• Головна
  • Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков
09:00, 20 січня 2019 р.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков

Во многих странах, кроме столицы, есть такой  второй  город-конкурент, который  считает себя не менее (и даже более) древним, культурным  и красивым. Столетиями меряются историческим наследием, важностью  и экономическим значением  Мадрид и Барселона в Испании, москва и петербург в россии, Берлин и Мюнхен в Германии, Хараре и Булавайо в Зимбабве. В Польше – это Варшава и Краков.

Краков древнее,  благороднее, аристократичнее. Как-никак, сначала Краков был  польской столицей, королевским городом. Поэтому туристы, которые посещают Польшу, устремляются, прежде всего, в Краков. И вот несколько интересных сюжетов, которые они видят.

 Площадь рынок 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-1

 Краковский Барбакан. Построен в 1489 году по образцу  ресторана «Сакартвело» на 17 микрорайоне либо по образцу пивбаров на рынке 17 микрорайона  

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-2

Краковская мэрия решительно борется с незаконно установленными биотуалетами, демонтируя их, невзирая на посетителей. 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-3

В Польше успешно прошла полицейская реформа, но дизайнер формы новой полиции находился под впечатлением сильнодействующих психотропных препаратов.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-4

 Макаревич побелил потолок и очень горд этому.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-5

Если бы Тимошенко, Тарута и Гройсман объединились в один блок, это могло бы быть его рекламой 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-6

В Кракове тоже проходят флэшмобы с подписью петиций

#Mahsma przeprasza 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-7

#Za Mahsmu 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-8

Как и любой  средневековый европейский  город, Краков овеян легендами, которые везде удивительно однообразны. Драконы, рыцари, прекрасные принцессы, маги-чернокнижники, алхимики и прочая дребедень. Самая известная  краковская легенда - о Вавельском драконе.  Давным-давно, когда  городом правил король Крак (от которого и пошло название города), горожан терроризировал дракон Смок (что можно перевести как дым, поэтому можно провести некие ассоциации с Мариуполем,  но... не будем). Жил он в пещере над Вислой и каждый день пожирал по овце, которую ему обязаны были приносить покорные краковяне. Если бы  пожирание проходило и дальше такими  темпами, это  привело бы не только  к катастрофическому сокращению  популяции этих животных,  но и сказалось бы на численности будущих поколений  овец.   И   тогда сегодня  аудитория телезрителей, пользователей соцсетей и избирателей была бы в разы меньше. Но, к счастью нашелся  смекалистый сапожник Скуба, он  сделал чучело из овцы напхал туда серы и подсунул дракону Смоку. Смок по своему обыкновению сожрал наживку и тут ему пришел закономерный шатдаун.  Его нутро обожгло изжогой, он выпил пол-Вислы, от этого надулся и лопнул.

Краковяне поблагодарили Скубу, но поставили памятник почему-то дракону. Этот парадоксальный итог как-то не вписывается в канву легенды. Ведь по идее памятник должны были поставить  спасителю Скубе. Но  горожане пояснили это такими аргументами, что, мол, памятник дракону - это более круто и имиджево, это будет символом города, это так атмосферненько и привлекательнее для туриста. Можно только догадываться, как выглядел  Скуба, если вот этот дракон считался более привлекательным.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-9

Вавель – архитектурный комплекс на одноименном холме, в составе которого королевский замок, кафедральный собор и фортификационные сооружения.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-10

Здесь была резиденция польских королей. 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-11

В соборе Станислава и Вацлава – усыпальница королевских особ  и других выдающихся деятелей польской истории, в том числе и ХХ века.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-12

Вавель – это символ Польши,  величественное место и обязательно для посещения всех интересующихся польской историей.

Казимеж- еврейский квартал был основан при польском короле Казимире 3 Великом. 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-13

 Король  был влюблен (насколько возможно назвать столь чистым словом его животную похоть) в молодую красивую еврейку Эстерку Махар и всячески благоволил ее соплеменникам.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-14

  Казимир  Великий один из самых знаменитых польских королей Средневковья, сумевший объединить земли польские в одно сплоченное государство и ставший на его страже. Не буду загромождать текст его величественной и яркой биографией, а постараюсь вместить его характеристику в одной строчке.  Великий политик, гениальный стратег, разумный тактик, основатель Краковского университета,  убийца, насильник, многоженец  и психопат, одержимый навязчивыми идеями. 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-15

В районе Казимеж еврейская диаспора проживала более 400 лет, до Второй мировой войны, когда была почти полностью депортирована или уничтожена нацистами. У евреев  здесь были свои дома, свои лавки, рынки, школы, синагоги. Но сейчас это, скорее, декорация, ведь самих евреев осталось здесь не более 200. Тем не менее, дух диаспоры и некая аутентичность здесь присутствуют весьма ярко.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-16

Именно в Казимеже  Стивен Спилберг снимал одну из сцен знаменитого фильма «Список Шиндлера».

