета сует, ненастоящее. Неважно, кто ты тут и сейчас, главное, что ты после себя оставишь. Я об этом у него не спрашивал, и он мне этого не говорил. Но это было понятно по тому, как он терпеливо и искренне отвечал на каждый вопрос, по тому, как он себя критиковал. Он - звезда мирового кинематографа - терпел все бытовые неудобства, связанные со съемками, а в перерыве между ними вместо того, чтобы поесть и отдохнуть, общался с журналистами… И делал это не ради денег или славы, а потому что хотел помочь. И в фильме снялся (уже будучи тяжело больным и уставшим) не потому, что лично ему это было нужно, а просто не посчитал возможным отказать... Вот эта простота человеческая, его глубочайшая мудрость и готовность прийти на помощь – вот это то настоящее, что делает человека человеком. Это то, что мы и после смерти Богдана Ступки сможем рассмотреть в глазах его героев».
…Закончить монтаж своего фильма Андрей Киор планирует к концу августа. Но покажет его в начале января – зимой, в то время, когда снег помог ему рассмотреть чудо на захламленном пустыре. В фильме автор откроет место, где стоял храм, покажет его макет, воссозданный историками, художниками и компьютерщиками. И вы сами увидете, как оживает легенда.