Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту

Как-то мы с моим другом Богданом Чабаном думали над тем, кто мы есть. Звучит смешно, конечно. Говорили о том, тем ли мы занимаемся, почему не уехали куда-то за границу, и почему не пошли в политику, когда нас звали. Могли бы быть сотрудниками какой-то администрации, депутатами, политиками, как наши друзья и подруги по донецкому сопротивлению. А кем мы стали?

Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту, фото-1

Я задумалась о том, что ведь еще лет 5 назад Бодя был начинающим предпринимателем, а я фрилансила графдизайном, зато теперь... На пальцах обеих рук не перечислишь наши идентичности.

Ветеран, ресторатор, партизан, доброволец, собственник бизнеса, активист, герой – это о Богдане, если коротко. А я? Революцонерка, феминистка, правозащитница, арт-менеджерка, колумнистка, директорка арт-платформы, дизайнерка массовых беспорядков. А еще мы оба – дончане, переселенцы, украинцы. У нас открылись столько граней, что одним словом себя обозначить уже не выйдет. И каждая – ценная, и поди пойми, что важнее. Как-то в шутку даже решили сделать себе визиток «эксперт-активист широкого профиля», потому что реальные названия не поместятся на бумажку 9х5 см.

И еще я начала замечать, что так у всех, с кем я общаюсь. Во всех нас что-то поменялось несколько лет назад, у нас стало больше идентичностей – врачи оказываются отличными краеведами, сотрудники завода – прекрасными режиссерами, полицейский организует фестивали, а из фотографов и преподавателей выходят лучшие волонтеры. Мало о ком можно сказать просто – это студентка, а это рабочий. Нас всех стало больше в разы – наших идентичностей. Замечать я это стала именно здесь, в Мариуполе.

Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту, фото-2

Ведь мы с Богданом почему-то не просто остались в Украине,не уехав в красивые сытые страны, не просто променяли выгодные предложения на собственные безумные идеи, но мы еще почему-то поселились в странном городе между морем и заводом, и делаем тут что-то маленькое, но важное. Именно тут мы открыли какое-то место силы. И именно здесь, в Мариуполе, я заметила, что у городов тоже есть идентичности. Тут я открыла для себя неожиданную красоту контрастов, необычные пейзажи, потрясающие локации. Здесь я поняла, что история города – это не скучные сведения из Википедии, а что-то живое и интересное. И что изнанка порой красивее нарядного фасада.

Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту, фото-3

Так тема идентичности городов, как и людей, стала для меня очень важной. И я думаю порой – а что было бы написано на визитке Мариуполя, 9х5 см? Только если писать не шершавым языком корпоративного плаката, а честно. Чем город выглядит со стороны?

Поселение крымских греков. Индустриальный пионер. Родина Куинджи. Город-порт. Металлургический гигант. Морской курорт. Красная точка на карте. Наследие Аллы Горской. Постсоветская провинция. Восточный форпост. Экологическая катастрофа. Город-патриот. Урбанистический феномен. Военная база.

Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту, фото-4

Это все – Мариуполь, его огромный спектр идентичностей, и он далеко не полный. Все это одинаково важное, настоящее и честное. Такой вот замысловатый орнамент смыслов и граней. Амы ведь можем открыть еще что-то, ранее неизвестное, или привнести что-то новое. А может, у нас замылился глаз, и мы упускаем что-то ценное, но попавшее в нашу слепую зону? Я же знаю, как этот город может удивлять.

Мариуполь удивил меня последний раз неделю назад. Мы рассматривали анкеты художников, подавших заявку на арт-резиденцию «З.мист: Идентичность», посвященной – чему бы вы думали? – конечно, идентичностям города.

Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту, фото-5

И сложно было поверить, читая имена и их заявки - лучшие современные художники Украины хотят приехать сюда, чтобы исследовать Мариуполь. В наш город приедет такой звездный состав, чьи работы можно встретить разве что в Пинчук Арт-центре или Арсенале. И приедут не просто, чтобы посмотреть на экзотику прифронтовой провинции: один работает с темой ограничений и хочет помочь людям с инвалидностью, вторая исследует адаптацию детей, потому что сама – мама двух приемных дочек, третий изучает тему клерикализации украинских городов, четвертая хочет снять видеоверсию картин Куинджи…

Диана Берг - об идентичностях Мариуполя: через травму – к росту, фото-6

Почему лучшие художники страны, которых постоянно зовут на резиденции и выставки в Европу, вместо этого выбирают ехать сюда – без гонораров, в плацкартном вагоне, в холодном ноябре, по собственной воле, большинство – впервые? Возможно, по той же причине, что привела сюда меня и моих друзей - наверное, они чувствуют тут какое-то место силы, и наверняка в Мариуполе еще много тайн,феноменов и историй, которые нам еще придется разгадать. Надеюсь, со свежим творческим взглядом со стороны процесс поиска новых смыслов откроет нам что-то новое и покажет наш город с необычного ракурса. И мы вместе – и приезжие художники, и местные жители, и переселенцы, и студенты, и активисты – найдем что-то важное и ценное. И пёстрый узор идентичностей Мариуполя станет объемнее и полнее.

Есть такое понятие в психологии «посттравматический рост». Так бывает, когда после стресса вместо депрессии появляется мотивация и воля к позитивным изменениям в себе и вокруг себя. Многие из нас это прошли сами. Мне кажется, что Мариуполь, со всеми своими контрастными идентичностями, сейчас в фазе посттравматического роста, когда через травму – к развитию. Возможно, постоянный рост, несмотря на стрессы и кризис, и есть самая важная его идентичность.

Мариуполь Берг Mrpl
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии