Реальная децентрализация: не в правительственных отчетах, а на деле

 Реформа децентрализации продолжает оставаться крайне актуальной в Украине. Ведь органам местного самоуправления государство передает не только существенные полномочия, но и определенные бюджеты.

В рамках этой реформы в Украине уже созданы 753 объединенные территориальные громады (ОТГ), в которых проживает 6,5 млн человек (по состоянию на 10.07.2018 г.).

В процесс децентрализации, по данным Минрегиона, вовлечено около 3500 территориальных громад прежнего территориально-административного устройства страны. И, конечно же, надо признать, в целом процесс децентрализации – позитивный и необходимый. Это правильный, симметричный путь сохранения Украины как унитарного государства. Часто децентрализация становится единственным способом преодолеть коррупцию. Максимальная близость власти к людям позволит лучше контролировать власть.

ПРОБЛЕМЫ

Однако, надо быть объективными и так же признать, что в ходе проведения реформы проявляется много недостатков, допускается немало ошибок, как в ее планировании, так и в процессе реализации на местах.

1. Реформа децентрализации затянулась – она длится уже четвертый год. При этом 68% территориальных громад страны до сих пор не вовлечены в процесс и остаются необъединенными. Вдумайтесь, что, когда за рамками реформы пребывают еще 35 млн граждан Украины – тяжело говорить, что эта реформа удалась. В 128 районах еще не создано ни одной ОТГ, а в 209 районах новыми ОТГ покрыто менее 50% территорий (всего в Украине 490 районов).

2. Во многие ОТГ при объединении вошло значительно меньше мелких населенных пунктов, чем изначально ожидалось (усредненный показатель по стране сегодня – 4-5). Поэтому сейчас до 35-50% ОТГ, по информации Минфина, являются неналогоспособными. И ресурсов у таких ОТГ по-прежнему недостаточно.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РЕГИОНОВ В ПАРЛАМЕНТЕ

Даже если представить, что существующие ныне проблемы ликвидированы, можно ли говорить, что только формирование на местах ОТГ – это и есть настоящая децентрализация? Совершенно нет. В Украине, для того чтобы все регионы имели возможность влияния на центральную политику – необходимо создание второй палаты парламента из 50 человек с равным представительством от каждого региона Украины. На этом настаивается партия «Основа».

В мире не редкость унитарные страны, имеющие двухпалатный парламент - для этого государству не обязательно быть федерацией. В верхнюю палату области или делегируют, или выбирают по два-три сенатора. В нижнюю палату - палату депутатов - выбирают все граждане.

Сенат мог бы быть более «спокойным», а палата депутатов - разделена на две или несколько точек зрения, стратегий и тому подобное. То есть государство не колебалось бы вместе с парламентом в направлениях «Восток-Запад».

Считается, что двухпалатная структура парламента получила значительное распространение во многих государствах мира благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам.

Во-первых, возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всех граждан страны особое представительство коллективных интересов населения отдельных крупных регионов либо интересов иных больших групп общества, играющих в нем какую-то важную роль.

Во-вторых, возможности оптимизировать, то есть упорядочить, законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

Нижняя палата создается по пропорциональной системе избрания депутатов от политических партий и их блоков, и ее основной функцией является стратегическое направление развития государства и соответствие этому направлению законодательных актов.

Верхняя палата создается по принципу представительства существующих в обществе интересов территорий. И ее основной функцией является тактическое направление законодательных актов на реализацию общественно значимых интересов общин, а также как механизм противовеса политическом волюнтаризма отдельных политических сил, представленных в нижней палате парламента.

Такая модель двухпалатности, при котором нижняя палата парламента согласовывает и одобряет законодательные акты к рассмотрению, а верхняя палата их рассматривает и принимает, предоставляет эффективной действенности процесса государственного строительства. Это обусловлено тем, что:

наличие нижней палаты не позволяет повредить общественному интересу при принятии новых правил и норм;

верхняя палата направляет их на достижение стратегических целей без ухудшения существующего состояния общества.

В 69 странах мира, среди которых большинство развитых стран, сегодня функционируют двухпалатные парламенты.

БЮДЖЕТЫ ГРОМАД

Необходимо расширить полномочия громад и провести реальную финансовую децентрализацию.

Процесс объединения остается весьма хаотичным и непрогнозируемым во времени, что вынуждает правительство нести расходы по содержанию одновременно двух бюджетных систем – децентрализованной для ОТГ и централизованной для других.

Одной из главных проблем реформы сегодня является разрыв между возросшими полномочиями местных властей и располагаемыми ресурсами для того, чтобы воспользоваться этими полномочиями.

У местных властей, в частности, нет возможности стимулировать приток инвестиций за счет улучшения налогообложения. Прибыль предприятий и налог на недра уходят наверх, а должны были бы оставаться на тех территориях, где они зарабатываются. Степень децентрализации должна быть еще выше. И еще больше полномочий, которые сегодня остаются у Киева – по земельным, налоговым и другим вопросам – должны быть отданы на места.

  Игорь Ошкадеров, руководитель Мариупольской городской организации партии «Основа»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии