Город мертвых вокзалов

ПРОБЛЕМА ТУПИКОВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ПО СТАНЦИИ "МАРИУПОЛЬ" УСИЛИЯМИ «УКРАЗАЛІЗНИЦІ» В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ОБЕЩАЕТ БЫТЬ РАЗРЕШЕНА… ПУТЕМ ЗАКРЫТИЯ ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ.

Осенью минувшего года жителей города «обрадовали» известием о том, что в скором времени железнодорожная станция "Мариуполь" может лишиться целого ряда пассажирских поездов. И уже с ноября Донецкая железная дорога внесла коррективы, а потом и полностью перекрыла сообщение по маршрутам "Мариуполь-Липецк", "Мариуполь-Львов". Чуть позже Южная железная дорога прекратила действие маршрута "Полтава-Мариуполь". Следующими на очереди обещают стать поезда "Мариуполь-Харьков" и "Мариуполь-Санкт-Петербург".

По словам чиновников «Укрзалізниці», ссылающихся на некий внутренний аудит, 23 поезда (по всем шести подведомственным железным дорогам), попавшие «под сокращение» уже в ноябре, в основном, «перевозили воздух», а не пассажиров. В отмененных поездах удельный вес пассажиров, совершающих поездку от исходной станции до конечной, по данным упомянутой экспертизы, редко где превышает 10%.

Отмена 23 составов и сокращение частоты работы еще 13 (и это не считая 55 отмененных прицепных вагонов), по словам должностных лиц монополиста украинского рынка пассажирских ж/д перевозок, укладывается в планы отказа от практики ночных перевозок в связи с общим ускорением пассажирского сообщения. То есть, «Укрзалізниця» намеревается перейти на систему скоростных межрегиональных экспрессов, которые следовали бы в дневное время суток и объединяли бы крупнейшие города-миллионники. Для этого ранее (вроде бы как под Евро-2012) уже было закуплено с десяток южнокорейских скоростных локомотивов.

Апокалипсис-2012 по версии транспортников

Специалисты прогнозируют, что переход на эту программу только усилит преимущество в развитии транспортной инфраструктуры крупнейших городов Украины, которые и без того были более узловыми, по сравнению со всеми прочими. Больнее всего это ударит по патриотическому самолюбию (и, конечно же, удобству) жителей городов категории «300 тысяч – миллион».

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что существующая с советской эпохи железнодорожная система, позволяющая каждому мало-мальски крупному городу Украины (будь то Донецк или Бердянск) соединяться отдельными составами с Киевом и Москвой, сейчас во многом выглядит неадекватно нынешним условиям и нуждается в пересмотре. Но замыслы, стоящие сегодня на повестке дня «Укрзалізниці», пока что напоминают стиль слона в посудной лавке, дискриминируя (под предлогом проблемы рентабельности) интересы городов «второго эшелона». Ведь не секрет, что тот же поезд "Мариуполь – Львов", в общем-то, всегда пользовался спросом у мариупольцев, и был едва ли ни единственной связью с Западной Украиной для жителей нашего полумиллионного города. В то время как априори менее доступное карману обывателя автобусное сообщение, на которое железнодорожники теперь пеняют как на альтернативное, у нашего города даже с Киевом не всегда было регулярным.

Теперь же львовскому составу «урезали» маршрут, оставив возможность мариупольцам ездить во Львов только из Донецка, дополнительно загрузив таким образом маршрутки, курсирующие между Мариуполем и центром области. Подобная схема, если ничего не изменится, ожидает и тех, кто привык ездить поездом "Мариуполь-Харьков" (с которым, к слову сказать, не так давно не смог выдержать конкуренции рейсовый автобус), а также поездом "Мариуполь- Киев".

Донецкий след

Немногие сейчас могут понять масштаб затеянных перемен в системе маршрутов. Еще меньше людей отдают сейчас себе отчет в том, что больше всех в Украине пострадает от подобных новаций именно наш город. Исторически так сложилось, что Мариуполь - один из наиболее обделенных в административном плане населенных пунктов страны. Промышленный рост 30-х годов прошлого века многократно увеличил население (и испортил экологию) таких городов, как Кривой Рог и Мариуполь, и вместе с тем обусловил их претензии на усиление административного статуса.

