В Украине есть четкий план «ТРИ ОСНОВЫ», способный принести мир на Донбасс

Мирный план Сергея Таруты для Донбасса «Три Основы. Легитимность. Безопасность. Доверие», как известно, был предложен Сергеем Тарутой еще два с половиной года назад, на Мюнхенской конференции по безопасности. И сегодня практически все положения этого плана стали предметом переговоров на высшем международном уровне. Так как среди политиков - это практически единственно четко сформулированный и обоснованный Мирный план для Донбасса, мы решили ознакомить наших читателей с его деталями.

Три года мирных переговоров по Донбассу, проводимых в двух форматах - Минском и Нормандском - не только не привели к урегулированию конфликта, но и обострили три главные проблемы:

1. Отсутствие легитимной власти на временно неконтролируемой территории. Самопровозглашенные лидеры самопровозглашенных «народных республик» не признаны ни Украиной, ни мировым сообществом. Жители неконтролируемых территорий не имеют собственных, законно избранных представителей.

2. Не удается обеспечить безопасность, без которой не может быть реализован ни один мирный план ни на линии разграничения, ни на временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей.

3. Потеряно доверие как со стороны жителей временно оккупированных районов Донбасса к нынешней украинской власти, так и со стороны жителей остальной Украины к жителям временно оккупированных территорий.Диалог между этими группами населения почти полностью прерван.

«Участники Минского и Нормандского форматов больше сосредоточены на том, что должно произойти раньше - выборы, амнистия, прекращение огня или передача контроля над границей. При этом они оставляют в стороне три вышеуказанные основы кризиса переговоров», - считает Сергей Тарута.

Кроме этого в последнее время основные усилия направлены скорее на предупреждение ухудшения ситуации или предотвращения эскалации, а не на нахождение комплексного решения.

Что же предлагает План мирного урегулирования «Три основы»? Он предлагает сосредоточиться на следующем:

1. Легитимность

Введение Международной временной администрации (МВА) является основным элементом обеспечения легитимности всего процесса мирного урегулирования. МВА создается в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, действует под эгидой ООН. Она действует на основе согласованного сторонами Венского формата Плана действий и отдельного соглашения с Правительством Украины, перед которым она регулярно отчитывается.

МВА получает с помощью миротворческого контингента ООН контроль над ныне неконтролируемыми территориями Донбасса на основе поэтапного подхода (сначала контроль над линией разграничения, и в конце - над участком сейчас неконтролируемой российско-украинской границы).

Администрация осуществляет административное и социально- экономическое управление этими территориями в течение согласованного переходного периода (2-3 года). Она также отвечает за отбор представителей этих территорий для работы в Конституционном Конвенте (с целью разработки новой Конституции Украины).

2. Безопасность

В мандате Совета Безопасности ООН по учреждению и деятельности МВА в первую очередь должен быть подробно прописан механизм и алгоритм обеспечения безопасности, который должен состоять из трех основных фаз (элементов): сначала обеспечения безопасности с помощью международного миротворческого контингента на линии разграничения, затем на всей временно неконтролируемой территории и наконец на ныне неконтролируемом участке российско-украинской границы.

Вторая задача на начальной стадии - обеспечить безопасность и порядок на пропускных пунктах между временно оккупированными районами Донбасса и основной территорией Украины. Эту миссию по соглашению сторон могут взять на себя вооруженные полицейские силы ООН.

3. Доверие

Поскольку власть Украины признает легитимность МВА, то она временно передает ей полномочия и инструменты для обеспечения реинтеграции жителей временно оккупированных районов Донбасса в единое правовое, экономическое и гуманитарное пространство Украины. Для этого в ее распоряжение передаются все соответствующие бюджеты, в том числе на образование, медицину и пенсионное обеспечение.

МВА также получает право распоряжаться всеми средствами, которые будут направляться международными донорами на восстановление Донбасса или в качестве гуманитарной помощи.

Отдельной задачей МВА должно стать обеспечение процесса возвращения переселенцев, то есть тех, кто оставил эти территории после оккупации. При этом основной частью этой задачи станет реинтеграция этих переселенцев, включая восстановление ними прав на утраченную собственность в оккупированных районах. Указанные меры позволят запустить процесс восстановления доверия и диалога как между жителями временно оккупированных районов Донбасса и остальной Украины, так и между представителями власти разделенных сегодня территорий.

Важной составляющей первоочередных мер должно стать решение экологических проблем.

Для реализации Мирного плана для Донбасса «Три Основы»необходимо создать и задействовать Венский формат - переговорный формат высокого уровня в Вене, направленный на совершенствование Нормандского формата и на основе Минских договоренностей. Он должен быть создан из представителей Украины, США, России, ФРГ и Франции при участии Генерального Секретаря ОБСЕ.

«Мое предложение – международная временная администрация. Мы также можем усилить переговорный процесс. Минск пускай остается Минском. Нам нужен новый формат спецпредставителей, чтобы была не только Америка и Россия, но был спецпредставителей Германии, Франции, Совета Европы, ОБСЕ и Австрии, потому что канцлер Австрии хорошо разбирается в теме. Эта группа должна быть постоянно действующая, а не встречи Курт Волкера раз в полгода. Так проблемы не решаются. Там жизнь каждого человека идет на дни. Поэтому нам нужно выработать новую форму переговорного процесса в Вене», - обосновывает «Венский формат» Сергей Тарута.

В Украине есть четкий план «ТРИ ОСНОВЫ», способный принести мир на Донбасс, фото-1
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии