Школы без 10-х классов? Самое важное о реформе образования в Мариуполе
Мариупольский технический лицей, равно как и другие лицеи Мариуполя, может прекратить набор в 8 классы уже в 2019/20 учебном году. Вопрос не окончательный. Он еще будет рассматриваться на сессии. Но уже сейчас прием документов от восьмиклассников остановлен – ведется набор только 9-классников. Родители, которые планировали отдавать своих детей в лицей уже в следующем учебном году, возмущены. Они составили петицию, которая всего за несколько дней набрала более 270 голосов.
«Відповідно до інструкції про організацію і діяльність ліцею, до ліцею зараховуються учні, які закінчили 7(9) клас загальноосвітньої школи і пройшли конкурсний відбір. А згідно п.1 ст.9 розділу 12 Закону України «Про Освіту» від 5.09.2017 р., ліцей – заклад середньюї освіти ІІІ ступеня, що забезпечує профільну середню освіту. У зв’язку з розбіжністю в документах, департамент освіти звернувся за роз’ясненням до МОН»,- говорится в официальном ответе муниципалитета на петицию.
Более четкий ответ на свою жалобу родители получили из областного департамента образования.
Там подтвердили, что действительно, лицеи должны стать школами третьей ступени, то есть обучать детей с 10 по 12 класс (9-11 класс сейчас), но с 2027 года. Решение о переводе лицеев в новый статус можно принимать и раньше, но для этого необходимо соответствующее решение сессии горсовета. А поскольку сессия Мариупольского горсовета пока никаких решений по этому поводу не принимала, «на сьогодні підстав для скасування набору у 2019-2010 навчальному році до Маріупольського технічного ліцею учнів, які закінчили 7(9) клас загальноосвітньої школи, немає», - говорится в официальном ответе департамента.
«Да просто умным детям не хотят дать возможность получить нормальное образование. Всех хотят загнать в ПТУ», - возмущаются родители.
Так ли это на самом деле, что происходит в системе школьного образования сегодня, какие решения принимаются и почему, как вообще реализуется реформа, мы решили спросить у человека, который непосредственно в Мариуполе эту реформу продвигает – у заместителя городского головы Александра Кочурина.
- Прежде всего, я хотел бы разделить полномочия. Реформу образования проводит не город, а Верховная Рада и Министерство образования. Мы здесь только исполнители закона, который вступил в силу в 2017 году. Поэтому, когда мы дальше будем говорить о том, какие решения принимаются, я хочу, чтобы все понимали: это не мы решаем разделить школы на ступени – таковы требования закона «Про освіту».
То есть наша задача – взять закон и наложить его на Мариуполь.
А теперь о том, что говорит закон. Общеобразовательные учреждения должны быть разделены на три ступени: начальная школа – для детей 1-4 классов (это школа полного дня пребывания), гимназия (5-9 классы) и лицеи (10-12 классы). У каждой ступени свои задачи. В начальной школе – обучить читать, писать и считать. В гимназии – развить таланты и способности ребенка и определиться с приоритетами. В лицее – профильное обучение по выбранному направлению.
При этом, что хочу подчеркнуть, мы консультировались с министром образования и спрашивали: так ли важно физически отделить друг от друга все три уровня. И министр подчеркнула: да, важно разделить их физически. Школы не должны находиться под одной крышей.
Это сложная задача.
- И как вы намерены ее решать?
- Давайте начнем с цифр. У нас сейчас в школах учится 37 тысяч человек: в начальной школе – 16 тыс., в средней – 17 тыс. и в старшей – 4 тысячи человек. Средняя наполняемость мариупольских школ – 600 человек. А теперь давайте считать, сколько нужно школ такой вместимости, чтобы разместить всех детей, если по нормативам МОН в классе должно быть 28 детей.
В результате несложных математических вычислений получается, что для начального звена нужно 25 школ, для среднего – 18 и для старшего – 7. То есть всего 51 школа.
Честно сказать, я в ужас пришел, когда увидел эту цифру. Потому что в Мариуполе сейчас 63 школы. Дельта очень большая. 7709 не использованных учебных мест, которые мы оплачиваем!
Понимаете, мы платим за пустые места! И если раньше, когда все эти затраты покрывались из государственного бюджета, можно было об этом не говорить, то сейчас, когда значительная часть расходов по содержанию школ ложится на местные бюджеты, нам нужно об этом думать. Нам нужно считать деньги.
200 млн грн в год, без учета питания, обходится бюджету сфера образования. При этом у нас 14 школ, в которых наполняемость в классах 20 человек и меньше. И именно в таких школах самые худшие результаты ВНО.
30% детей в Мариуполе не смогли сдать ВНО по одному из трех предметов в прошлом году
А какие школы показали наилучшие результаты? 26% - это лицеи и 46% - гимназии. И это важная информация для понимания, делить или не делить школы: там, где уже сейчас есть разделение на старшую и среднюю школу, образовательный процесс эффективнее.
- Но ведь такие высокие показатели лицеев и гимназий – не только результат преподавания, но и отбора. Туда идут лучшие дети.
- Да, и об этом я тоже хотел бы сказать. Реформой вводится барьер перед школой третьей ступени. Дети будут сдавать ВНО (аналогичное тому, которое они будут сдавать при поступлении в вузы), для того чтобы поступить в лицеи.
Унас в Мариуполе сейчас с 5 по 9 класс учится 17 тысяч детей. В каждой параллели - примерно по 4 тысячи. То есть каждый год 9-е классы заканчивают в Мариуполе примерно 4000 детей, но в десятые идет учиться только половина из них. Такова статистика по Мариуполю.
То есть – еще раз повторюсь - сейчас в 10-е классы поступают все, кто хочет, и это примерно 2 тысячи детей. Но после того, как введут барьер в виде промежуточного ВНО – не факт, что все смогут его пройти и поступить в лицеи.
Поэтому наша задача- создать такие школы среднего уровня, дать детям такое образование, которое позволит всем желающим сдать без проблем тестирование и учиться в 10-м классе.
А для этого надо менять подходы к обучению. Родителям трудно бывает это понять. Им кажется, вот в их время хорошо учили, значит, все так нужно и оставить. Но я на встречах задаю вопрос: когда вы учились, существовали компьютеры, мобильные телефоны? Нет. Мир изменился, а предметы в школе остались неизменными. Значит, необходимо что-то менять. И вот тут я перехожу к главному – что именно менять и как.
Не буду углубляться в образовательный процесс – это прерогатива педагогов. Расскажу о технической стороне вопроса – собственно говоря, о том, что мы как исполнительная власть должны обеспечить.
- О самом болезненном – о делении школ на три уровня?
- Да. И я хочу пояснить преимущества такого подхода.
Если речь идет о младшей школе, то здесь в первую очередь – возможность создания школы полного дня пребывания. Если мы убираем из школы среднее и старшее звено, мы сможем на освободившихся площадях организовать спальни, игровые комнаты. Дети будут утром учиться, потом обедать, отдыхать, делать уроки. Родители будут приводить их утром и забирать в конце дня с уже выполненными уроками (если это третий и четвертый классы, у первоклашек и второклашек домашних заданий быть не должно). Для работающих родителей это особенно удобно. Не надо ломать голову, кому забирать ребенка днем из школы.
Но есть здесь и другие преимущества. Дети растут в своей среде. Дети не видят особенностей переходного возраста старших детей. Мы исключаем ситуации, подобные тем, что уже случались, когда младшие дети идут в туалет, а старшеклассники снимают видео. Или когда, к примеру, восьмиклассник купил булочку, а руки вытер о кофту малыша. Все это мы исключаем при таком разделении.
Теперь о школах второго и третьего уровней. Цель школы второго уровня - помочь сформироваться ребенку как личности, определиться с приоритетами, понять свои склонности и интересы и решить, продолжать ли учебу в 10 классе. Задача старшей школы – профильное, профессиональное обучение, подготовка к поступлению в вузы. И здесь начинается самая болезненная дискуссия: зачем физически разделять эти две школы.
Приведу бытовой пример. Для того, чтобы достигнуть результатов в тренажерном зале, нужно постоянно увеличивать нагрузку. А если ты можешь поднимать 70 кг, а вместо этого поднимаешь 30-ть, то твои физические кондиции расти не будут.
Аналогично и в школе. Ну представьте ситуацию, когда у учителя три урока в неделю в пятом классе, два урока в седьмом и один – в десятом. Педагог распыляет свои усилия на подготовку к совершенно разным урокам. Или же этот педагог работает только со старшеклассниками – из года в год готовит их к сдаче ВНО и поступлению в вуз, так сказать, повышает свою собственную планку в этом деле. Вы понимаете, насколько повысится квалификация такого узкопрофильного специалиста?
Поверьте, от разделения школ на уровни выиграют все – и учителя, и дети, и родители.
- То есть я правильно поняла – в общеобразовательных школах таки не будет десятых классов?
- Они будут в лицеях. Мы уже определились, какие именно семь учебных заведений в Мариуполе будут переформатированы в школу третьего уровня:
Технический лицей
Городской лицей
Технологический лицей
Морской лицей
Общеобразовательная школа №40
Общеобразовательная школа № 48
Гимназия №2
При выборе мы учитывали профильность, связь учебных учреждений с вузами и районированность – в каждом районе должна быть, как минимум, одна школа третьей ступени.
Каждому из этих семи учебных учреждений нужно постепенно освобождаться от младших и средних классов, для того, чтобы, когда нынешние первоклассники – первые дети, которые начали учиться по новой программе, дойдут до 10 класса, эти лицеи уже были полностью готовы, переформатированы и технически, и кадрово, и методически.
