До конца года на ремонт дорог правительство потратит 47,7 млрд гривен
2018 год для Донецкой области ознаменовался масштабным ремонтом дорог, которые не ремонтировались годами. На обновление дорожного покрытия в нашем регионе в этом году от Кабинета министров предусмотрено порядка 1,5 млрд грн. За эти деньги планируется отремонтировать в области 98,8 км автодорог государственного значения и десять мостов.
Мариуполь острее других городов подконтрольной части Донецкой области ощущает на себе как плохое качество существующих автомобильных дорог, так и утерю в 2014 году ключевых элементов транспортных коридоров области, затрудняющую внутриобластную и межобластную логистику. Поэтому если с железнодорожным транспортом особых альтернатив в ближайшем будущем пока не предвидится, а на работу морского транспорта существенное влияние оказывает геополитика, то инфраструктура автомобильного транспорта, этот тот элемент, на который можно и нужно влиять.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил: «Наша стратегия – соединить все областные центры качественными дорогами в течении следующих пяти лет. Второй приоритет – дороги, которые соединяют райцентры. В этом году выделили на Дорожный фонд 47,7 млрд грн. В следующем – уже 56 млрд грн. На местные дороги в следующем году – 17,7 млрд грн. Донецкая область – сверхважная область, восстановление которой имеет особое значение. Реализуем проекты, чтобы постепенно отстроить регион».
Сказал - сделал
Всего в Украине 170 тыс. км автомобильных дорог. По состоянию на начало 2017 года состояние 97% дорог в Украине не соответствовали национальным стандартам. Это прямой результат недостаточного финансирования дорожной инфраструктуры на протяжении последних десятилетий. Масштабный ремонт дорог был запущен Кабинетом Министров только в 2016 году – с апреля по июнь были разблокированы счета Укравтодора, в 2016 году уже было восстановлено 900 км дорог, в 2017 – белее 2100 км, в 2018 году планируется отремонтировать до 4000 км автодорог. Таких объемов ремонтов дорог в Украине не было, начиная с 2005 года.
«Мы заложили финансовые основы дальнейшего развития. Это, прежде всего, возможности децентрализации, которая позволяет наполнить местные бюджеты, а значит, финансировать дорожные проекты на местах. А также Дорожный фонд, который обеспечивает гарантированное, прогнозированное финансирование», - сказал Гройсман.
Заказчиком выполнения работ в Донецкой области выступает Служба автомобильных дорог Донецкой области. Источник финансирования средства специального фонда областного бюджета, полученные от «таможенного эксперимента».
Где и сколько ремонтируют
В рамках правительственных программ в 2018 году в Донецкой области идет восстановление дорог в транспортных коридорах Славянск-Мариуполь, Покровск-Бахмут-Михайловка, Запорожье-Мариуполь и Запорожье-Донецк, продолжается поточный средний ремонт на автомобильной дороге М-03 Киев-Харьков-Должанский. Работы продолжаются и должны быть завершены в ближайшее время.
Служба автомобильных дорог Донецкой области сообщает, что до конца года в области будет отремонтировано десять мостов. В Лиманском районе, рядом с селом Брусовка, восстановлен мост через реку Северский Донец. В Велико-Новоселковском районе рядом с селом Константинополь на автодороге Н-15 Запорожье-Донецк завершен капитальный ремонт двух переходных объектов – мост через реку Сухие Ялы и мост через суходол. Продолжаются работы по капитальному ремонту еще шести сооружений.
Мариуполю особое внимание
С 2017 года, после создания Кабинетом Министров Украины новых национальных коридоров, бывшая территориальная дорога Т-08-03 Запорожье-Мариуполь стала составной частью национальной трассы Н-08 Борисполь-Днепр-Запорожье-Мариуполь.
Стоимость ремонтных работ 10,1 км национальной трассы Н-08 по маршруту Запорожье Мариуполь в пределах Донецкой области, по данным Службы автомобильных дорог в Донецкой области, составит 41,8 млн грн. Финансирование работ ведется за счет Государственного бюджета и средств областного бюджета, полученных от «таможенного эксперимента». После выполнения запланированного объема работ на трассе Н-08 произойдет разгрузка транспортного коридора М-14, максимально допустимая масса транспортных средств вырастет до 40 тонн, что соответствует действующим в Евросоюзе нормам.
Как сообщает сайт Службы автомобильных дорог в Донецкой области, продолжительность участка Н-08 в пределах Донецкой области составляет 41,5 км. В 2018 году под поточный средний ремонт попадают 10,1 км, еще 31,4 км вскоре планируется восстановить капитальным ремонтом.
Ремонтные работы ведутся одновременно на двух участках: возле границы с Запорожской областью (6 км) и Мариуполем (4,1 км). В Никопольском районе завершаются работы по укладке выравнивающего слоя асфальтобетонного покрытия из крупнозернистой асфальтобетонной смеси. Верхний слой будет обустроен из щебеночно-мастикового асфальтобетона. Также верхний слой асфальтобетона будет уложен на участке автодороги на въезде в Мариуполь.
Финансирование и контроль по-новому
С 2018 г. Укравтодор отвечает только за ремонт и содержание дорог государственного значения. Средства для ремонта дорог местного значения передаются через Дорожный фонд на места. В 2018 году Правительство передало на местный уровень существенный ресурс– на ремонт местных дорог местная власть получила 11,5 млрд грн. Предполагается, что в 2018 г. эта сумма составит уже 17 млрд. грн. Каждый регион самостоятельно определяет, какие дороги нуждаются в ремонте. Это накладывает на местную власть ответственность за состояние дорог. В Кабмине утверждают, что средства на ремонт дорог на местах есть.
Из новшеств в ремонте дорог 2018 года можно отметить внедрение европейского подхода к развитию сети дорог – дороги строятся по маршрутному принципу и интегрируются с европейскими транспортными сетями.
Также Укравтодор сделал более жесткими требования к подрядчикам – теперь по всем контрактам только средний ремонт и гарантия не менее пяти лет, на капитальный ремонт гарантия не менее десяти лет. За дефекты в пределах гарантий отвечают подрядчики, они же обязаны ликвидировать эти недостатки за собственный счет. Кроме государства в 2018 г. ремонты дорог контролируют независимые эксперты и общественные организации.
Правительство объявило о нулевой толерантности к коррупции и постепенном отказе от ямочного ремонта. А внедрение системы ProZorro позволило проводить все тендеры открыто и на равных условиях для всех участников, что обеспечивает экономию бюджетных средств и качественное выполнение работ.
Александр Олейник