Тарута: только полная перезагрузка власти спасет Украину от развала
Чем ближе выборы – тем сильнее турбулентность политической системы страны. Политики рисуют собственные сценарии развития Украины и предлагают проекты, как спасти страну. Прогноз, который дает народный депутат Сергей Тарута - один из самых пугающих: полный развал Украины в случае, если не перезагрузить власть и не предпринять экстраординарные шаги по спасению экономики.
Об обоснованности такой версии и сценариях, как избежать трагического исходы, мы говорили с Сергеем Тарутой во время его последнего визита в Мариуполь.
- Если смотреть на макроэкономические показатели, то становится очевидно: при сохранении существующих трендов Украину ждет крах, и через 3-4 года страна распадется. Она экономически не сможет себя прокормить, и тогда пойдут большие турбулентности. Это очень реальный сценарий, если не будет перезагрузки системы власти.
- Реализация стратегии, разработанной вашей партией, - это выход? Вы написали в Фейсбуке, что презентовали ее в США. Какова была реакция?
- Там такого не ожидали. Все, кто приезжал в Штаты до меня, обливали грязью своих коллег из Украины, свое правительство, своего президента. А мы приехали со стратегией, с видением того, какой мы хотим видеть свою страну. Эта стратегия написана не популистами, а профессионалами: учеными, экономистами, политологами, с вовлечением огромного количества людей. Никогда еще в Украине не применялся такой подход. И для американцев было удивительно это увидеть.
Мой основной посыл американскому экспертному сообществу, а через него и власти – те кредиты, которые вы даете Украине, губительны. Они консервируют существующую неэффективную систему управления страной. Я сейчас не о фамилиях – я о самой структуре организации власти. Она не соответствует тем стандартам, которые позволят Украине быстро развиваться.
Кредиты – это убийство страны. Ведь это не дешевые кредиты, а очень дорогие – 7-8%. Чтобы с ними расплатиться, Украине нужно 130 млрд грн. в год платить только по процентам, не говоря о теле кредита. Нет ни одной модели развития, которая бы позволила это сделать. Украина реально живет на игле зависимости от кредитных денег. Кредиторы видят это и вынуждают руководство нашей страны принимать решения, чтобы отнять деньги у народа и ими расплатиться по кредитам. Это не потому, что кредиторы плохие. Это оттого, что они хотят сократить свои риски и не потерять деньги. Но дело в том, что макросоциальная дестабилизация намного хуже, чем макрофинансовая.
Нельзя брать такие кредиты. Процентов 15-20 этих денег разворовываются, а часть средств идет на пополнение резервов и расчеты по старым долгам. Старые, более дешевые, долги Украина погашает за счет новых, более дорогих. Нам нужны не кредиты, нам нужны инвестиции. Кредиты только отодвигают принятие важного решения о полной трансформации страны. Если мы не будем наращивать ВВП с темпом не менее 10% в год, у страны нет будущего. Здесь останутся пенсионеры, а профессиональные кадры отсюда все съедут. Это реакция на плохую жизнь. Дестабилизация политическая, криминогенная обстановка, проблемы безопасности и риски по образованию, здравоохранению. Это все догоняет нас. Украине нужно вырваться из этого, и есть только один способ – резкий экономический рывок, не менее 10% в год.
- Вы говорите: не брать кредиты, искать инвесторов. Ну так правительство говорит, что ищет, а инвесторы не идут в Украину. Где их искать?
- Нужно создавать такие условия для инвесторов, чтобы им выгодно было приходить в Украину. Война точно не мешает инвестору. Что мешает, так это факторы абсолютной зависимости от чиновников и силовиков. Для бизнеса нужна доходность, стабильность и защищенность. Если эти три фактора обеспечиваются – тогда инвесторы идут. В Украине доходность бизнеса большая, значит, привлекательность есть. Но – нестабильная политическая система, огромная коррупция налоговой системы и силовых структур, криминал, нет никакой защищенности со стороны судов. Известны факты, когда у иностранцев отбирали бизнес, кредиты через суд аннулировали, собственность у иностранцев отбирали. Естественно, сюда не придут инвесторы.
