В Мариуполе откроют коворкинг для любителей «забить козла»? Тревел стори с Сергеем Коссе. Люблин
«Папироски, папироски, тшы не хце пан папироски?» Автовокзал польского Люблина плавно переходит в галимый рыночек, где пара-тройка ушлых парней пытается втюхать прохожим контрабандные сигареты.
Парни – наши, и «папироски» (по–польски – сигареты) им привезли тоже наши. Наши едут в Люблин и, вообще, в Польшу на работу нескончаемыми вереницами автобусов, а перед границей многие просят других пассажиров взять по пачке-две сигарет, чтобы провезти через таможню. Ведь более двух пачек одному человеку провозить нельзя. А везут блоками. Не столько для продажи, сколько для себя. Курево в Польше дорогое - 15 злотых (более 100 грн.) за пачку самых дешевых сигарет. Спиртное тоже дорогое. И тоже нельзя провозить больше двух бутылок. Поэтому пытаются распределить среди пассажиров и по бутылке водки, чтоб через границу перевезти. Почти все соглашаются, та и вообще мало кто отказывается. Сегодня ты кому-то поможешь, завтра - тебе. Ведь в основном все тут одинаковые, заробитчане. Хотя нет, не все. Вот нищебродно-интеллектуального вида пожилой профессор отказывается взять на себя пачку сигарет и бутылку водки. И не потому, что «падлюка в окулярах» (как идентифицировали его персону сидящие сзади две интеллигентные пани из Стрыя), а просто боится. Ведь оплачиваемая польскими коллегами поездка на конференцию – это вторая его материальная радость в жизни после грамоты ко Дню Учителя от городского головы и бесплатного фуршета при участии самого второго заместителя мэра. И тут такая контрабандная авантюра. А вдруг его задержат? И он не попадет на конференцию с еще одними бесплатными фуршетами, а также возможностью посетить музей князей Чарторыйских.
Профессор элементарно боится, хотя бояться, по сути нечего. Это ему популярно объясняет Васыль из Житомира. «Ну що тобі, в п.длу, чоловіче? Ну все нормально буде. Всі ж так роблять…»
Профессор сдается и прячет в потертый чемодан водку и сигареты, чуть ли не под аплодисменты всего автобуса. Все, он тепер - свой, он принят. Профессор приосанивается и хочет для важности даже матюкнуться по поводу пОляков (все равно организаторы конференции не узнают). Но не успевает, его опережает Орест из Дрогобыча.
«Бл..дь.., в мене ж тут ковбаси ще до х..я» - Орест открывает свой рюкзак и едкий копчено-затхлый запах ярко демонстрирует, что ковбаси действительно «до х..я». Пробегающему по трассе зайцу становится плохо. Но никто на него не обращает внимания. Все вспоминают, что в Польшу нельзя провозить ни колбасные, ни любые другие мясные и молочные изделия. Это грозит штрафом в 250 злотых (около 1800 грн). Автобус накрывает звуковая волна раскрываемых целофанновых пакетов, судочков, фольги. Все жрут. Курицу, колбасу, салтисон, вырезку, запивают тремя бутылками йогурта. Интеллигентные пани из Стрыя протягивают профессору кусок колбасы
«Беріть мужчина, ми все одно не з’їмо, а вона може ось-ось завонятися. Ну, тобто якщо воняє то не їси, звісно, але й начебто не воняє».
Профессор благодарно улыбается, ведь у него всего лишь пару бутербродов, завалявшихся в чемодане после фуршета с самим вторым заместителем мэра. Да и то, петрушка на них уже почти засохла.
Возле автобуса внезапно вырастает бабуся с растворимым кофе и чаем. В каком бы месте не останавливался автобус в ожидании таможенного контроля, там вырастает эта бабуся. Похоже, это не бабуся вовсе, а какое-то лесное мифическое существо, плод давней любви Мавки и гриба –подосиновика. Стоит автобус долго, поэтому бабуся делает кассу, ведь мясо и колбасу запивать всем надо.
Таможенный контроль, чемоданы, сумки, баулы проезжают через рентген. Поклажу одного студента – заворачивают. Там отбивные. Штраф – 250 злотых. Студент чуть ли не причитает. «Блиин, это ж мне мамка сумку собирала, а я и не видел, шо она там ложит». По глазам студента видно, что единственное его желание- это то, чтобы сейчас был 1937 год, и он мог бы написать донос на маму в НКВД. Потому что она - враг народа.
На люблинском автовокзале автобусные пассажиры распыляются как спрей, кто-то едет дальше, кто-то пересаживается на другие рейсы, а кто-то выходит и сразу же за рыночком растворяется в массе горожан, совсем не отражаясь на интеллигентной атмосфере древнего города. Они незаметны, почти неотличимы и не хотят отличаться. Они приехали сюда работать. Тихо, незаметно, ответственно и добросовестно.
Люблин – ближайший к Украине крупный польский город. Ну, относительно крупный. Это центр одноименного Люблинского воеводства, очень спокойный, интеллигентный, университетский город. Из-за несметного количества университетов (здесь их 20 на 340 тысяч жителей), а также студентов Люблин называют «польским Оксфордом», за красоту, манерность и старину - «маленьким Краковом».
Есть и другое неофициальное название Люблина, которое более по душе жителям Оксфорда и Кракова, недовольных тем, что какой-то городишка соревнуется с ними в их славе. Это другое название- «козий град», потому что на гербе Люблина изображен козел.
«Козий град» означает «козий город», но совсем уж бессовестные недоброжелатели Люблина (а таких очень и очень мало) предпочитает трактовать название «козий град» как козьи ..гм…шарики.
Как появился этот странный символ? Как часто это бывает - по ошибке. Вообще-то горожане хотели увековечить козу, которая по легенде спасла неких люблинских детей, выкармливая их молоком, когда они прятались в канаве от набегов татар. Было это на самом деле или нет, трудно сказать. По крайней мере, горожане поведали эту историю про козу польскому королю, чтобы разжалобить его и выпросить городские права и привилегии. Король разжалобился, Люблин получил привилегии, также король посоветовал увековечить на гербе города ту самую козу-спасительницу. Но горожане пожалели денег и обратились с заказом к какому-то местному краковскому алкоголику, которые обещал по дешевке сварганить герб города. Не выходя из перманентной деменции, алкоголик все же сделал герб. Только на обратной дороге в Люблин горожане развернули сверток с гербом, и каково же было их удивление, когда вместо козы и прекрасного виноградника, они увидели старого волосатого козла, пожирающего виноград.
Сначала горожане возмутились, а потом символ города прижился. Особенно полюбился он местным пенсионерам-доминошникам, которые любят «забить козла». Для них в Люблине открыли специальный коворкинг с интерактивными доминошными досками, увенчанными символическим козлом. Эту идею не мешало бы перенять и в Мариуполе, ведь доминошники не должны находиться в ущемленном положении по отношению к шахматистам.
Уже с автовокзала Люблина можно видеть его главную достопримечательность – Люблинский замок, который нависает с холма, сверху.
Именно здесь в 1569 году была подписана Люблинская уния, согласно которой Польша и Литва с украинскими землями объединялись в одно государство- Речь Посполитую. С этого самого момента история большей части Украины была связаны с польской историей, и, надо сказать, наша общая история была ох какой непростой. В честь образования Речи Посполитой на центральной площади города, которая называется Литовской, поставили вот этот монумент.
На нем Польша и Литва пожимают друг ругу руки в честь объединения, ну а Украины здесь нет, ибо не имела она равных прав в этом союзе.
Если вы уже были в каких-нибудь схожих по численности польских городах, в Люблине ощущаешь некое дежавю.
Гродские врата
Старый город
Ратушная площадь
Действительно, все польские города как-то похожи своими историческими частями, ратуша, площадь, городские ворота, средневековые полуноводельные красочные домишки в центре. Безусловным лидером внимания туристов является голубой прелестный дом с белыми «кудряшками» — дом Копоника.
Копоник- это местный купец, а может и не купец. О нем очень мало информации, впрочем, его персона ему никому и на фиг не интересна, главное - его красивый дом
Впрочем, замки разные. Большинство – массивные замки–крепости. В Люблине - элегантный белый, новодел 19 века, а из старого в нем сохранилась только башня-донжон 13-го века и часовня Святой Троицы 14-го века.
Кое-где на домах вместо окон выставлены фотографии людей. Это реальные фотографии бывших жильцов, погибших или пропавших во время Второй мировой войны.
Историческая реконструкция, польская кавалерия 1918 года. Крайний справа- конь в пальто
Памятник основателю Польского государства в 1918 году, легендарной исторической личности- Юзефу Пилсудскому. Одновременно он служит рекламой местного медицинского вертебрологического центра по лечению сколиоза.
Бабский мир. Простое и неказистое название бутика
Если вы собираетесь весело провести Рождество в Люблине, вы явно ошиблись адресом.
На Рождество здесь никто не устраивает массовых гуляний, концертов и глинтвейнов. Все по домам либо по костелам, либо уехали кататься на лыжах в Закопане. Студенты разъехались по домам, и город превращается в красивую сказочную пустующую декорацию.
Можно ходить по вечернему Люблину часами и не встретить ни души.
Поэтому социопатам весьма рекомендую посетить Люблин на Рождественские каникулы.