
О возрасте, любви и исторической справедливости
«Родина! Пусть кричат «уродина», хоть и не красавица, но она нам нравится…»
Строки знаменитой песни «ДДТ» - это первое, что всплывает в памяти, когда я думаю о Мариуполе.

Хочу признаться в любви этому городу, к которому приросла всем сердцем, несмотря на мусор и пыль, грязный воздух и море нечистот (и в смысле количества, и в смысле моря).
Люблю - во многом «вопреки», а не «благодаря». Вопреки заводским ржаво-дымящим трубам, заплеванным тротуарам и почти полному отсутствию достопримечательностей. Вопреки вечному «хмуро и дождливо» на лицах горожан. Вопреки широко распространенному хамству и элементарному отсутствию культуры.
Люблю Мариуполь – как дом, как семью, в которой «не без урода». Люблю удивительную красоту Приазовских степей. Люблю упрямых и упорных гениев, которых беспрестанно рождает мариупольская земля – талантливых ученых, актеров, танцоров, музыкантов, изобретателей. А еще металлургов, журналистов, строителей, педагогов, врачей - где только ни работают, в каких странах и континентах, безумно одаренные и пробивные дети Мариуполя!
Радует, что я не одинока в этом виртуальном клубе любителей Мариуполя. У кого-то эта любовь рождалась с неповторимым ароматом винограда, пристывшего под холодным одеялом первых морозов (говорят, что такой аромат можно услышать только в здешних местах), у кого-то – под звуки шуршащего о песок прибоя. Ну а кто-то впитал это чувство с кровью предков, столетиями живших на этой земле. У каждого любовь к Мариуполю – это особая история...
Вот об этой самой истории и хотелось бы поговорить сегодня, в день, когда принято «гасить свечи на торте», подсчитывая прожитые годы.
К сожалению, и по сей день никто точно не знает, сколько свечей нужно задувать на именинном пироге Мариуполя…
Споры о дате основания города не стихают уже пару десятков лет. Собственно первым начал дискуссию по поводу официальной даты основания города историк, краевед и журналист Анатолий Герасимчук. Его статья, вышедшая еще в 1995 году, наделала много шума и сегодня не теряет актуальности.
«Там, где, слившись с притоком Кальчик, река Кальмиус впадает в Азовское море, по-богатырски раскинулся город Жданов (бывший Мариуполь) — один из старейших в Донбассе. Его возраст равен почти четырем столетиям». Такими словами начиналась книга о Мариуполе историка Дмитрия Грушевского, изданная в 1971 году. Так же начал свое выступление и Герасимчук. Он приводил вполне серьезные и веские аргументы, что ни один город, за исключением, пожалуй, Санкт-Петербурга, не начинался как город. Вначале это всегда поселение или крепость, которая со временем развивается в крупную административную единицу. Да хотя бы и Москва. Вспомните школьный учебник. Юрий Долгорукий поехал поохотиться, остановился отдохнуть в деревеньке Москва – о-па! Есть первое упоминание, а значит и дата основания города!
Мариуполь, который был основан на месте древней Адомахи, как казацкая крепость Кальмиус упоминался в документальных источниках, начиная с 16 века. Тем не менее, и по сей день историкам не удается переубедить политиков в необходимости вернуть Мариуполю, как минимум, полсотни лет, основываясь на уже найденных документах и упоминаниях. А по некоторым версиям – и все 200.
«Многим в Донецкой области знакомо словосочетание «Кальмиусская паланка». Так называется одно из казачеств, которое имеет свои подразделения почти во всех районах Донецкой области, - пишет Анатолий Герасимчук. - Но не многие знают, что же означают эти слова. Паланкой в Запорожской Сечи называлась территория, по-современному область. Их было в Сечи в разные периоды от 5 до 8-ти. Они, так же, как и сегодня, назывались по имени административного центра. Центр Кальмиусской паланки, в которую входили земли практически всей нынешней Донецкой области, находился в Кальмиусе (ныне Мариуполе) — административном и торговом центре этой запорожской области. Крепость Кальмиус упоминается в архивах Москвы, Варшавы, Петербурга, Киева и многих других городов. Подробно описывается жизнь и быт казаков, в том числе и в Кальмиусской паланке, в книге «История Новой Сечи» Скальковского. Он утверждает, что поселение Кальмиус основано в начале XVI века.

Те краеведы, которые отстаивают официальную версию основания Мариуполя в 1778 году, в качестве одного из аргументов называют то, что именно в 1778 году Мариуполь стал городом. А раньше он был чем? Селом, хутором, зимовником? Если была и крепость, и церковь, и гарнизон в 200 казаков, и магазины купцов даже из Таганрога и Ростова, и подчиненная огромная территория — что это было?
В Кальмиусе, наряду с казаками, проживали посполитые (крестьяне), которые, как и казаки, имели своего выборного атамана. В Кальмиусе находилась администрация паланки во главе с полковником, имевшим свою печать, подробно описанную не только у того же известного историка Д.Яворницкого, но и в книге мариупольского издателя Хараджаева «Мариуполь и его окрестности», изданной в 1892 году».
И в завершение Герасимчук делает вывод: «Основать какой-либо населенный пункт, положить ему начало можно лишь единожды. А иначе может получиться так: в таком-то году населенный пункт основан как сторожевой пост, через …надцать лет основан как крепость, потом основан как слобода, потом как город, а потом, если вдруг этот город разрушили и он превратился в деревню, — основан как деревня и… наша песня хороша, начинай сначала.
Я хочу привести для сравнения только несколько примеров из истории возникновения городов в бывшей Российской империи. Городу Тамбову в этом году исполняется 370 лет. Основан как крепость. Как крепость основан и город Орел в 1566 году. 400 лет исполнилось в 1986 году городу Самаре, основанному как крепость. Город Пенза возник в 1663 году как сторожевой пункт.
Южные рубежи России в XVII столетии проходили по территории северной части нынешней Донецкой области. И только упоминание в московских архивах о местности (!), где был позже построен сторожевой пост с посменно несущими службу казаками из Чугуева, было основанием для определения даты рождения города Славянска, насчитывающего уже более 400 лет. Хотя название свое и наиболее интенсивное развитие бывший Тор получил только после появления в этих краях в 1753 году выходцев из Сербии. Выставление сторожевого поста, где поочередно несли службу 10-12 чугуевских казаков, считается началом основания города Артемовска (бывшего Бахмута). Чем же отличается Мариуполь от этих городов?»
Чем? Да ему просто не повезло. Сначала с Екатериной, решившей разогнать казачество и сделать вид, что там, где были казацкие поселения, сразу же после ее повеления стало одиноко, как в пустыне. Потом - с советским правительством, взявшим курс на деукраинизацию. Ну а сегодня, по всей видимости, - с сильнейшим греческим лобби органах власти Мариуполя.
Огромное чувство национального самосознания и необоримое желание сказать «наш город» понуждает представителей греческой диаспоры выступать с заявлениями, подобными тому, что размещено на официальном сайте Мариупольского общества греков. «Нет сомнений в том, что до появления греков в устье Кальмиуса жили люди, — пишет сайт, - слишком уж удобным и стратегически важным было это место. Но стало бы это поселение (казачий пост, паланка или что-то другое) со временем городом, если бы сюда не пришли переселенцы во главе с митрополитом Игнатием, или так и осталось бы селом, поселком, каких тысячи по Украине — вот в чем вопрос. Для себя я твердо уяснил одну вещь: не столь важно, кто и когда первым начал жить здесь, важно, что именно греки своим трудом превратили это место в настоящий город».
Конечно, для греков не важно, кто был первым, для них важен лишь вклад их предков в развитие Мариуполя (он, к слову – неоспорим). Но ведь это не повод для того, чтобы лишать русских, украинцев, поляков, исконно проживающих в этих землях, огромной части их истории, разрывать связь их поколений.
Мы провели маленький эксперимент. Вышли на улицы Мариуполя и опросили случайных прохожих. Мы задавали горожанам один единственный вопрос: кто основал Мариуполь? В 90% случаев ответ был – греки. И это при том, что даже по официально признанной версии, отраженной на гербе Мариуполя, греки пришли сюда через 2 года после его официального признания как города! Пришли не на пустое место. (К слову, сам митрополит поселился в доме бывшего казачьего полковника). Но- под воздействием настойчивого и многолетнего промывания мозгов - большинство мариупольцев просто не обращают внимания на такую нестыковку!
…
Безусловно, можно и дальше игнорировать факты, не выполнять распоряжение Президента 2005 года № 1123/2005-рп «О праздновании 500-летия возникновения украинских казацких поселений на территории нынешних Донецкой и Луганской областей», игнорировать картографические и прочие архивные документы.

А можно поступить по-другому. К примеру, мариупольскому горсовету не прятать голову в песок, равнодушно не замечая ведение раскопок в Мариуполе, а самому – хотя бы частично – профинансировать и таки завершить раскопки казацкой крепости. (Да и затрат особых это не составит, учитывая огромное число добровольцев, готовых трудиться за идею). А потом создать на этом месте исторический комплекс и привозить сюда туристов. И так сказать внедрить установку мэра на диверсификацию экономики Мариуполя - зарабатывая деньги не на «трубе», а на туризме.
В герб Мариуполя вписать и казацкий символ, тем самым восстановив историческую справедливость, сняв напряженность в таком остром вопросе, который уже давно в Мариуполе стал политическим.
А еще прийти завтра к памятнику казакам, основавшим Мариуполь (возле ДОСААФа), в 15.00 и принять участие в акции «День міста по-козацькі», В числе ее организаторов, к слову, – грек по национальности, историк и журналист Вадим Джувага, предки которого пришли сюда 230 лет назад вместе с митрополитом Игнатием. Тем не менее, это не мешает ему отстаивать историческое право Мариуполя вернуть себе утраченные годы.