Как это будет происходить. Каждый год школы должны отказываться от набора одной параллели. Например, Технический лицей, с которого вы начали разговор. Раньше там набирали детей с 7 класса. В прошлом году мы отменили набор с 7-го, оставив восьмиклассников. В этом году мы планируем сохранить набор детей только с 9 класса. То есть мы хотим уже к следующему году в лицеях оставить по три старших классах – так, как это и предусмотрено реформой.
- Почему вы так спешите? Почему не хотите дождаться 2027 года?
- Для нас очень важно провести сепарирование школы достаточно быстро. Потому что только когда замкнется вся цепочка, начнет формироваться кадровый состав и методическая база. Чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее процесс будет запущен. Это тяжело объяснить, но реально этотак происходит. Поэтому нам крайне важно, чтобы родители как можно раньше поняли новую систему, привыкли к мысли, что детям нужно поступать в лицеи, и понимали: какие именно лицеи и какого именно профиля будут работать в Мариуполе, чтобы делать выбор. Мы уже знаем, что Технический лицей будет связан с ПГТУ и медуниверситетом, Технологический – с ПГТУ, Городской лицей – с МГУ и ДонГУ, Морской лицей – естественно, с АМИ, ОШ-48 – с Донецким юридическим университетом, ОШ-40 – с ПГТУ. Не решен пока вопрос с гимназией №2. Но, скорее всего, там будет гуманитарный профиль.
Что произойдет, если мы не будем ничего делать до 2027 года. Давайте на конкретных примерах. Вот есть какая-то школа, которая набрала четыре первых класса по 28 детей. И учатся эти 112 детей, никуда не переезжают, остаются в школе. В 9 классе все сдают ВНО и успешно поступают в 10 класс. Картинка идеальная, но не реалистичная: мы формируем четыре 10-х класса, и все счастливы. А теперь представим ситуацию, что из 112 детей половина ушла в техникумы (как это и происходит по статистике), а из оставшихся сдали ВНО только 40 человек. Получается, что по реформе, мы сформируем 1 класс из 28 человек, а остальным придется искать места в другой школе. И все это придется родителям решать в короткий срок – за два летних месяца. Причем во всех школах города одновременно. Вы представляете, что это будет? Хаос! Вот поэтому мы и начинаем переход уже сейчас, мы хотим избежать хаоса и неразберихи. Мы хотим, чтобы переход к трехступенчатой школе был плавным, постепенным.
Поэтому, возвращаясь к Техническому лицею и остальным лицеям тоже… Мы обсудим еще с советом директоров, и возможно, перенесем на год их переход к старшей школе. Но то, что такой переход необходимо делать заранее – это абсолютно точно. Иначе у нас будет хаос.
Есть еще и финансовая причина того, что мы так торопимся сепарировать учебные учреждения. С сентября этого года министерство обещает перевести финансирование школ по тому же принципу, что и больницы – то есть выделять деньги не на учебное учреждение, а на детей, которые ходят в это учебное учреждение.
А теперь смотрите, что будет. 18 часов в неделю должен выработать педагог, чтобы получить свои 6 тысяч грн. Если в школе, где он работает, недосформированы классы, то он не сможет выработать свои 18 часов в неделю. И тогда вместо 6 тысяч он получит 3-4 тысячи – то есть столько, сколько выработает. А тот, кто работает с повышенной нагрузкой в переполненной школе, наоборот, получит больше чем 6 тысяч. Он сможет выйти на нормальную зарплату. Даже при нынешних ставках. И вы понимаете, что произойдет при такой системе финансирования?
Пустые школы будут закрываться. Потому что оттуда будут уходить учителя. И это не муниципалитет будет их закрывать. Нет! Это родители своими ногами, тем, что не хотят приводить в эту школу своих детей, будут тем самым ее закрывать.
И это, к слову, будет удобный механизм для конкуренции между школами, для соревнования за учителей. Когда директор, видя хорошего учителя в ненаполненной школе, может сказать: а приходи ко мне, я дам тебе столько-то часов нагрузки, я дам тебе премию, я дам тебе классное руководство, и ты сможешь зарабатывать вот столько-то. И это хорошо. Это будет стимулом для учителей повышать свою квалификацию.
- И когда осуществится разделение мариупольских школ на три уровня? Хотелось бы понимать конкретнее.
- В младшей ступени мы ждем первую ласточку – 36-ю школу. Они готовятся к переходу в школу первой ступени. Надеемся, что их успешный пример школы полного дня для малышей станет очень привлекательным и для родителей, и для других педагогических коллективов. И процесс пойдет активнее.
Что касается школ третьей ступени. С лицеями будет проще – они фактически готовы к переходу.
