Тревел стори с Сергеем Коссе. «О «шведской семье», мариупольских депутатах и стокгольмских наперсточниках, - ФОТО
Швеция у нашего обывателя, как правило, ассоциируется с тремя образами: «шведский стол», «шведская стенка», ну, и, конечно же, «шведская семья».
Последнее произносится обязательно с ехидным гыгыканьем и считается очень остроумной шуткой в разговоре о супружеских отношениях. На самом деле, обычная шведская семья ничем не отличается от всех остальных, а само сожительство втроем, или там, вчетвером и так далее, совсем не шведское изобретение. Почему это стали приписывать шведам, неизвестно. То ли оттого, что в 60-х гг. в Швеции было очень много хиппи, которые жили коммунами (что, впрочем, означало только общее хозяйство, ну, может, в некоторых случаях и не только, но то хиппи, что с них возьмешь). При этом советская пресса клеймила хипповские коммуны как разложение буржуазного общества, а советское поколение препубертатного и старше возраста уже в соответствии со своими фантазиями додумывало, как на деле происходит это разложение. Возможно, такая слава пошла от сильного в Швеции феминистского движения, возможно, оттого, что шведы свободны от ханжества и раньше других стали обсуждать публично вопросы интимной жизни.
Со «шведским столом» и «шведской стенкой» все верно. Традиция шведского стола восходит к временам викингов. Они впрок заготавливали продукты - засаливали мясо и рыбу, замораживали овощи (впрочем, какие там на севере овощи, так, корешки какие-то) и по приезду гостей просто выставляли все на общий стол и больше ничем не заморачивались. Шведскую стенку изобрел еще в 19 веке физрук Пер Хенрик Линг.
Шведская столица - Стокгольм - позиционирует себя как столица Скандинавии. Действительно, это крупнейший исторический, экономический и культурный центр всего полуострова.
Расположен он на нескольких лежащих совсем рядом друг к другу островах и, путешествуя по нему, часто переходишь небольшие мосты, соединяющие один остров с другим.
Многие здания расположены прямо возле воды или фактически на воде, как в Венеции. Вот, например, Стокгольмская ратуша, которую венчают «Тре крунур» - «Три короны», геральдический знак шведского королевства.
Один из не очень дорогих путей, которым можно добраться до Стокгольма – это паром из Таллинна (но перед этим нужно добраться до Таллинна).
Паром – это целый развлекательный центр с кинозалом, бильярдом, магазинами, боулингом и буллингом. (Буллинг – это просто модное слово, сейчас все его вставляют, где надо и не надо, поэтому я тоже это сделаю. Хотя штормящее Балтийское море устраивает еще тот буллинг пассажирам, не переносящим качку).
Есть на пароме и настоящая театральная сцена, где проходят шоу и представления. Мне довелось увидеть необычную интерпретацию «Алисы в стране чудес». Шизофренический бред оригинала Льюиса Кэролла был разбавлен современным авторским видением. Алису почему-то играл помятый мужик лет сорока с кругами под глазами. Причем до пояса он ничем не отличался от завсегдатаев гэндэлыков на первых проходных Ильича, а нижняя часть, одетая в облегающие лосины, напоминала главного героя фильма «Богемская рапсодия».
Чеширского кота изображал какой-то квадрат с хвостом. Возможно, этот актер был нелегальным иммигрантом, которого тайно переправили в Скандинавию в тесном ящике, из-за чего актер- иммигрант принял соответствующую форму.
Остальных героев рассмотреть не удалось, так как на сцену был пущен дым с каким то специфическим ветхим запахом. Создавалось впечатление, что это были остатки того дыма, который использовался еще в 1988 году на концерте Валерия Леонтьева в Кировограде. Из-за дымной пелены доносились обрывки песен (пьеса была музыкальная). Позже появлялись новые герои, очевидно, королева, возможно, кто-то еще. Но чем занимались на сцене мужик-Алиса, королева и квадрат, рассмотреть уже было совершенно невозможно. А в это время где-то далеко в Мариуполе рыдали от зависти представители одной арт-платформы, которые еще не достигли такого уровня креативности, а перебиваются всего лишь провокациями с привязанными художниками.
Первая характеристика, которая приходит на ум при посещении Стокгольма - это какой-то свежий город. Во всех отношениях - свеж и морским воздухом, и современной архитектурой, и каким-то комфортным пространством (не путать с арт-пространством).
Три места, которые обязательно нужно посетить в Стокгольме, - это музей одного корабля, музей группы АББА и музей шведской деревни под открытым небом. Ни одно из этих мест я не посетил. Зато мне удалось лицезреть королевский оркестр и смену почетного караула у Королевского дворца. Пышное, яркое действо.
Сама Швеция меняется стремительно, это высокотехнологичная, высокоразвитая и мультикультурная страна. Но ритуалы у королевского дворца неизменны и вечны, как депутатство Матвиенкова. Хотя нет, скорее, шведы откажутся от своей монархии, чем Матвиенкова в очередной раз не изберут депутатом.
Если летом в Стокгольме выдадутся несколько действительно жарких дней, все население тут же оголяется и, подставив белесые туловища редкому солнцу, разваливаются в парках, на набережных и лужайках, в том числе и возле здания парламента и королевского дворца. В эти дни, не скрываясь от обычного здесь надоедливого дождя, можно вдоволь прогуляться по уютным, узким стокгольмским улочкам, наблюдая за умиротворенным и каким-то домашним комфортом местных жителей.
Не в последнюю очередь этот комфорт обусловлен вот тем, что вы видите на этой фотографии. Это здание стокгольмской Ратуши, где расположена городская мэрия. Видите, какой внушительный «автопарк» у государственных служащих?
В общем, это подтверждает давно известную закономерность – чем богаче страна, тем больше скромности и меньше понтов у ее чиновников.
Кстати, во внутреннем дворе городской Ратуши часто проходят симфонические оркестры, на которые собирается немало людей.
Как и во всякой столице, бывшей когда –то мощной почти империей, в Швеции тоже есть памятники своим королям.
Но их былые военные заслуги как-то не чтятся особо шведами, ведь процветание Швеции началось тогда, когда шведы отказались от завоеваний и занялись обустройством своей страны.
Ну и в окончание этого очерка еще несколько поучительных фотосюжетов.
На набережной Рыцарского острова (Riddarholmen) расположилась скульптура под официальным названием "Солнечный парус". Местные жители называют скульптуру "Ухо КГБ», в память о том, что в 70-80 годы нейтральная Швеция была наводнена советскими спецслужбами.
Этот усталый тролль всем своим видом демонстрирует, во что превратится Вилкул на своих билбордах, если долго их не снимать.
А вот здание ведущей шведской газеты «Афтонбладет». Как и печатная пресса во всем мире, она испытывает сегодня финансовые трудности. Возможно, им следует принять на вооружение креативные идеи «Приазовского рабочего» и стимулировать подписку розыгрышем мешка сахара?
Ну, и, наконец, самая удивительная стокгольмская встреча. Наперсточники!!! В столице продвинутой Швеции!! В 21 веке!!! На центральной торговой улице!!! Гости с Юга как липку обдирают наивных туристов и очень сердятся, когда их фотографируют.
Хотя нет, заканчивать наперсточниками знакомство со Стокгольмом это совсем неуважение этому чудесному городу. Поэтому вот фото скромного здания, похожего на ДК Коксохимзавода. Это шведская академия наук, где вручают Нобелевские премии.