Почему в Мариуполе ликвидировали КСН Западный, и для чего вообще нужны КСНы горсовету. Интервью с Максимом Лаврухиным
В декабре 2018 года депутаты Мариупольского городского совета приняли решение о ликвидации КСН «Западный». Причиной такого решения стало не желание жителей, не территориальные или коммунальные проблемы, а нечто совершенно другое. Ликвидировать КСН - как оказалось, единственный способ устранить неудобного председателя.
Председатель комитета самоорганизации населения – должность избираемая. Только жители могут решать, кто будет курировать работу комитета, ключевое слово в названии которого – САМООРГАНИЗАЦИЯ.
Но именно об этом слове в Мариуполе как-то забывают. Председатели КСНов давно стали массовкой для любых мероприятий муниципалитета.
Кажется, все привыкли, что КСН – это инструмент влияния на громаду, но не инструмент влияния САМОЙ ГРОМАДЫ.
И вдруг появляется человек, который не хочет играть расписанную шахматную партию и вместо этого переворачивает доску.
Мы решили расспросить председателя комитета «Западный» Максима Лаврухина, что же произошло, чем он так не угодил секретариату городского совета, и что на самом деле лежит в основе беспрецедентного в Мариуполе решения о ликвидации КСН. И вот что он рассказал…
- Все началось с того времени, когда КСНы решили «переподчинить» секретариату городского совета. Раньше мы сотрудничали с районным администрациями, а сейчас городской совет решил «подчинить» КСНы секретариату, но по ЗУ «Об органах самоорганизации населения» КСН не подчиняется никому (кроме жителей КСН) - ни районным администрациям, ни секретариату, так как являются самостоятельным юридическим лицом. Его могут контролировать в части использования выделяемых средств, но только в том случае, если КСН есть распорядителями бюджетных средств. Вмешиваться в деятельность КСН запрещено городским структурам.
Но у нас вмешиваются.
Однажды собирают председателей КСНов Центрального района в центральной администрации. Елизавета Кашина и Ирина Правиленко начинают по очереди вызывать, по одному, каждого председателя. Я захожу. Мне говорят: «Надо менять территорию КСНа, чтобы он совпадал с избирательным округом. Какой округ ты себе берешь?» Я говорю: наш КСН цепляет три округа: депутатов Магеры, Семенихина и Пикулы. Что значит – «брать»? Зачем КСНу «брать» какой-то избирательный округ? Какая связь между выборами и комитетом? И вообще, чтобы менять территорию КСНа, нужно - если по закону - созывать конференцию из представителей жителей. Я не могу принимать такие решения сам. А если жители против? Мне нужно это обсудить с членами комитета.
«Ну давай, поговори», - ответили мне.
Я поговорил. Жители у меня спрашивают: мы не понимаем – зачем менять границы? Какой в этом смысл? Пусть нам дадут больше информации.
25 или 26 мая председателей КСНов снова собирают в администрации. Снова приглашают меня в кабинет и спрашивают: «Ты поговорил с жителями?» Я передал мнение жильцов. И они в ответ решили пояснить мне, зачем нужно менять границы КСНов. Говорят, якобы, что будут депутатам выделять деньги на округа, и КСНы должны будут следить, как депутаты эти деньги тратят.
- То есть как? КСН должен контролировать депутата горсовета?
- Ну да. Я им и сказал, что они бред какой-то несут. Депутатов контролируют избиратели, а не КСНы. Для контроля за депутатами существуют местные выборы. Но меня никто не услышал.
В секретариате всем председателям раздали пустые протоколы конференций - готовые болванки с установленной повесткой дня: изменение границ комитета и положения.
Раздали 26-го мая и говорят: принесите заполненный протокол через 3-4 дня. А я не понимаю, как это сделать. Конференция – по закону - созывается за две недели. Чтобы делегатов собрать, надо провести собрание на домах, выбрать делегатов от каждого дома. Только жители могут решать – ни я, ни Вадик, ни Степа – только жители принимают решение, изменять границы КСНа или не изменять. И в Законе чётко обозначено, в каком случае меняются границы комитета.
Я попытался всё это пояснить. Но в секретариате мои возражения игнорируют. Послушные председатели КСНов начинают молча заполнять и приносить протоколы. А там – у всех одно и то же, как под копирку. Только пиши своё название КСНа, количество делегатов – какое надо. И всё! Дело сделано!
- Вы, я так понимаю, заполнять протокол без проведения конференции жителей отказались?
- Да. На сессии я беру слово и обращаюсь к мэру. Говорю, Вадим Сергеевич, происходит вот такой беспредел. КСНы подгоняют под округ. Один КСН равно один или более округов, чтобы депутат мог командовать в КСНе.
В общем, выношу вопрос в публичную плоскость.
Бойченко мне говорит: приходи на прием, и мы решим эти вопросы.
Я решил не затягивать, и уже 4 июня записываюсь на прием к мэру. Вопрос безотлагательный. Но мне говорят: ждите месяц. Я звоню в приемную – мне отвечают: ждите своей очереди. В августе я снова записываюсь на прием. Меня пытаются перенаправить к заму. Но мне не нужно к заместителям! Ни один зам не поможет мне решить этот вопрос. Так вот, я по сей день – уже восемь месяцев(!) жду, когда меня пригласят на прием к мэру.
- Вы проверяли свою запись? Может быть, произошел какой-то сбой в программе?
- Ну, конечно, проверял. Каждый раз мне отвечали: «Да, вы в списке. Да, вы в очереди».
Но люди, которые после меня записались, попали на прием.
Звоню, пытаюсь узнать свой номер в очереди, а мне в секретариате отвечают, что у них нет номеров. А как же вы тогда определяете очередность? Очень странно.
- И много в Мариуполе КСНов, которые не согласились менять свои границы?
- Около 17 КСНов отказались. Остальные, по всей видимости, собрали членов комитета, вместо делегатов, заполнили «портянку» – и всё, вопрос порешали, территорию КСНа изменили и соответственно изменили положение.
Я же вместо этого собрал расширенное совещание домкомов и председателей ОСМД. Мы обсуждали вопрос изменения границ комитета. Они сказали: менять территорию нецелесообразно, и мы хотим больше информации от муниципалитета, зачем им это нужно.
- Примерно 17 КСНов отказались менять границы, а ликвидировали депутаты только КСН «Западный». Почему?
- Ну, потому что изменение границ – не единственный юридический казус, который я оспариваю. Были у нас с секретариатом горсовета и другие противоречия.
25 апреля 2018 г. на сессии принимают решение за №7/30-2619 о том, чтобы обязать КСНы выдавать людям справки о составе семьи.
Я сразу же выступил против: справка – это административная услуга! Административные услуги могут оказывать только лишь субъекты властных полномочий — ЦНАП, например а КСНы не есть субъектами властных полномочий и соответственно не имеют права оказывать административные услуги. Но меня опять не захотели услышать. Сессия принимает решение обязать КСНы выдавать справки о составе семьи, а председателям ОСМД – рекомендовать (понимают, видимо, что не имеют права приказывать обществам совладельцев дома).
Я начинаю доказывать, что не имеем мы таких полномочий, что нельзя. Посылаю запрос в Минюст, чтобы нам разъяснили, что такое справка, является ли она административной услугой, и можем ли мы оказывать административную услугу. Получаем ответ – нет, КСны не могут оказывать административных услуг, а поскольку выдача справки – это административная услуга ЦНАП, значит, КСН не может выдавать справки. Составлять акты о составе семьи (Ф. 204) или о фактическом проживании, материально-бытовых условиях КСН тоже не может. У нас есть официальный ответ из Минсоцполитики: только инспектор ДСЗН имеет право составлять акты. Они получают за эту работу зарплату. Нашим бюрократам лишь бы заставить человека побегать за всякого рода справками.
Я в секретариате горсовета это все показываю, поясняю, что они действуют незаконно. Тогда меня просто прекращают приглашать на встречи председателей КСНов.
Ну понятно, вношу смятение в ряды бабушек. Я ж бабушкам говорю: вам всем тюрьма будет за эти фальшивые справки. И это не шутка. Если такая справка бралась для назначения субсидии, - она незаконная. И человек, выдавший незаконную справку, может быть привлечен к ответственности. Но тут КСНы между молотом и наковальней, ведь если не выполнять это абсурдное решение, то это фактически повод ликвидировать КСН, что собственно и пытается сделать городской совет в отношении меня и КСН «ЗАПАДНЫЙ».
Мы пишем коллективное обращение граждан на имя Бойченко, в котором просим на основании разъяснений Минюста и Минсоцполитики отменить незаконное решение о выдаче справок КСНами, ОСМД , управляющими компаниями и наказать тех, кто причастен к принятию незаконного решения.
В ответ получаем странную бумагу за подписью секретаря горсовета Махсмы, и такое впечатление, что составлял ее какой-то студент. Такое безграмотное с юридической точки зрения послание. Мы в своем запросе опираемся на разъяснения Минюста, Минсоцполитики, а секретариат – не понятно на кого опирается, утверждая, что выдача справки не является административной услугой. Двоечники одним словом.
То, что мы написали письмо Бойченко, а ответ получили от Махсмы, наталкивает меня на мысль, что Бойченко просто ограничивают от этой информации. Когда я на сессии говорю мэру, что мы подали иск в суд с требованием признать незаконным решение депутатов по справкам, я вижу, мэр не понимает, о чем я говорю. Он подумал, что я подал в суд по отмене решения о повышении зарплат КСНам.
- Вы думаете, ему не докладывают о проблеме?
- Думаю, да. Со своей стороны я пытался сделать все, чтобы не доводить дело до суда. Писал обращения, пытался попасть на прием, предлагал провести круглый стол и спокойно обсудить проблему. Но ничего не вышло. 25 октября истекал срок (полгода) когда можно обжаловать решение в суде, и я подаю иск в суд с требованием отменить решение сессии №7/30-2619 по справкам.
Через день у нас в КСН отключают свет, «потеряли» акты, которые мы сдаём на оплату в секретариат.
- Подозреваете, что это попытка мести со стороны секретариата горсовета?
- Все возможно. Я начал выяснять – мне сказали, что свет отключили за неуплату. Но дело в том, что КСН не является распорядителем средств. Мы только подаем акты о фактическом потреблении электроэнергии в секретариат. Распорядителем средств является исполком (хотя по действующему законодательству местная власть обязана передать средства на счета КСН). Начал разбираться – оказалось, что акты потеряли в секретариате горсовета. С тех пор, как нас «переподчинили» секретариату городского совета, начался бардак. Они все время там что-то теряют – то табели, то акты на свет. Я потом стал все акты ксерокопировать.
Через три дня после того, как мы подали иск в суд (в октябре), ко мне приходит письмо из секретариата, в котором говорится, что к ним обратились двое жителей, которые жалуются (внимание!), что я в сентябре не выдал им справки о составе семьи. И указаны фамилия с инициалами (без полного имени и отчества), адрес жалобщиков тоже не указан. Я ищу по фамилиям жильцов – не могу их найти. В актах о фактическом проживании таких фамилий тоже нет. Пишу в секретариат, говорю, что таких жильцов нет, прошу копию обращений, прошу адрес, чтобы переговорить, спросить, что я им не дал на самом деле. Секретариат мне отвечает: жители запретили давать свои данные председателю КСНа.
Вот скажите, как такое возможно? Человек хочет получить справку. Якобы из-за меня получить ее не может. Жалуется в секретариат, для того чтобы КСН ему такую справку все-таки выдал. Но при этом держит свою личность от КСНа в секрете. Где логика? И почему жалобы «всплыли» спустя почти месяц!!!
Я уверен, что это были абсолютно фиктивные заявления. После того как я завел уголовные дела на начальника секретариата городского совета, Кашина начала собирать подписи председателей КСНов других районов о не поддержке председателя КСН «Западный» со словами «девочки, выручайте».
- Я не поняла, а причем здесь председатели других КСНов? Какая разница, нравится им Максим Лаврухин или нет? Председатель КСН избирается жителями. Он должен нравиться жильцам. А если не нравится – они его и должны переизбирать. Или я не права?
- Правы. Так бывает, когда люди действуют по закону, а не подгоняют закон под свои хотелки.
Меня избирали люди, жители меня продолжают поддерживать и сейчас.
- А за что вас так не любят председатели других КСНов?
- Не все. Коллеги из Центрального района меня поддерживают. Ну а другие обиделись на то, что я в Фейсбуке (в не рабочее время), бабушек из КСНов, пусть и утрированно, назвал хлопальщицами. Это мое субъективное мнение. И я имею на него право.
Так вот, 15 ноября секретариат созывает внеочередную комиссию горсовета по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности, развития местного самоуправления и евроинтеграции, но в повестке дня не указан вопрос по КСН «ЗАПАДНЫЙ». То есть легитимность самой комиссии равна нулю! Эти фиктивные обращения жильцов подсовывают Оксане Гринько, председателю. Комиссия, получив необъективную одностороннюю информацию, не запросив от меня никаких пояснений, приняла решение рекомендовать ликвидировать КСН «Западный».
Тем не менее, 21 декабря КСН «Западный» проводит отчетную конференцию. Жители на ней высказали мне поддержку и выступили категорически против передела территории комитета и тем более против ликвидации КСН «Западный».
Однако депутаты 26 декабря таки принимают решение о реорганизации и ликвидации КСН. Я на той сессии записался на выступление в раздел "Разное". Пришли председатели домкомов поддержать меня. Но мне не дали слово. Секретарь горсовета закрыл сессию в нарушении регламента.
- И что вы намерены делать теперь?
- Я добьюсь того, чтобы все эти люди, кто причастен к подготовке незаконного решения, а также депутаты, которые проголосовали за это беззаконие, понесли правовую, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Мы добились того, чтобы по данному факту были открыты уголовные производства. И ждем в ближайшее время решение суда о признании незаконным решения сессии о ликвидации КСН «Западный».
Вообще, мы открыли более пяти уголовных дел в отношении секретаря горсовета Степана Махсмы и 37 депутатов, а также работников секретариата горсовета. И не остановимся, пока не восстановим законность и справедливость.
Записала Анна Романенко