Мы должны вернуть голос простому человеку

За все годы государственности Украины власть практически лишала права голоса простого гражданина. Да, на выборах мы можем избирать политиков. Но после их избрания, мы совершенно не имеем возможности повлиять на качество принимаемых ими решений. Все это породило глобальную политическую коррупцию и фактическое «разложение» власти.

В любом развитом западном государстве — ситуация совершенно иная. Любой дееспособный гражданин государства может вли я ть на власть. Для этого есть ряд законных методов, которые «как воздух нужны» и Украине.

1.Дать возможность для граждан принимать решения на Референдуме. 

В Европе ни для когоне является новостью, что все судьбоносные решения внутренней и внешней политики должны решаться только на общенациональном референдуме.

В Украине уже есть опыт проведения референдумов:

- 1991 год - референдум о подтверждении Акта провозглашения независимости Украины, когда проголосовало «за» независимость 28, 8 млн человек (90% от всех голосующих);

- 2000 год – референдум о досрочном прекращении полномочий ВР, ограничении депутатской неприкосновенности, сокращении численности ВР до 300 депутатов, о создании двухпалатного парламента. К сожалению, второй референдум не был реализован, так как в Верховной Раде не нашлось 300 голосов для утверждения результатов референдума, хотя все пункты получили поддержку большинства.

Сейчас законно провести в Украине референдум – невозможно. Для этого нет Закона. В 2012 году соответствующий нормативный акт был принят, но отменен решением Конституционного Суда.

Для чего нужен референдум в Украине? Для того, чтобы обычный украинец мог высказать своем мнение по стратегическим направлениям развития нашей страны. Надо нам НАТО или нет. Вступать в ЕС или нет. Какой язык должен стать государственным, а какой официальным и т.д. Но вот еще одно важнейшее направление - для реализации многих новаций, для перезагрузки всех сфер жизни общества и экономики,Украине нужен Новый общественный договор. Его положения должны быть закреплены в новой, Народной Конституции Украины.Но если ее опять напишут и примут в парламенте, будет ли этот Основной Закон - НАРОДНЫМ?

Хочу напомнить, что именно Сергей Тарута является соавтором законопроекта №3781 «О процедуре подготовки новой Конституции Украины», который определяетпроцедуру подготовки проекта новой Конституции Украины. Разрабатывать её должно Конституционное Собрание с представителями от всех территориальных громад и моральных авторитетов. Разработанный проект должен пройти всенародное обсуждение, после чего должен быть принят на всеукраинском референдуме. Только всенародно принятая Конституция, в основе которой лежит новый общественный договор, может стать фундаментом государства Украина и вернуть утраченные страной за прошедшие годы позиции. Народная Конституция должна чётко разграничивать функции ветвей власти. И в ней должно быть чётко прописано, за что отвечает президент, а что ему не позволено делать.

2.Должности глав местных администраций, местных судей, руководителей местных органов правопорядка сделать выборными с возможностью их отзыва по инициативе громады.

В 2016 году в Украине стартовала судебная реформа. В ней есть системные недостатки:

     1. Процедура обновления Верховного Суда выгодна Президенту.

     2. Не выписан как следует статус прокуратуры.

    3. Еще одно проявление зависимости судейского корпуса от Президента – это то, что, хотя, Высший совет правосудия назначает судей, но удостоверения им подписывает Президент.

Поэтому назначение местных судей на местах – в громадах,может уравновесить стремление наших Президентов управлять судами. Ведь послушный суд — это уже не суд. В Европе такой метод формирования судейского корпуса использует Швейцария. Кроме Швейцарии, практика избрания судей применяется в США и Японии - в странах, где одни из наилучших судебных систем мира.

3. Институт губернаторов, назначаемых Президентом – упразднить.

Партия «Основа» выступает за то, что институт губернаторства в его нынешнем виде надо упразднить. Мы поддерживаем реальную децентрализацию, чтобы все полномочия по управлению регионом и средства на их выполнение оставались у территориальных громад, а не выпрашивались у киевских чиновников.

4.Неприкосновенность со всех депутатов – снять.

Действующей коалиции никто не мешал снять депутатскую неприкосновенность еще 4 года назад. Именно это они обещали, идя на прошлые выборы. Пункт о снятии депутатской неприкосновенности указан в преамбуле коалиционного соглашения «Европейская Украина» 2014 года. Однако власть только говорит об этом, но ничего не делает.

Но если уж снимать неприкосновенность, то не только с депутатов, а и с Президента тоже.

***

Резюмируя: если начать реализовывать вышеперечисленные 4 компонента – право голоса и возможность влиять на ситуацию в стране появится у нас всех, простых граждан. Мы, наконец, прекратим практику монополии власти одним политиком и партией после каждых выборов. Нас перестанет шарахать из одного вектора в другой, потому что при принятии любого стратегического решения, власть обязана будет спросить мнение граждан. А если этого не сделает – ее не спасет «щит неприкосновенности», которым сейчас прикрываются все депутаты.

Игорь Ошкадеров, руководитель Мариупольской городской организации партии «Основа»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии