Парламентские выборы-2012: правила игры

Через полгода в Украине пройдут выборы в Верховную Раду Украины. По каким правилам будут играть потенциальные кандидаты в «недоторканні», как будут пытаться заполучить наши с вами голоса? Об этом – в кратком анализе нового закона о выборах народных депутатов. И ни слова о партиях или возможных кандидатах по мажоритарным округам. Итак…

Несколько слов о мотивации

Занимаясь исследованием проблематики избирательного законодательства не первый год, с полной уверенностью могу сказать, что на данном этапе развития украинского государства любой закон о выборах априори не может быть идеальным. В любом случае одна из сторон в итоге остается обманутой и обиженной. Чаще всего, точнее, практически всегда, таковой стороной являются избиратели. По определению. А как иначе? О чем, как вы думаете, пекутся законодатели, когда пишут закон о выборах? О том, чтобы в высшем законодательном органе страны были представлены интересы самых разных групп и слоев населения? Или о том, как создать рычаги воздействия на неприкосновенного избранника и отозвать его в случае, если он, мягко скажем, не оправдает доверия и надежд людей, его избравших? Или о том, как создать такие условия, при которых наиболее вероятно сыграют «козыри», припрятанные в рукаве уже сегодня, и места за пультом управления страной займут люди, синхронно жмущие кнопки по взмаху руки? Ответ, конечно, очевиден. Но не все так плохо для избирателя. Нужно просто знать правила игры и попытаться свести ее в свою пользу.

…и правилах

Осенняя кампания пройдет по смешанной избирательной системе. Такая модель действовала в 1998 и 2002 годах.

225 депутатов будут избираться по пропорциональной системе - по закрытым спискам политических партий (закрытые списки означают, что партии сами решают, кого и за какие деньги туда ввести).

225 депутатов пройдут в ВР по «мажоритарке» – по мажоритарным избирательным округам. То есть, придя в день выборов на избирательный участок, мариупольцы получат два бюллетеня. Первый - со списком политических партий, второй - со списком кандидатов в депутаты по одномандатным мажоритарным избирательным округам.

В результате по пропорциональной системе выиграют те партии, которые наберут более 5 % голосов избирателей на всей территории Украины.

Что касается мажоритарной составляющей, то в Мариуполе, согласно постановлению Центральной избирательной комиссии от 28 апреля, сформировано два мажоритарных избирательных округа:  57-й (в который входит Орджоникидзевский и Ильичевский р-ны с количеством 174 118 избирателей) и 58-й (Жовтневый и Приморский р-ны с 175 393 избирателями). Выиграют на округах те кандидаты в депутаты, которые наберут наибольшее количество голосов избирателей - по системе относительного большинства.

Отметим также, что Конституционный суд Украины вынес решение о неконституционности заграничных мажоритарных округов и запретил кандидатам в депутаты баллотироваться одновременно по партийным спискам и мажоритарным округам.

Ну как-то уж определитесь…

Особенностью осенней выборной кампании будет отсутствие графы «против всех» в избирательном бюллетене. Эта норма задействована впервые в практике формирования Верховной Рады Украины.

На мой субъективный взгляд, это крайне негативно отразится на избирательном процессе, поскольку, во-первых, приведет к снижению явки избирателей; а во-вторых, лишит избирателя альтернативы. Ну и следствием всего этого станет большое количество испорченных бюллетеней.

Почему же законодатель пошел на этот шаг? Да потому, что на прошлых местных выборах, которые прошли осенью 2010 года, «против всех» в Мариуполе проголосовало более 20 процентов. И наш город в своем желании игнорировать предложенных кандидатов не был исключением. На данный момент ситуация только усугубилась: из-за недоверия как к власти, так и к оппозиции число так остро критикуемых в прошлой кампании «противвсихов» только возросло. Поэтому и власть, и оппозиция синхронно голосовали за отмену данной графы.

Справедливости ради стоит отметить, что графа «против всех» отсутствует на выборах в таких государствах как США, Франция, Германия. Но до их уровня развития демократии нам еще шагать и шагать. И хорошо еще, если в перспективе вообще сохранится возможность «шагать» в их направлении.

Впрочем, мы отвлеклись.

Что нового?

Что до особенностей нынешнего выборного забега, то можно выделить три основные из них:

Первая: для партий установлен 5-процентный проходной барьер и введен запрет на участие в выборах партийных блоков.

Вторая: для кандидатов, баллотирующихся по мажоритарным округам, определен предвыборный залог в размере 12 минимальных заработных плат. Однако разрешено самовыдвижение кандидатов в депутаты, что даст возможность участвовать в выборах лидерам общественных мнений, которые не связаны с политическими партиями.

Третья: изменение сроков в избирательной кампании.

По закону, избирательный процесс  начинается за 90 дней до выборов, а не за 120, как было раньше. Кроме того, изменен и срок выдвижения в кандидаты в депутаты. Теперь на это отводится всего 11 дней. Процесс выдвижения начинается за 90 и заканчивается за 79 дней до выборов. (По старому закону выдвижению кандидатов в депутаты отводилось больше времени, этот процесс начинался за 119 и заканчивался за 90 дней до выборов).  То есть, регистрация кандидатов пройдет форсированными темпами, в сжатые сроки. Вероятно, что  в комиссиях будут созданы большие очереди, и не исключено, что некоторые кандидаты могут просто не успеть зарегистрироваться.

Поскольку существенно сокращены сроки избирательного процесса, у политических партий и кандидатов в депутаты по мажоритарным округам будет фактически два месяца на проведение предвыборной агитации.

P.S.

Таковы основные правила игры, которые нам предложил законодатель. Можно долго спорить, насколько они хороши, но… Следует помнить, что все может быть значительно хуже, если лично вы проигнорируете избирательный процесс. Только высокая явка, на уровне не ниже 80%, позволит в большей мере обеспечить честные  выборы. И потом: гражданин, не реализовавший своего права голоса на выборах, не принявший участия в формировании органов власти, не имеет морального права критиковать власть, избранную без его участия. К тому же не лишним бы было научиться относиться к выборам по-европейски.  А именно: не участвовать в конкурсах «логотипов партий» и «портретов кандидатов», а выбирать стратегию развития своего государства (как вы ее понимаете) через программы кандидатов (какими они их предлагают). Иными словами, голосовать не за придуманный политтехнологами образ или удачно скроенный костюм, а за программу действий. Но, как показывают исследования, только 1 из 10 украинцев знаком с предвыборной программой кандидата, за которого он голосует. Именно поэтому политики в нашей стране не считают нужным выполнять то, что написано в их же программах.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии