• Головна
  • Письмо из позапрошлого века об особенностях коллективного мышления и начале новой эпохи – «Людей для себя»
09:14, 10 квітня 2010 р.
Cубботний разговор

Письмо из позапрошлого века об особенностях коллективного мышления и начале новой эпохи – «Людей для себя»


Это во всех смыслах странное письмо пришло на адрес сайта несколько дней назад. Поток сознания автора послания – Городского Сумасшедшего, - подогретый трудами Ницше и философской литературой 19 века с ее вечными поисками места личности в обществе, произвело неоднозначное впечатление. «Ой-ой, какая каша в голове», - была первая мысль. Но вчитавшись, проступили в письме мысли интересные – о свободе, о возможности выбора, о тяге к рабству и коллективном сознании.  В общем, как нам показалось, для человека думающего в письме этом, пришедшем словно из позапрошлого века, есть очень много интересного Мариуполю сегодняшнему, современному. А потому мы не стали отказывать сумасшедшему автору, не пожелавшему назвать свое истинное имя,  в его желании быть услышанным. Итак, читайте…

«Сударыня, позвольте мне сообщить, что уже более месяца нахожусь я в городе благословенном нашем Мариуполе, постоянно вспоминая слова незабвенного Чацкого: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен». Пребывание мое на брегах Азова проходит весьма продуктивно, хотя и омрачено некоторыми неприятными событиями. В сводках городских новостей то и дело мелькают сообщения о подавлении любого вольномыслия в городе, каким бы безобидным оно ни было.

Не ранее как на этой неделе несколько молодых людей поддержало всеукраинскую акцию «Табачник Геть!», расклеив соответствующие листовки в помещении мариупольских вузов. С большинством из них я поддерживаю дружественные отношения и знаю о том, что все они либо студенты, либо выпускники данных заведений. Однако, не успело сие мирное выражение своего мнения начаться, как руководство вузов во всеуслышание заявило, что таких студентов у них нет и вся акция подстроена «засланными казачками». С участниками акции были проведены строгие разговоры в кабинетах администрации вузов, а также в «известном учреждении».

Второй неприятной историей было то, что чиновники морально осудили студента Мариупольского государственного  гуманитарного университета, который выступил на Шевченковских чтениях в Киеве и высказал свое мнение относительно сталинского тоталитаризма, сравнив его с фашизмом. При этом  никто из присутствующих в зале заседаний горсовета даже не вспомнил ни о свободе слова, ни о решении Парламентской ассамблеи ОБСЕ от 6 марта 2009 года, уравнявшей вину Сталина и Гитлера в развязывании  ВОВ.

Все эти факты говорят об очень неприятной тенденции в нашем обществе – подавлении всякой свободы личности. В этом подавлении я ни в коем случае не виню ни власти, ни администрацию городских учреждений. Всему виной врожденная тяга нашего народа к рабству. Вспомните замечательные слова выдающегося общественного деятеля Российской империи Петра Чаадаева: «Посмотрите от начала до конца наши летописи, -- вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли… Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии».

Со дня написания этих строк прошло уже более полутора веков, но, тем не менее, они остаются актуальными и по сей день. Задумайтесь, всего за два дня мы имели с вами возможность созерцать два факта, когда авторитарное мнение выступило  против мнения индивидуального. Не потому ли индивидуальное мнение кажется нашему человеку ересью, ибо попирает оно основы основ всякого рабства? Обратите внимание, какими словами была выражена анафема индивидуальности.

«Политическая ситуация в стране поменялась, поэтому мы должны проследить, чтобы в школах на уроках истории правильно расставляли акценты» (Юрий Хотлубей)

«В ПГТУ нет таких студентов. Университет всецело поддерживает назначение Табачника на пост министра образования» (Вячеслав Волошин)

Совершенно очевидно, что в этих словах содержится не что иное, как ода рабству и уничижение индивидуальности. Желание сделать любую личность частью общего мнения, подавить ее собственную волю, которая отнюдь не несет какую-либо опасность для общества, как кажется презренным хулителям, а напротив, дает толчок к продуктивным изменениям в обществе, к общественному диалогу.

Называя такое поведение рабским, я вовсе не желаю унизить своих земляков. Моя цель – обнажить корни той социальной проблемы, того этического кризиса, который переживает Мариуполь и все наше общество в целом.

Причины любого рабства лежат в одном из проявлений моральной слабости личности, называемой в психологии «базальной тревогой». Под этим понятием понимается осознание человеком своей слабости и незащищенности в окружающем мире, которое приводит к желанию слабой личности стать частью чего-то «общего», раствориться в этом «общем», утратив свою волю, свою индивидуальность, свое собственное «Я». Для такой личности, которую великий гуманист Фридрих Ницше справедливо назвал «быдлом», осознание собственной свободы и собственной воли невыносимо мучительно. Вспомните слова из романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы»: «…нет  у  человека  заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот  дар  свободы,  с которым  это  несчастное  существо  рождается».

Вся история человечества доказывает, что стремление к рабству, стремление к подавлению собственной воли, стремление лишиться всякой свободы возникает в обществе либо в период вольностей, либо в период смуты. Десятки лет историки ломают голову над вопросами: «Почему был убит царь реформатор Александр II, даровавший крестьянам свободу?», «Почему окончательное оформление крепостного права произошло в России в период «Смутного времени», когда Россия уже была глубоко православным  государством?» и многими другими историческими парадоксами. Объяснение этих парадоксов одно – любая свобода и любая воля для слабой личности приносит только страдания. Ведь они обнажают необходимость иметь самостоятельное мнение, принимать самостоятельные решения, быть в ответе за свои слова и поступки. А для слабой личности, для «быдла» - такая необходимость тяжела, словно камень Сизифа. Вот и бежит «быдло» к сильной руке, уничтожающей его личность, а вместе с тем уничтожающей его свободу и страдание, принесенное этой свободой.

Однако, я полагаю, мне следует отвлечься от исторических параллелей и объяснить невероятно сильную тягу к рабству среди мариупольцев. Всему виной дихотомия, вызванная с одной стороны высоким количественным уровнем подготовки специалистов гуманитарного профиля, а с другой стороны чрезвычайно низким уровнем диверсификации рынка труда в нашем городе. Ни для кого не секрет, что слова «идти работать на завод» уже стали притчей во языцех для мариупольцев. Каждый наш земляк с подросткового возраста осознает свою беспомощность перед слабым и не развитым рынком труда, на котором он вряд ли сможет раскрыть себя как личность. Осознание этой слабости приводит к тому, что те индивиды, которые не покинули город в поисках устраивающей их работы и возможности самореализации, постепенно подавляют свою индивидуальность, утрачивают свое «Я». Их этика становиться частью коллективной этики предприятия или учреждения. Глядя на это, я вспоминаю строки, написанные молодым Пушкиным:

«Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь»


Действительно, «дары свободы» – признак сумасшествия. Большинство граждан с радостью отдает свою волю и свой разум во власть обстоятельств, власть общего мнения, чтобы более не отягощаться бременем активной работы своего мозга.

В 2006 году я работал наблюдателем на одном из избирательных участков Мариуполя. Там мне довелось увидеть противную для моего взора картину. Стони людей заходили в кабинки для голосования, держа в руках вырезки из газет, в которых содержалась памятка, в каком из бюллетеней под каким номером находятся кандидаты от «Партии Регионов» или СПУ. Люди, считающие себя крупными специалистами в политической жизни, каждый день припадающие к телевизору, чтобы посмотреть очередное политическое шоу, вдруг убили в один момент свою волю, отказались от собственного анализа идей того или иного политика и стали рабами газетной вырезки.

О да! Оранжевая революция была настоящим благом для рабов. Ведь она даровала им замечательную возможность для идентификации себя как части одного целого: «бело-голубых» или «оранжевых». Такая идентификация избавила «быдло» от мучительной для него необходимости задумываться над характеристиками представителей власти и анализировать своим умом их деятельность. Теперь все было просто! Если ты «бело-голубой», то «оранжевый министр» - плохой, вне зависимости от его личных и профессиональных качеств. И наоборот. Не нужно больше вчитываться в биографии политиков и изучать их взгляды. Самоидентификация уже все давно решила, превратив некогда думающего человека в пустышку.

Если говорить о политической оппозиции в Мариуполе, то я бы выделил две основные категории оной: «зиц-председатели» и «униженные и оскорбленные». Первая категория – это специально посаженные властью люди, которые оттягивают на себя часть протестного электората, после чего благополучно сливают выборы. Вторые – это люди, чем-то обиженные на власть (то ли увольнением, то ли разорением бизнеса). Обе категории редко проявляют себя конструктивно, чаще всего их поведение невротично и не приносит никаких созидательных плодов.

Третий же тип местного оппозиционера – «Человек для себя» встречается в нашем городе крайне редко. Под этим, заимствованным у Эриха Фромма термином, я понимаю человека способного на конструктивный анализ и конструктивную критику всех групп власти  в нашем городе. Способного на выделение рационального в речах и действиях местных политиков и выражение своих личных идей на основе их субъективной «здравости» и правильности, а вовсе не на принадлежности их к одной личности, одной партии, одному трудовому коллективу. Такой человек способен на выражение своего оппозиционного мнения не в невротической, а в конструктивной форме.

Кто знает, может быть именно сейчас мы стоим на пороге эры «Людей для себя»? И для того чтобы эта эра наступила, мы должны пресекать те рабские речи и рабские поступки, гнобящие проявление свободы и выставляющих по-настоящему свободных людей маргиналами.

За сим, сударыня, разрешите раскланяться.

Всегда Ваш, Городской Сумасшедший!

P.S. Я всегда уважал Вашу образованность и вашу мудрость. Посему уверен, что вы поймете и ту аллюзию на события, произошедшие в России чуть менее двух веков назад, которое мое письмо содержит, и ту иронию, с которой я говорю о власти, держа при этом дулю в кармане.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

live comments feed...