На организаторов "тарифного митинга" составили админпротоколы. Что не так в действиях полиции
На организаторов "тарифного митинга", который проходил 3 марта возле драматического театра, составлены административные протоколы по ст. 185-1 КУпАП. Их обвиняют в проведении несанкционированных сборов. Мариупольцы с таким положением дел не согласились и в знак протеста отказались подписывать протоколы. 0629 разбирался в правовых тонкостях вопроса.
Уведомление о том, что в воскресенье, 3 марта, будет проводиться митинг, в полицию, действительно, поступало, а вот в органы местного самоуправления - нет.
"Организаторы митинга обратились с письмом в полицию, чтобы полицейские обеспечили порядок во время проведения митинга, в то же время они не уведомили о своих намерения местную власть, как того требует закон, а именно, ст. 39 Конституции Украины. На организаторов были составлены административные протоколы по ст. 185-1 КУпАП. Это нарушение порядка организации проведения сборов, митингов, походов и демонстраций. Санкции статьи влекут за собой наказание в виде предупреждения либо наложения штрафа от 10 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан",- пояснили 0629 в полиции.
Как известно, право граждан Украины на мирные собрания гарантируется ч. 1 ст. 39 Конституции Украины, согласно которой они «имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления». Такая трактовка позволяет некоторым юристам говорить о том, что употребление самого понятия "несанкционированный митинг" в Украине неприемлемо, поскольку для его проведения не нужны санкции. Однако с такой точкой зрения согласны далеко не все.
Как отметила юрист Наталья Леонидова, действующее украинское законодательство по вопросам организации и проведения мирных мероприятий является несовершенным.
Сегодня вопросы организации и проведения мирных мероприятий регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 N 9306 (v9306400-88) "О порядке организации проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР".
Таким образом, требования к порядку организации и проведения мирных мероприятий, сроков заблаговременного оповещения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, документов, до сих пор законом не урегулирован.
"На сегодняшний день в комитете Верховной Рады Украины по по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений создана рабочая группа по доработке проекта Закона Украины "О порядке организации и проведения мирных мероприятий " для внесения его на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении",- отмечает Леонидова.
Юрист Академии полиции Донецкого юридического института Оксана Иванец, в свою очередь, подчеркивает, что согласно статьи 39 Конституции, сообщение о митинге должно носить характер именно уведомительный, а не разрешительный, то есть от организаторов мирных собраний необходимо лишь своевременно сообщить соответствующие органы о намерении провести мирное мероприятие.
"Законодательством Украины конкретный срок для осуществления сообщения не установлен, однако анализ решения Конституционного суда Украины №1-30 / 2001 от 19.04.2001, решений Европейского суда по правам человека, изучения соответствующего опыта других европейских стран позволяет сделать вывод, что оптимально минимальный срок заблаговременного оповещения о мирном собрании должно составлять три рабочих дня", - поясняет Иванец.
Несмотря на то, что содержание сообщения не регламентируется ни одним законодательным актом Украины, оно должно содержать: наименование адресата; календарную дату, время начала и завершения мирного собрания; ожидаемое количество участников и кратко о сути мирного собрания (эта информация может понадобиться полиции, чтобы определить, могут ли на собрание напасть его противники, и сколько нужно полицейских для его охраны); предполагается ли во время собрания перекрытие движения транспорта, где, в каком объеме и на какое время (чтобы полиция могла скорректировать движение транспорта); имя и номер телефона (чтобы полиция могла переговорить о нюансах охраны собрания и убедиться, что не планируется совершение правонарушений); адрес для письменной и электронной переписки.
В то же время, право проведения мирных собраний не должно нарушать права и свободы других граждан, например, когда его участники препятствуют третьим лицам в доступе к определенным сооружениям путем блокирования дорог или их окружения. Такие действия могут свидетельствовать о немирности мероприятия.
"Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов влечет за собой административную ответственность по ст.185-1 КУоАП. Организация же групповых действий, приведших к грубому нарушению общественного порядка или существенного нарушения работы транспорта, а также активное участие в таких действиях влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст.293 Уголовного кодекса Украины", - отметила Иванец.
В случае с "тарифным митингом" претензии полиции к организаторам акции выглядят все же предвзятыми.
Как заявила 0629 одна из организаторов, Наталья Акрытова, уведомления о митинге со всей необходимой информацией они подали и в полицию (что подтвердили силовики), и в местные органы власти - конкретно, в департамент транспорта Мариупольского городского совета.
В пресс-службе Мариупольского городского совета считают, что департамент транспорта - не то подразделение, которое принимает уведомления о митингах. И на этом только основании называют митинг несанкционированным.
Юристы считают по-другому. Как отметила юрист Наталья Леонидова, департамент транспорта и связи, являясь структурным подразделением Мариупольского городского совета, должен был перенаправить письмо в соответствующую структуру.
Как в связи с этим будет дальше развиваться ситуация, пока не известно. 0629 продолжает следить за развитием событий.
Читайте также:
Мариупольцы митингуют против повышения тарифов на проезд, - ФОТО, ВИДЕО, Дополняется
Мариупольская полиция будет разбираться с организаторами "тарифного митинга" -ФОТО, ВИДЕО