• Головна
  • Музей на голодном пайке, или 100 шагов до реинкарнации
#Субботний разговор
09:00, 12 січня 2019 р.
Надійне джерело

Музей на голодном пайке, или 100 шагов до реинкарнации

#Субботний разговор
Музей на голодном пайке, или 100 шагов до реинкарнации

Компьютерная визуализация, интерактивные экспонаты, современное освещение и озвучка, инсталляции с полным погружением в эпоху… К сожалению, всё это не про Мариупольский краеведческий музей. Так выглядят современные музеи в Европе – музеи, в которые потоком идет молодежь. Молодым людям в современных музеях там интересно. Их вовлекают, как в компьютерную игру, и не отпускают, водят на поводке аудиогида, из зала в зал, до самого выхода. И молодой человек выходит на улицу, как будто выныривает на поверхность из машины времени, - ошарашенный, удивленный, пораженный.

В Мариупольском краеведческом музее у сотрудников - минимальная заработная плата, ни копейки денег на развитие, отсутствие ремонта в течение 40 лет, еще и обязанность платить за коммуналку. Знаете, в такой ситуации даже как-то неловко спрашивать: «А способны ли вы на креатив? А думаете ли вы о том, чтобы меняться, развиваться и обновляться?»

Тем не менее, здесь думают. На днях Мариупольский краеведческий музей выиграл грант на 100 тыс. грн. в рамках проекта «Музей відкрито на ремонт» (финансируется американским фондом USAID). Тема мариупольского проекта -  «Виклики часу, або яким має бути Маріупольський краєзнавчий музей?»

По словам директора музея Натальи Капустниковой, среди участников конкурса мариупольский музей оказался едва ли не единственным, который признает: он застрял в прошлом и не отвечает современным реалиям.

«Понимаете, наша последняя экспозиция создавалась в 70-х годах прошлого века. Тогда же был сделан последний ремонт в музее. В следующем году музею исполняется 100 лет, и большую часть времени он создавался, формировался и жил в условиях советской идеологии, под давлением советской идеологии. В советские годы нам диктовали, как и что делать. Сейчас – нет ничего. Мы бежали, бежали, а теперь остановились. И нужно понять, как нам развиваться, и что делать», - говорит Наталья Александровна.

Именно на это нацелен их проект – изучить общественное мнение, расспросить горожан, что им не хватает в музее, или, наоборот, что нравится, что хотелось бы изменить. И уже с этой информацией выстраивать концепцию будущих изменений.

«Мы понимаем, что нам необходимо современное техническое оснащение. Нам нужно изменять подходы к формированию экспозиции. Ведь посмотрите, у нас сейчас человек отделен от процессов. Мы показываем, к примеру, историю Великоанадольского леса, а о человеке, который этот лес высадил, - рассказываем совершенно в другой экспозиции. Таковы были подходы раньше. Сейчас все это нужно менять».

Стоимость таких перемен сложно осознать «невооруженным разумом». Сейчас попробуем вас вооружить. 

Знаменитый музей Второй мировой войны в Гданьске, построенный не так давно на деньги Европейского Союза, обошелся в 70 миллионов евро. 

Немного меньше, около 60 миллионов, стоит Музей Солидарности в том же Гданьске.

Музей на голодном пайке, или 100 шагов до реинкарнации, фото-4

Если вы бывали там, то вы поймете, что значит – современный музей.  Огромное здание из металла, а внутри – зеленый сад под стеклянным куполом, несколько этажей, соединенных запутанными переходами, и ты с аудиогидом – как будто участвуешь в квесте и попутно знакомишься с историей легендарного польского движения за освобождение от коммунизма и тоталитаризма.

А это музей Европейского Союза в Брюсселе. На движущемся электронном табло – история создания ЕС.

Гуляя по карте Европы с этой штукой в руках (на фото ниже), вы можете подъехать к любому городу, и у вас перед глазами  - на электронном табло - всплывет вся информация о городе и стране и ее роли в ЕС.

Музей на голодном пайке, или 100 шагов до реинкарнации, фото-11

А вот эти стеклянные раздвижные панели помогают из одной точки отследить, в какой последовательности присоединялись к ЕС страны европейского континента. 

Музей на голодном пайке, или 100 шагов до реинкарнации, фото-12

Чтобы создать музей подобного типа, нужны не только деньги, но и идея.

Как рассказали нам в муниципалитете Гданьска, для того, чтобы эту идею разработать, пришлось потратиться не только на строительство, но и на организацию конкурса. Примерно 3-7% денег в окончательной стоимости объекта – именно затраты на организацию конкурса проектов.  Приглашались звезды – лучшие в своем деле со всего мира. Каждый участник (не зависимо от того, победил или нет) получал денежное вознаграждение за работу над проектом. Ну а победитель, соответственно, – повышенный гонорар. Члены комиссии – мировые светила, определявшие победителя, тоже получили высокие гонорары за свое участие в конкурсной комиссии. 

В результате соревновались профессионалы, оценивали их профессионалы и получили музей, который теперь и будоражит сознание людей, демонстрируя то, каким может и должен быть музей в 21 веке.

Может ли когда-нибудь и Мариупольский краеведческий превратиться в нечто подобное?

Наталья Капустникова не совсем согласна, что нам нужен именно такой объект. Ведь музей – это в первую очередь экспонаты, а не шоу.  А краеведческий музей – это еще и научный центр, в котором сосредоточена большая исследовательская работа. 

В нашем музее и сейчас стараются «осовремениваться». Ночные экскурсии, Хэллоуин среди исторических артефактов, чаепития – все это есть.

«Тем не менее, мы думаем, что не шоу – наша основная работа», - считает Наталья Капустникова.

Несмотря на то, что музей – некоммерческая организация, мариупольский муниципалитет обязал его с этого года оплачивать половину расходов на коммунальные платежи. Согласитесь, в несовременном неотремонитированном музее, где стоимость билета – всего 24 грн, заработать сто тысяч на коммуналку – невозможно! А ведь отопление, поддержание определенных режимов температуры и влажности – это не прихоть, это требования к сохранности экспонатов. Вот в музее и стараются придумать хоть что-то, что принесет в копилку немного денег.

«Конечно, у нас есть своя аудитория, но она слишком мала, для того чтобы сделать музей интересным и, соответственно, окупаемым. Для этого надо вкладывать деньги в реконструкцию и отдельно - реэкспозицию», - подчеркивает Капустникова.

В музее разработали проектно-сметную документацию на проведение ремонта. Нужно найти 22 млн грн. Ремонтировать планируется коммуникации в здании и музейный дворик. Сейчас там, под открытым небом, хранятся знаменитые  каменные бабы. Но они оплывают под воздействием агрессивной экологической среды. Их срочно нужно укрывать, если, конечно, мы хотим сохранить их для истории. После ремонта музейный дворик сможет стать частью экспозиции музея.

 Однако в 2018 году в мэрии выделение денег на ремонт не поддержали. 

«Они подумали, что 22 млн грн  хватит на все, включая реэкспозицию. А когда поняли, что это не так, отложили финансирование», - поясняет директор музея.

Пока что Наталья Капустникова находится в поиске взаимопонимания между музеем и муниципалитетом. И пытается  пояснить, что стоимость реэкспозиции в нынешних ценах колеблется от 1000 до 1500 долларов за погонный метр (и это при условии, что дизайн-проект уже готов). Если вспомнить, что выставочные площади Мариупольского краеведческого составляют 1243 кв. метра, то выходит, по самым скромным подсчетам, создание обновленного музея обойдется в сумму более миллиона долларов.

Найдет ли город на это деньги? В принципе, находили и намного большие суммы, когда нужно было. Дело в желании. И в отношении. Ведь легко поддаться соблазну построить что-то новое, масштабное и величественное, но при этом окончательно погубить то, что создавалось и хранилось мариупольцами последние 100 лет.

Анна Романенко

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #музей #субботнийразговор
Останні новини
live comments feed...