В то же время именно промышленный облик позволял успешно сдерживать в них какие-либо центробежные амбиции. В Мариуполе эти амбиции никогда не затухали совсем, даже с началом «бело-голубой эпохи». Ведь психологически Мариуполь всегда ощущал себя в легкой оппозиции к Донецку, и в полной мере себя частью Донбасса никогда не осознавал (как известно, топоним «Донбасс» представляет собой сокращение громоздкого «Донецкий каменноугольный бассейн», который южнее Донецка не простирается; а Мариуполь вообще-то является центром исторического макрорегиона Приазовье). Если к этому добавить, что именно Мариуполь был первым населенным пунктом, получившим на территории нынешней Донецкой области статус города, то не стоит удивляться тому, что ответственность за отмену поездов мариупольцы целиком и полностью возлагают сегодня на Донецкую железную дорогу. Все выглядит как некие происки «донецких» во власти: представители города «без истории» стремятся из Мариуполя сделать город «без географии».

В городе ходят настойчивые слухи о том, что у прекращения пассажирского сообщения по станции "Мариуполь" есть свой лоббист – структуры Рината Ахметова. Они якобы заинтересованы в том, чтобы товарным составам, соединяющим промышленные объекты Донбасса с портом Мариуполя, жиденькое пассажирское сообщение железнодорожного тупика – станции "Мариуполь" — вовсе перестало мешать.

Поезд развития инфраструктуры ушел?

Почему Мариуполь стал крупнейшим «железнодорожным тупиком» - отдельная история. Многие помнят, что в 90-е годы идея прокладки альтернативных железнодорожных веток (что превращало город из тупика в транзитный центр) была в числе основных лозунгов кандидатов в мэры, которые в итоге на выборах и побеждали. Уже в 2000-е годы инфраструктурный популизм местных властей стал подаваться под соусом постоянных усовершенствований плана развития города. «Социалистическая матрица» Владимира Бойко, выражавшаяся помимо прочего и в благоустройстве отдельных районов города, как-то задавала тон и стимулировала аналогичные процессы во всем Мариуполе. Стали «обсуждаться» разного рода экзотические (прежде всего, в силу своей дороговизны) проекты вроде идеи переноса ветки (ныне идущей в порт по берегу городского пляжа) в обход пляжа и пассажирского вокзала. На воплощение такого «плана века» в итоге не хватило ни воли, ни средств. С продажей того же ММК имени Ильича структурам СКМ, городу в плане развития инфраструктуры и вовсе стало «не до жиру».

Возмущение мариупольцев по поводу отмены поездов понять можно вполне: еще в 90-е годы прекратилось морское пассажирское сообщение, не так давно фактически приостановил работу аэропорт - планы по его реанимации новыми собственниками пока остаются только планами. Железная дорога обещает, что город все-таки не будет пугать туристов (если таковые еще останутся) очередной апокалиптической «фишкой» (по типу «город мертвых вокзалов»). Дескать, с ж/д вокзала будет осуществляться ускоренное сообщение с Донецком электричками. Но в свете последних провальных экспериментов Донецкой железной дороги в попытке составить конкуренцию маршруткам движением скоростных электропоездов, в успех идеи верится с трудом. Очевидно, что пассажирские поезда дальнего следования, пусть и совершенно не эволюционировавшие все это время ни в плане комфорта, ни в отношении скорости, целиком устраивали мариупольцев как надежный способ добраться в удаленные города Украины и соседней Российской Федерации.

Кто на самом деле крайний?

Но вернемся к аргументам, предлагаемым ж/д перевозчиком в качестве обоснования своего решения. Напомним, что к нему привел некий компьютерный анализ востребованности пассажирами тех или иных маршрутов. Но странно, что к этому, казалось бы, очевидному средству мониторинга эффективности сообщения «Укрзалізниця» прибегла впервые. А, может быть, и впрямь там до последнего ожидали двухмиллиардной компенсации из госбюджета за перевозку льготного контингента в 2011 году, и, не получив таковой, придумали меру с отменой убыточных направлений? Или, согласно еще одной расхожей версии, отмена тех же ночных поездов означает лишь то, что в скором времени этот наименее прибыльный участок перевозок не отменят, а передадут какому-нибудь частнику?

Спорить с тем, что грузовые перевозки обходятся «железке» выгоднее, чем пассажирские, нет смысла, а посему отмена поездов вовсе не сродни тому, чтобы зарезать курицу, несущую золотые яйца. Но вот то, что больше всех рискует пострадать именно станция "Мариуполь", относящаяся к системе Донецкой железной дороги (ДЖД), которая традиционно гордится тем, что на ее долю приходится больше всего грузоперевозок в Украине, как минимум настораживает.

Действительно свалить ответственность за убытки на льготный пассажирский контингент куда проще, чем признать их следствием неэффективности менеджмента в организации. Того, например, что ремонт подвижного состава, осуществляется непрозрачно и по завышенным ценам, а детали закупаются не напрямую. Или же, к примеру, следствием содержания нерентабельного печатного органа «Железнодорожник Донбасса», а также покупкой неоправданно дорогих автомобилей и аксессуаров для личного пользования руководства. Не говоря уже о раздутом и неэффективном кадровом составе, который никто и не думает урезать. Смешно, наверное, рядовому посетителю сайта «Укрзалізниці» читать новости вроде той, где ДЖД зачем-то рапортует о том, что во время зимних каникул она оздоровила 150 детей железнодорожников. Или же напротив, грустно – если у этого рядового пользователя у самого есть ребенок, который из-за выросших транспортных издержек, возможно, никуда оздоровиться не поехал.

Отменяемые за нерентабельностью пассажирские поезда в ряде СМИ с чьей-то подачи окрестили «социальными». Установленные тарифы на билеты даже в условиях постоянной загрузки не позволяют им приближаться к самоокупаемости. Поднять же тарифы до цен на мировом рынке при уровне жизни среднестатистического украинского пассажира нельзя. Но означает ли это, что бороться с убыточностью необходимо созданием транспортного коллапса для целого ряда крупных населенных пунктов? Похоже на то, что чиновникам «Укрзалізниці» модернизацию системы перевозок следует начать вовсе не с карты маршрутов, а с усвоения простейших истин маркетинговой политики. Вроде той, что гласит: если твой потребитель перестает пользоваться твоими услугами, узнай у него причину.

В условиях неприспособленности громоздкой государственной структуры, которая использует не только устаревший подвижной состав, но и устаревшее мышление, не стоит удивляться тому, что у жителей целых полумиллионников никто не спрашивает мнения относительно перспектив потери ж/д сообщения их города с «большой землей». Как нельзя более уместно было бы взглянуть в этом смысле на результаты соответствующих социсследований среди жителей «обиженных городов». Будем надеяться, что по нашему городу таковые скоро появятся.

Молчание ягнят

Практически сразу же после начала отмены первых поездов замитинговали и стали собирать подписи против этого решения жители Кременчуга – крупного промышленного центра на Полтавщине с населением более чем в 200 тысяч жителей, а что же Мариуполь?

27 декабря в городе состоялся митинг. На него пришли несколько десятков человек, преимущественно пенсионного возраста – говоря маркетинговыми терминами, представители не основного потребителя услуг пассажирских ж/д перевозок.

Где в ту пору был основной потребитель, вечно удобный железнодорожникам козел отпущения – студент-льготник? Сдавал сессию в Киеве, Харькове, том же Донецке? Или просто-напросто отреагировал в привычной ему «пофигистской» манере? А ведь скоро молчаливое согласие обернется тем, что уехать на эту самую сессию без обязательной автобусной составляющей путешествия будет попросту нельзя. Не с машинистом же тепловоза товарного поезда договариваться, чтоб «подбросил до Харькова», как это делал один из молодых героев фильма «Маленькая Вера», в самом-то деле!

Пока готовилась статья

руководство Донецкой железной дороги сообщило о том, что дальнейшей отмены поездов по станции "Мариуполь" не предвидится. И это сообщение выглядит весьма сомнительно, учитывая тот факт, что вообще-то отменяет какие бы то ни было поезда в Украине центральная дирекция «Укрзалізниці». Но в данном случае, как мы видим, опровержение дает ДЖД, словно реагируя на мысли мариупольцев, убаюкавая их опасения и подтверждая тем самым правильность и многозначность пословицы «на воре шапка горит». Все скорее напоминает попытку «стравить пар» отложенного на период праздников общественного негодования.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Владелец четырех МАФов, которые несколько недель назад были вывезены с территории ТЦ "Обжора", пытается вернуть их назад. Но отдавать ему киоски городские власти не хотят, а требуют доказать право собственности в суде. Об этом стало известно на заседании постоянной комиссии по объектам благоустройства. Предприниматель Валерий Крутоусов утверждает, что он является собственником этих киосков, более того, имеет все договора купли-продажи на МАФы с мокрыми печ...
Реклама
В Центре позвоночника ""Eurospine"  акции для детей!!! Только два  дня 24.10 и 25.10 -40% на занятия и -20% на массаж. Позвоночник – это единственный орган, который регулирует работу разных систем нашего организма, всех внутренних органов и периферических нервов. А следовательно, огромное количество болезней, начиная от головной боли до поражений сердца, болевых ощущений в разных частях тела, болезни внутренних органов, астеничные и невротичные состояния м...
эксклюзив
Кабинет Министров Украины принял решение вернуть Азовский судоремонтный завод  из частной в государственную собственность. Выполнение данного решения тормозится. Чтобы ускорить передачу, на предприятие прибыл глава Донецкой ВГА Александр Куць. Он поставил задачу в трехнедельный срок решить вопрос о том, как будет проходить передача из частных рук государству и подчеркнул, что нужно найти оптимальные пути.  На судоремонтный завод для определения юридическог...
Общество
Доброго воскресного утра! Три загадки и одна хорошая новость. Как вам такое начало выходного дня? Важные новости Загадка №1. Что происходит по ночам на мариупольских заводах.  На этой неделе глава Донецкой ОГА Александр Куць приехал на комбинат им. Ильича поговорить об экологии. Он огласил результаты независимых замеров воздуха, сделанных в Мариуполе 26 и 27 сентября эколабораторией департамента экологии ОДА. Результаты плохие: многократные превышения пред...
Реклама
Мечтаете о новом телевизоре, стиральной машине, домашнем кинотеатре или телефоне? Задумали сделать ремонт, поменять мебель или просто решили отдохнуть? АЗОВСКАЯ КРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ может легко осуществить все ваши мечты! Воспользовавшись кредитом «На осуществление любого желания» Вы сможете получить все, что хотите, не откладывая это на потом! Почему Вам выгодно взять кредит в АЗОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ? - Не нужно копить необходимую сумму для осуществлени...
Происшествия
Проссийские террористы не пропускали наблюдателей ОБСЕ в оккупированный ими поселок БезыменноеОб этом сообщается в отчете СММ."На блокпосту вблизи контролируемого террористами поселка Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя) вооруженный боевик снова отказал патрулю СММ в проезде, объяснив это тем, что «в районе продолжаются работы по разминированию»", - сказано в сообщении.Наблюдатели видели, что гражданским автомобилям также отказывали в проезде к западу...
Происшествия
Один украинский военнослужащий получил ранение в ходе обстрелов боевиков. Об этом сообщает Штаб ООС. За прошедшие сутки, 20 октября, ситуация в районе проведения операции оставалась полностью контролируемой Объединенными силами. НВФ 17 раз открывали огонь по позициям ВСУ из крупнокалиберных пулеметов, стрелкового оружия и гранатометов различных систем. В районе поселка Гнутово, противник применил противотанковую управляемую ракету. Террористы осуществляли...
Разговоры об истории
Мы публикуем продолжение материала о скифах, населявших Приазовье. В первой части мы рассказали о том, как скифы умели воевать, стрелять и выпивать. Материал вы можете найти по ссылке. Пика своего могущества скифские племена украинских степей достигли в IV веке до.н.э. В это время один из скифских царей, Атей, предпринял попытку объединения всех скифов (естественно, под своей властью). Ему удалось подчинить себе большинство племен на территории от Дона до...
Общество
Сегодня на Театральной площади Мариуполя состоялось закрытие мотосезона 2018 года. Десятки байкеров собрались на площади, чтобы встретиться последний раз в этом году и последний раз в году сесть за свой мотоцикл. Это традиционное мероприятие ежегодно проводится в Мариуполе в середине октября, открытие мотосезона происходит в середине апреля. В зимнее время года байкеры на улицы города не выходят - берегут своих "коней" от непогоды. Завершился праздник трад...