Тяжелее всего будет с ОШ. Школы 40 и 48 не будут набирать первые классы со следующего учебного года. По логике, уже в этом году они не должны были проводить набор. Но поскольку там дети уже прошли подготовительные курсы, родители подали документы, чтобы не нагнетать обстановку, мы таки первые классы там открыли. И теперь эти дети пройдут все ступени. Поэтому в этих двух школах будет самый длинный переход на новую систему. И это будет плавный переход – не стрессовый. Мы убираем первые классы, параллельно педагогов нужно будет перевести в другие школы, где наоборот, как в сообщающемся сосуде, число первоклашек увеличится. Зато в ОШ 40 и 48 будет расти число десятых классов.
Таким образом к 2027 году мы процесс сепарации не начнем, а завершим, и спокойно, без хаоса.
- То есть постепенно во всех школах города будут закрываться 10-е классы?
- Да, параллельно с тем, как будет увеличиваться число 10-х классов в лицеях.
- В такой ситуации меня как маму будет в первую очередь волновать вопрос: если мой ребенок захочет учиться в 10 классе, могу ли я быть уверена, что ему там найдется место? Не получится ли так, что вы мне скажете: «Извините, мест в лицеях для вас нет, идите в ПТУ»?
- Нет, не получится. Если ваш ребенок сдаст успешно ВНО, он поступит в тот лицей, который захочет. Потому что несмотря на введение экзаменационного барьера, мы рассчитываем количество мест в школах третьей ступени, исходя из того, что все 4000 девятиклассников захотят и смогут туда поступить.
Смотрите сами: Техлицей – 550 человек, Городской лицей – 550 человек, Морской лицей – 400 человек, Технологический лицей – сейчас 500 человек, но там возможности намного большие, 40-я и 48-я школа – по 600 детей каждая, гимназия №2 – 600 человек. Мест хватит всем. Главное, чтобы дети хотели учиться и имели возможность подготовиться к тестированию.
- Поясните, а зачем вы заново создаете научно-методический центр? Зачем надо было расформировывать, чтобы потом заново создавать? Вам нужен новый контролирующий орган над школами?
- Ни в коем случае. Мы создаем совершенно новое учреждение. В старом методцентре у нас было порядка 30 человек, сейчас будет в три раза меньше. Прошлый был контролирующим, задача нового центра – коммуникация реформы.Мы не справимся сами. Вот, например, все наши учителя первых классов прошли обучение новой методике. А вы знаете, они ее вообще применяют? И как они применяют? И какие у них проблемы есть? И какая им нужна помощь? Вот все это и будет в задачах нового центра.
И это не единственное новшество, которое ждет мариупольские школы в этом году. Мы планируем разобраться с охранной системой в учебных учреждениях. Та, что есть сейчас, никуда не годится. Старые бабушки-вахтерши не в состоянии защитить учебное учреждение. У нас был случай, когда сторож умер на своем рабочем месте. Недавно вот 15-ю школу ограбили. При этом сторож находился внутри помещения, но ничего не мог сделать. Мы хотим отказаться от сторожей и вахтеров совсем и установить во всех школах сигнализацию с датчиками на каждом окне, на каждой двери. Такая система более надежна и при этом еще и экономнее. Она окупится уже через 2 года.
Еще одна статья оптимизации расходов – школьные слесари-сантехники. Их в каждой школе – от одного до трех человек. И они неэффективны. Их вообще бывает трудно застать на рабочем месте. И часто – сами понимаете в каком состоянии. А в некоторых школах эти точки используют как фиктивные, а все работы выполняют родители. Мы хотим дать директорам школ бюджет, в рамках которого они смогут заказывать выполнение работ в нашем департаменте, но точки сантехников сократить.
В общем, мы считаем бюджетные деньги и хотим их использовать максимально эффективно.
Знаете, если по-честному… Мы же всё тут стараемся слепить что-то из того что есть. А по большому счету. Нам бы закрыть вообще все эти 7 лицеев и построить с нуля огромную школу, как я видел в Техасе, в США – на 4 тысячи человек. Там такая построена для городка с населением 360 тысяч. Построить ее на пустыре за рынком «Азовский». И сделать там и корт, и футбольное поле, и бассейн с тренажерным залом – таким, что позавидовал бы даже Лашин. И на все нашлись бы деньги, в том числе и на школьные автобусы, если бы не нужно было содержать 7 старых школ. То же самое и со всеми другими уровнями. Намного дешевле содержать, развивать одну огромную школу, чем 25 маленьких и полупустых. Но я понимаю, что со мной сделают, если я выйду с таким предложением к родителям. Буду стоять распятый рядом со Святославом.
Но может когда-нибудь в будущем мы созреем до понимания таких очевидных вещей.
Конец первой части. В продолжении – о переменах, которые ожидают детские сады Мариуполя. Скоро на 0629.com.ua