В легендарном, старинном,  шляхетном,  архитектурно изысканном, королевском и безопасном  Кракове есть одно место, которое он прячет так же стыдливо, как и длинноногая модель на пляже скрывает  шрам от неудачно  прооперированного аппендицита. Это место  -  Нова Гута. 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-17

 Нова Гута – это такой Ильичевский район, это «Жилкопы», «Пентагон» и «Колонна» вместе взятые. 

Нова Гута – это желто-грязная маршрутка «Богдан» № 156 в свадебном кортеже принца Гарри и Меган Маркл, к бамперу которой вместо куклы на скорую руку привязана кондукторша в трениках.  Шансы встретить краковянина в Новой Гуте пожалуй еще меньше, чем Пирса Броснана на  восьмых проходных завода Ильича. Хотя от центра Кракова до Новой Гуты всего двадцать минут на трамвае.

 «Но что это такое -  Нова Гута?» -  спросят те два пытливых читателя, которые все-таки осилили мой текст до этого места. Нова Гута – это рабочий поселок, выросший в 1950-е годы вокруг металлургического комбината. Комбинат был построен коммунистической властью Польши, чтобы ширить индустриальную мощь страны, а заодно и разбавить интеллигентское население Кракова классово надежным пролетариатом. Но разбавить так и не получилось. Долгое время Нова Гута считалась городом – спутником Кракова, (сейчас это район Кракова, в черте города), сюда свозилось население со всех концов Польши, в основном, бывшие крестьяне, для работы на заводе. 

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-20

 Нова Гута застраивалась по типично советскому образцу, стандартные панельные серые многоэтажки, районы и памятники Ленину на каждом шагу.

Мариупольские заводы хотят заменить арт-инсталляциями? Тревел стори с Сергеем Коссе. Краков, фото-21

Единственно, что отличало Нову Гуту от какого-нибудь Днепродзержинска – это наличие костелов. Да, да, в самый разгар строительства коммунизма польские крестьяне и рабочие отказывать переезжать в Нову Гуту, пока там не будет костела.  Впрочем, наличие костела не всегда гарантировало религиозную смиренность его посетителей. Сами краковяне далеко не рады были соседству с заводом. Металлургический комбинат изрядно зас..рал древний город выбросами, дымом и чрезвычайно возросшей популярностью слова «курва». Когда коммунизма в Польше не стало, комбинат был выкуплен известной компанией Арселлор Митал, по городу прошла декоммунизация и Нова Гута стала усиленно искать свое место  в жизни Кракова. И пока его не нашла. Город один, а миры разные.

В этой связи на ум приходит наши мариупольские дискуссии о будущем города. Влиятельные депутаты всех созывов  Верховной Рады утверждают, что без заводов жизни никакой не будет. Как в ледниковом периоде, со времен которого, они, собственно, и избираются постоянно  в Верховную Раду. Прыткие продвинутые общественники суют им под нос примеры, когда-то индустриальных городов Европы, где на месте заводов устроили музеи, инсталляции и арт-пространства. Возможно, истина находится  где-то посередине,  и ей не очень комфортно  между этими двумя крайними мнениями?  Вы только представьте диалог двух «рексов» - ремонтников, после закрытия заводов. Вот, встречаются, они, где-то на бывших проходных и обсуждают такую тему…

«Слышь, Санечек,  а давай седня в арт-пространство пойдем, там такую интересную инсталляцию привезли из бисера   - «Геракл -Метинвест глушит азовского бычка детородным органом». По мотивам античной трагедии, кстати».

 «Та не, Степаныч, надоела мне эта постмодернистская эклектика, давай лучше в интерактивный музей  сходим на выставку «Гендер и дюбеля», там Светка- крановщица гидом теперь работает, скидку сделает».

И все 30 тысяч бывших работяг двух металлургических комбинатов счастливо устроились  в  общественных пространствах и интерактивных музеях гидами, фиксерами, фасилитаторами, тренерами личностного роста, модераторами дискуссий о творчестве Муроками, организаторами коворкингов,  капингов , поэтических перфомансов и дефиле. Наверное, это утопия.

В Новой Гуте тоже из старых производственных помещений сделали музеи и инсталляции, но и завод не закрыли, он работает и дымит в целом не сильно.

Европейские экологические стандарты, как-никак. Сам район, хотя еще иногда проявляет свое прошлое в виде уличных алкоголиков и гопников, но как-то развязно-обреченно, как пьяная Аллегрова на корпоративе дальнобойщиков.

Нова Гута преображается в духе новых времен в условиях относительно богатой Польши. Но краковяне все равно стараются туда не заходить.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Краков
live comments feed...