О Гданське - побратиме Мариуполя. И чуть-чуть об Укрзализныце. Тревел стори с Сергеем Коссе
Гданськ - город на Балтийском побережье Польши, столица польского Поморья.
Город весьма непохожий на остальные польские города, город с отчетливым влиянием немецкой и балтийской истории, культуры и архитектуры.
Гданськ – весьма знаковый для Польши, более того, вот уже несколько лет ему завидует вся Польша. Почему? - спросите вы? Да потому что Гданськ стал побратимом Мариуполя.
Поезд Ольштын - Гданськ комфортен, уютен, тих. Интересно, что сотрудники станций свистком оповещают машиниста об окончании посадки и о том, что он может начинать движение. У нас я такого не видел. Поезда здесь не предназначены для дальних путешествий, поэтому купе не приспособлены для ночлега, распивания спиртных напитков и поглощения копченой курицы.
Другое дело – Укрзализныця. Наши поезда - это легенды с устоявшимися традициями. Я помню, как менялись эти традиции. Сначала обязательным ритуалом было сразу при посадке в поезд достать еду и приступить к трапезе. Еда должна была быть строго определенная - пюре в стеклянной банке и вареные яйца, чистка которых сопровождалась проникновением во все поры вагона яичного аромата.
Потом эти традиционные блюда сменились более продвинутым явством - копченой курицей или колбасой в фольге. Копченая курица - признак зажиточности пассажира, равно как и не рваные носки. Кажется, пассажиры, готовясь к путешествию, голодают неделю, этакий предплацкартный пост, ибо, как еще объяснить то, с какой жадностью они набрасываются на ритуальную пищу, только заслышав стук колес, символизирующий начало пути.
Но времена меняются, сейчас традиция жертвоприношения курицы отошла в прошлое. С развитием коммуникационных технологий появился новый ритуал – обзванивать родственников и знакомых как только умостишься в купе. Такое впечатление, что каждый пассажир отправляется, чуть ли не в Антарктиду и считает своим долгом объявить об этом всем своим знакомым. Зайдя при посадке в любой вагон, в любое купе или плацкарт можно увидеть разговаривающих по телефону пассажиров и услышать примерно такой разговор. Вернее, не весь разговор, а реплики пассажиров, которые оповещают кого-то из родичей, что они сели в поезд и поехали.
- Да, уже поехали
……………….
- Топят, но пока не сильно
………………………….
- Нет, окно не открывается
…………………………..
Да, постель уже разнесли..
……………………………..
Та не знаю, щас чай попью и спать лягу
……………………………………
И вот где то на четвертом-пятом вопросе наступает тот самый момент, когда у разговаривающего пассажира возникает такая неловкая ситуация. Когда он мельком оглядывает соседей по купе и тихо, неопределенно и смущенно говорит в трубку:
- Та ,нормально…
Вы, конечно же, знаете, на какой вопрос он сейчас отвечает. Конечно же, на вопрос: «Кто там с тобой в купе?»
Я ума не приложу, что в мозгах людей, которые это спрашивают? Неужели они не знают, что их собеседник сидит в замкнутом пространстве на двух квадратных метрах с тремя другими пассажирами? Вот, кто мне скажет, вы реально думаете, что, задавая подобный вопрос, ваш собеседник будет подробно отвечать и характеризовать своих соседей в их присутствии?
И что вы ожидаете от него услышать в ответ?
- Та тут в купе, жирная тетка с одышкой на соседней полке. Гамаши свои три часа одевала… На верху- мужик с перегаром, еще студентка одна, наверное, зашла. В очках и читает...
Вы это хотите услышать? Впрочем, попадаются и такие, которые, не стесняясь и с удовольствием описывают по телефону других пассажиров.
Гданськ - город с древней историей. Гданьск (в то время Данциг) был одним из городов Ганзы — существовавшего с XII по XVII вв. экономического союза европейских торговых городов. Компанию Данцигу составляли такие города, как Кельн, Любек, Рига. В сегодняшнем Гданьске тоже можно увидеть примеры ганзейской архитектуры.
Как и многие города в Польше, Гданськ подвергся жестокой бомбардировке в годы Второй мировой войны.
После войны здания были восстановлены. Сегодня и не догадаешься, что очаровательные домики с треугольными крышами на улице - это постройки середины ХХ века. Кстати, у входа в некоторые церкви висят фотографии, на которых изображены эти сооружения после бомбежки. Стоит взглянуть на них, чтобы понять, какую огромную работу пришлось проделать реставраторам.
Кстати, удивительно, что и современные новостройки, напичканные всеми бытовыми удобствами, строят в таком же архитектурном стиле.
Длуги Тарг — главная улица Гданьска — приведет вас на набережную реки Мотлавы.
Здесь можно неторопливо прогуляться, зайти в один из ресторанов с террасой, откуда открывается прекрасный вид на набережную, или сесть на кораблик и отправиться на полуостров Вестерплатте.
Как и вся сегодняшняя Польша, Гданськ – чистый, отреставрированный, красивый и комфортный для жизни город. Разительных отличий между центром и окраинами не наблюдается. Видно, что деньги тут есть и тратятся они с умом.
К сожалению, восхищение экономическим рывком Польши затмевает то, что сегодня Польша глубоко расколота на два враждующих политических лагеря, что отображается и на общественной атмосфере. Правящая консервативная партия - «Право и справедливость» достигла довольно неплохих успехов в социальной сфере, снизив пенсионный возраст, установив существенные доплаты (500 злотых в месяц – 3 500 грн. ) на второго ребенка и т.д. Очевидно, динамичное экономическое развитие позволяет это сделать.
С другой стороны, часто сегодняшние власти провоцируют нетерпимость к иному мнению, скепсис по отношению к ЕС, порой благосклонны к радикальным националистическим проявлениям.
Их оппоненты, проевропейские либералы из партии «Гражданская Платформа», утверждают, что сегодняшний успех Польши не был бы возможен без вступления в ЕС и ресурсов из еврофондов, что Польша скатывается к авторитаризму и рассорилась с соседями и не только с соседями по поводу своей исторической политики.
За консерваторов из «Права и Справедливость» голосует польская деревня и маленькие города, за проевропейских либералов - жители крупных городов. Очень плохо и опасно, что в соцсетях и медиа противники не стесняясь обливают друг друга грязью и это передается и на общественные настроения.
Так, очевидно, что атмосфера вражды и нетерпимости в казалось бы благополучной Польше, стала косвенной причиной недавней трагедии. Мэр Гданська Павел Адамович погиб от руки сумасшедшего, кричавшего политические лозунги. Адамович был хорошим мэром и интеллигентным человеком. Гданськ при нем стал «конфеткой», поддерживал благотворительные инициативы, был другом Украины и Мариуполя. То, что Адамович был как раз из оппозиционной либеральной партии «Гражданская платформа» и послужило поводом для страшного преступления. Трагедия всколыхнула всю Польшу и хочется верить, что градус ненависти теперь поутихнет Хотя, не уверен , осенью в Польше парламентские выборы.
Будучи в Гданське, нужно обязательно посетить то место, откуда начиналась современная, и, в общем то, успешная Польша. Это знаменитая бывшая судоверфь имени В. Ленина, а ныне - музей.
Именно здесь в 1980 году начались рабочие забастовки против коммунистической власти. Говоря пафосно, здесь начиналась польская свобода. Возглавил забастовки Лех Валенса - простой электрик, простой католик, который вскоре стал символом борьбы поляков за нормальную жизнь.
Конечно, рабочая забастовка была совсем не приятна правящим коммунистам, ведь против них выступила не горстка «гнилых» интеллигентишек, которых без труда можно запугать, выпереть заграницу или сгноить где-нибудь в тюрьме. Против коммунистов тогда выступил – польский рабочий класс, пролетариат, опора коммунистов как бы, согласно их идеологии. Причем выступил этот пролетариат не только с экономическими требованиями - снижение необоснованных цен на продукты питания, повышение зарплат, строительство садиков и школ, но и с политическими – свободные выборы, реальное самоуправление, гражданские права. Небось, гнилые интеллигентишки поработали с пролетариатом. В общем, рабочие создали независимый профсоюз «Солидарность» и были настроены бороться до конца. Тогда, коммунисты остались при власти, но это уже было начало конца их эры. А в 1990 году Лех Валенса стал первым президентом новой демократической Польши.
Ну, вот такой рассказ о Гданське получился разный - начали с бытового описания поездов, а закончили большой политикой. Ну, как говорится: «Не мы такие - жизнь такая». Эта дебильная фраза из бандитского фильма давно стала почти крылатой. Ее любят повторять балбесы всех возрастов, считая это кладезем мудрости. На самом деле она играет роль универсального способа что-то объяснить или закончить повествование, когда ничего умного не приходит в голову.