• Головна
  • Про тарифы, монетизацию льгот и транспортное сообщение мариупольских окраин. Интервью с Василием Клатом
19:40, 12 березня 2019 р.
Надійне джерело
Интервью

Про тарифы, монетизацию льгот и транспортное сообщение мариупольских окраин. Интервью с Василием Клатом


Про тарифы, монетизацию льгот и транспортное сообщение мариупольских окраин. Интервью с Василием Клатом

Последнее повышение тарифов на проезд в городском транспорте встряхнуло Мариуполь. Достаточно резкий рост цен (сразу на 2 грн), да еще и на все без исключения виды транспорта   - такая «спецоперация» в городе проводится впервые за последние 20 лет точно. Рассерженные мариупольцы пришли на сессию, чтобы задать волнующие их вопросы, вышли на митинг, чтобы получить на них ответы. А почему по 8 грн? А почему нет монетизации? А из чего состоит тариф?

Но вместо того, чтобы дать ответы людям, их обвинили в политиканстве и политическом пиаре. А на организаторов митинга открыли административные производства. Пока административные.

И только спустя два месяца после первых сообщений о планируемом подорожании цен на проезд, муниципалитет созвал День депутата, где и презентовал экономическое обоснование принятых решений.

Объективно – Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление требует огромных инвестиций, для того чтобы преодолеть состояние руины. И бюджет не способен перекрыть все потребности МТТУ. С другой стороны, в 2018 году мэр Мариуполя Вадим Бойченко обещал горожанам качественный  и недорогой коммунальный транспорт.

Что же пошло не так? С этим вопросом мы и обратились к директору департамента транспорта Мариупольского горсовета Василию Клату.

- Такая экономика. Были одни тарифы на электроэнергию, потом льготы отменили, и сейчас другие тарифы, дизельное топливо подорожало, техобслуживание. Кроме того, никогда в истории формирования тарифа никто не рассматривал его с точки зрения инвестиционной составляющей. Ни капитального ремонта, ни обслуживания – ничего там не было. Почему–то всегда он формировался так, чтобы выплатить людям зарплату и полпроцента кинуть на техническое обслуживание. И вот что имеем. Мы приняли ТТУ, в котором фактически не было трамваев. А откуда они возьмутся, если их никто не ремонтировал никогда, кроме подварить что-то и смазать. Троллейбусного парка не было. Автобусного парка не было.  Контактные сети не ремонтировались. Есть операционная часть (ежедневная работа транспорта), есть капитальные ремонты, серьезные регламентные работы. Каждый год мы должны заменять 5 км пути. Контактные сети, тяговые подстанции – все сыплется. Откуда брать деньги? 

Есть два варианта. Либо все перекладывать на городской бюджет, и тогда отбрасываем в сторону образование, медицину и начинаем заниматься транспортом. Можно так делать? Наверное, можно.  А можно развивать параллельно и транспорт, и медицину, и образование.

Возможно, в некоторых городах дешевле тариф. Везде по-разному. Есть города с бюджетом развития, а есть - с бюджетом проедания. А еще надо сопоставлять уровень жизни в городах, размер средней заработной платы и сравнивать с размером тарифа на проезд. Я считаю, это нельзя смешивать. 

«Как людям платить за проезд, если он стал дороже?» - спрашивают нас. А как людям платить зарплату? Как оплачивать электроэнергию, дизель? Где на все это деньги брать?

- Почему вы не рассматриваете монетизацию льгот как альтернативу росту тарифов?

- Монетизация? Давайте вместе посчитаем.  У нас 200 тысяч пенсионеров и еще 30 тысяч других категорий льготников. Есть постановление Кабмина о монетизации. Согласно этому постановлению, в виде льготы должно предоставляться 30 бесплатных поездок. Давайте умножим 30 поездок на стоимость проезда в Мариуполе до повышения – 6 грн. Затем умножим на 12 месяцев и получим размер годовой монетизации для одного льготника – 2160 грн. А теперь умножьте на 230 тысяч человек и получится, что на монетизацию транспортной льготы городскому бюджету нужно почти 500 млн. грн. Вы же понимаете, это нереально.

- А еще можно уменьшить количество бесплатных поездок для льготников до 10, например…

- Мы руководствуемся постановлением. Там есть методика расчета. Хотя на самом деле оно пенсионеров не касается. Там есть ссылки на конкретные категории льготников, а про пенсионеров очень обтекаемо сказано, что городская власть может принимать самостоятельное решение. И когда мэр присутствует на заседаниях Ассоциации городов, он говорит, что так нельзя. 30 тысяч льготников можно монетизировать за счет городского бюджета, но 200 тысяч – нет.  500 млн грн… Ну нереально.

- Скажите, а почему когда люди выходят с плакатами «даешь монетизацию субсидий», когда в сессионном зале вам представители громады задают об этом вопрос, вы им, как мне сейчас, эти цифры не показываете? Люди же не идиоты, они могут это понять.

- Не уверен, что те люди, которые с плакатами, хотят это знать. Мне кажется, у них другая цель. Те люди, с  которыми мы встречаемся и рассказываем, они понимают... 

- Но те люди из депо-4, которых пригласили присутствовать на Дне депутата, они тоже не были похожи на понимающих. Они сидели за моей спиной, и там раздавались агрессивные голоса  «А ты ударь его, ударь!» - это к своему коллеге, который вышел к микрофону защищать директора от активистов, «Да замолчите уже, нам домой хочется…» и все в таком духе.  Зачем их туда позвали?

- Не знаю, я не звал.

- Скажите, уведомление о планирующемся митинге вы получали?

- Я лично – нет. По состоянию на пятницу у меня ничего не было.

- А у секретаря?

-  Не знаю, не могу сказать. У меня не было информации о митинге.

- Как вы относитесь к этим людям, которые вышли на Театральную площадь? Вы действительно считаете, что это политическая акция? Среди организаторов не было Лидии Мугли, которую можно было бы заподозрить в симпатии к каким-то политическим силам или общественным организациям. Митинг организовали три молодые женщины, которые не имеют опыта проведения каких-то акций. 

- Ну как вам объяснить…

- Скажите, как есть. Какие чувства вообще у вас вызывают эти люди, которые вышли на митинг? Раздражение, Досаду? Непонимание?

- Любое повышение тарифов у людей вызывает негатив. Это ясно. Но если бы эти люди работали в транспортной сфере, они бы понимали, с чем это связано. Нежелание мириться – наверное, естественное чувство у всех. Но митинг – это не метод решения проблем.

- Но ведь есть люди – не пенсионеры – которые зарабатывают меньше, чем пенсии у некоторых. Им действительно трудно оплатить проезд. Особенно когда надо везти детей на тренировки и репетиции…

- И сколько таких людей?

- Я не знаю. Равно как и вы не знаете, сколько льготников перевозит коммунальный транспорт.

- Все равно, надо другие методы искать, а не митинги.

- Какие?

- Не знаю. Другие.

- Может быть, тогда и формы помощи населению нужно поискать другие? Например, подумать не только о пенсионерах, но и о детях. Сделать в таком случае льготный проезд и для них?

- Понимаете, вопрос помощи разным группам населения – это социальный вопрос. Он, конечно, с транспортной проблемой тесно связан, но все-таки это разные вещи. Транспорт должен работать и за что-то существовать. Если к нынешним 230 тысячам льготников добавить еще 50 тысяч школьников... А где деньги брать на компенсацию? Все хорошо фотографируют, как отваливается колесо у троллейбуса, но люди должны понимать, что за всем этим стоит недофинансирование, нехватка рабочих рук.

Многие почему-то думают, что троллейбус один раз купили – и он ездит. Но для того, чтобы он ездил, каждый день в 2 часа ночи несколько человек выходят на работу и готовят его – это очень большой труд, который никто не видит. Все видят только свое и говорят: я хочу проехать бесплатно.

Я уверен, что когда-нибудь мы доживем до того, что все будут бесплатно ездить. Когда решим все остальные проблемы в городе. Но пока это невозможно. 

- Скажите, а сколько в среднем ТТУ зарабатывает сейчас в месяц, и как, по вашим ожиданиям, увеличится объем выручки после повышения тарифа?

- Месяц – абстрактное значение, потому что выручка очень сильно зависит от количества выходных дней. Даже понедельник и вторник отличаются. Самый большой пассажиропоток наблюдается со вторника по пятницу. В субботу он уже падает, а в воскресенье вообще очень слабый.

Ну давайте посмотрим январь. 7 миллионов 300 тысяч грн составила выручка наличными (без учета продаж проездных билетов). Ожидаем, что с 1 марта сбор возрастет на 25-30%. Возможно, меньше. Мы еще посмотрим, какие будут продажи по проездным билетам – мы там оставили хорошую скидку. Потом будем сводить баланс.

- Вы контролируете количество собранной выручки?

- Конечно, у нас работает группа контроля. Есть серьезная система учета. Все это минимизировано.

-  На что вам хватит тех денег, которые вы будете собирать после подорожания?

- Мы подходим к этим вопросам системно. По нашим расчетам, если мы соберем ту выручку, которую планируем, то, в принципе, у нас хватит денег на выплату зарплаты, электроэнергию и проведение технического обслуживания и ремонтов.

- Капитальных ремонтов, всех тех ремонтов, которые необходимы?

- Нет, думаю, до необходимых мы не доберемся. Потому что необходимые находятся уже за чертой 8 и 9 грн – они находятся в пределах 12-13 грн за проезд. Я говорю о замене пути, тяговых подстанций, зданий и сооружений. 

- А когда мы доживем до таких ремонтов? Когда мариупольцы не на словах, а на деле увидят ту новую транспортную систему, которую нам обещают? Когда начнется реализация транспортной реформы?

- На самом деле реформа уже началась. Еще три года назад, когда был поставлен диагноз транспортной системе города. Далее мы разработали стратегию до 2030 года и теперь шаг за шагом идем по пути реализации стратегии.

Новая транспортная система Мариуполя – это три большие направления работы. 

Первое – это сам транспорт, его обновление. Мы за три годы заменили все трамваи КТМ-5 – ржавые, с текущими крышами, неработающими печками, отваливающимися пантографами. По автобусам – 29 новых современных автобусов было приобретено. Конечно, этого недостаточно. И поэтому мы очень рады перспективе приобретения новых 64 автобусов. Осенью они начнут уже поступать в Мариуполь. Договор подписан, финансирование подтверждено. Минфин согласовал. Сейчас идет подготовка, весной мы начнем тендерные процедуры. Осенью начнут поступать автобусы.

По троллейбусам. Первыми в рамках реформы прибыли 13 б/ушных МАНов, дальше мы посмотрели, что в принципе по троллейбусам лучше закупать новые машины. И были приобретены 6 новых троллейбусов за средства областного бюджета и 5 троллейбусов – за деньги ЕС и горбюджета. В планах у нас закупка 72 современных  троллейбусов. Это стало возможно благодаря сотрудничеству с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Документы все подписаны. И я думаю, как и с автобусами, осенью начнется поставка.

То есть 136 единиц техники – новой, современной, оснащенной низким полом для перевозки людей с инвалидностью, кондиционерами, датчиками учета пассажиров, современными системами видеонаблюдения. В дальнейшем весь новый транспорт будет оборудован системой электронного билета.

Про тарифы, монетизацию льгот и транспортное сообщение мариупольских окраин. Интервью с Василием Клатом, фото-4

Обслуживание этого транспорта невозможно без современной технической базы. И здесь мы переходим ко второму направлению транспортной реформы – реконструкция трамвайно-троллейбусного депо по ул. Бахчиванджи. Там и будет обслуживаться новая техника ТТУ. Проект реконструкции уже подготовлен и тоже будет финансироваться ЕБРР.

Будут проведены полная замена абсолютно всех коммуникаций, созданы современные условия для обслуживания техники, закупка оборудования для подъемки автобусов и троллейбусов, всевозможные станки. В общем будет сделано все, чтобы эту технику удержать. 

Мы, конечно, эти три года тоже не стояли на месте. Много было сделано по кровле, например.  Мы когда пришли в январе месяце, крыша текла ручьем. Ужасные условия. И люди не верили нам, что вообще что-то будет меняться. А когда уже летом 60% крыш было закатано, у людей какой-то оптимизм появился. Начали бытовые помещения ремонтировать, бани, туалеты, душевые. Планомерно по каждому депо эта работа ведется. Она еще не закончена. Мы делаем все своими силами. Но работа продолжается. Ее темпы как раз и зависят от количества заработанных МТТУ денег.

- Когда начнется ремонт техбазы?

- Думаю, сначала мы разберемся с закупкой техники, и сразу приступим к ремонту базы. Планируем, что это займет 2 календарных года.

На фото - единый диспетчерский центр МТТУ. Несколько десятков видеокамер по всему городу позволяют диспетчерам отслеживать ситуацию на дорогах Мариуполя и реагировать на возникающие проблемы. Мобильное приложение «мартранс», диспетчерская, система слежения за движением транспорта на маршрутах (и частного, и коммунального) – все работает как единая система.

Есть еще третья часть транспортной реформы – это обновление инфраструктуры: транспортного полотна и контактной сети. Вот сейчас подготовлен пилотный проект по ремонту контактной сети по проспекту Мира. Проект готов, финансирование подтверждено ЕБРР. И мы приступим к ремонту уже в этом году – или летом, или осенью. Это серьезный стартовый проект.  Очень амбициозный. Мы с него начинаем. Посмотрим на то, как он будет реализовываться, и будем планировать такие работы уже дальше.

Пока мы только поддерживаем технический уровень сетей. Но это не дает необходимого уровня надежности. По-хорошему, у нас есть 50 км спаренного трамвайного полотна и более 50 км троллейбусных контактных линий. Согласно нормативам, капремонт этих линий должен быть полностью проведен за 20 лет. В Мариуполе системного капитального ремонта не проводилось. Немного было сделано «Азовсталью» на ул. Азовстальской, часть трамвайного пути при помощи комбинатов  была заменена на Новоселовке. Системно не заходили. Сейчас мы думаем о создании специализированного участка по ремонту трамвайного полотна с приобретением всей необходимой техники.

- Какой общий объем инвестиций запланировано на этот год?

- Если говорить о банковских инвестициях, 30,5 млн евро – это средства, которые мы должны освоить за полтора-два года. И если все пойдет так, как мы планируем, то уже через два года мы увидим совершенно другой транспорт в Мариуполе. Хотя перемены будут заметны уже осенью, когда в город начнет приходить новая техника. Но еще раз повторюсь: чтобы транспорт поехал – нужен персонал. Чтобы пришел персонал – нужна нормальная заработная плата. Мы хотим ее вывести на уровень 13-15 тыс грн. 

- На какие маршруты вы будете ставить новые машины? И главный для многих мариупольцев вопрос: улучшится ли транспортное сообщение с  отдаленными районами и поселками Мариуполя?

- Логистика будет меняться. У нас задача в итоге транспортной реформы найти такую модель, при которой хватит работы и коммунальному транспорту, и частному перевозчику и при которой все районы города будут связаны.  Но окончательной схемы движения транспорта еще нет. Вопрос пока не закрыт. Будем анализировать после введение в действие новой техники, будем идти шаг за шагом.

Беседовала Анна Романенко

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #транспорт #тарифы

ТОП новини
10 років та 73 дні війни. Все, що відбувається в країні, - онлайн
"20 днів у Маріуполі" вирізали із скороченої версії кінопремії "Оскар". Суспільне на знак протесту відмовилося її показувати
Мати загиблого героя, маріупольця Олександра Коняхіна, просить підтримати петицію про присвоєння звання Героя України
Окупанти їх бояться і вважають потенційними терористами. Як в Росії “перевиховують” депортованих українських дітей, - розслідування
live comments feed...