Нужно изменить структуру управления. Бизнес не должен зависеть от чиновника, который распределяет ресурсы и создает монополии. Не должно быть монополий. Не должно быть влияния чиновников на бизнес-процессы. Надо значительно уменьшить налоги, потому что у всех наших соседей меньше налоговая база, чем у нас, зачем им в таких условиях идти в Украину. Надо за счет рынка, за счет новых производств и модернизации страны наращивать доходы людей. Все бизнес-процессы должны регулироваться автоматически, регуляторные органы надо полностью убирать. И европейская практика здесь очень важна, когда вводится жесткая уголовная ответственность менеджмента, генерального проектировщика и генерального подрядчика за нарушения. Например, когда человек погибает на дороге, виновные в аварии должны нести колоссальную ответственность. Где-то человек погибает на работе – предприятие, не обеспечившее безопасность, должно заплатить огромные штрафы. Когда ущерб здоровью человека будет оплачиваться огромными, разорительными для нарушителя штрафами, тогда и бизнес, и государство будут иначе относиться к обеспечению безопасности.
Вот тогда мы в Украине сможем действительно добиться того, что человек – наивысшая ценность. И вот тогда придет инвестор, для которого будет создан инвестиционный климат через законодательство, реформу налоговой системы, через регуляторную часть. И тогда среди инвесторов начнется драка, кто зайдет сюда первым. Так это работает во всем мире.
- Ну, понимание этого есть и сейчас. Но что-то не очень получается с реализацией.
- За 2-3 года можно переформатировать систему. Вон в Беларуси в айтишных кластерах, например, применяется только английское право. Лукашенко создает айтишный анклав, оазис в стране, потому и сказал своим чиновникам: не лезьте. Он понимает, что IT – это та отрасль, которая сможет обеспечить независимое от России развитие страны. В Казахстане суд создали, состоящий из англичан. У нас власть на такие шаги решиться не может, потому что она идет в парламент не за тем, чтобы реформировать, а чтобы иметь возможность вручную управлять. А люди, к сожалению, на выборах помогают аферистам идти во власть. И они приходят, чтобы зарабатывать огромные деньги, отбирая их у людей. Единицы идут в парламент, чтобы изменять страну. Кроме того, если ты не ресурсный, то даже с самыми лучшими побуждениями не сломаешь систему.
- Как бы вы оценили эффективность последней рабочей сессии ВР?
- Важна не моя оценка, а то, как оценивают люди. А люди работу парламента оценивают очень плохо. Депутаты не справляются со своей задачей – делать жизнь украинцев лучше. Люди озлоблены в отношении власти и всех политиков.
Конечно, что-то делается, что-то изменяется, но люди этих перемен не чувствуют. Власть не служит интересам государства.
Переселенцам не помогли, пенсию до человеческого уровня не подняли. Если не поднять зарплату до 1000 долларов, в этой стране никого не останется, кроме пенсионеров. А это значит, у Украины не будет будущего. Это то, к чему приводит эта власть.
- Обнищание - в том числе и следствие высоких тарифов. По вашему мнению, есть ли экономические предпосылки для повышения цены на газ?
Нынешнее правительство - заложник ситуации. Попав в задолженность от кредитов, они вынуждены считаться с требованиями МВФ. Международный валютный фонд требует рыночных цен на газ. Но ведь в Украине как не было газового рынка, так и нет, как нефтегазовые корпорации воровали, так и воруют.
Украина колоссально богатая по ресурсам страна. И для того, чтобы опускать цены – для этого есть все предпосылки: надо вводить конкуренцию, нужно много игроков на газовом рынке. Как в США – они борются за клиентов и снижают цены. Когда у нас один Нафтогаз, и он в ручном режиме определяет цену – тогда, конечно, о каком понижении цены идет речь?
Американские компании имеют самые лучшие технологии. Они говорят: дайте нам хотя бы законсервированные скважины, и мы начнем добывать газ оттуда. Но Украина не дает. Потому что в Украине ручное управление, и это многим выгодно.
Себестоимость украинского газа на сегодня, я думаю, максимум 50 долларов. Остальное государство забирает, а потом в виде субсидии дает. Справедливо ли это? Нет, не справедливо.
- Недавно в Мариуполе состоялся открытый диалог по проблемам экологии, в котором участвовали и директора мариупольских меткомбинатов. Они сетовали, что нардепы от Мариуполя не делают в вопросах экологии то, что должны были бы – не инициируют, например, создание государственной программы по переработке шлаков. Их упреки справедливы? Что депутат ВР может сделать, чтобы экология в Мариуполе стала лучше?
- Депутат один ничего не может. У меня много законопроектов в ВР зарегистрировано. Но они даже в комитете не рассматриваются. Гендиректора делают, на мой взгляд, неправильные акценты. Мое мнение: для заводов необходима полная модернизация, инновационная, которая есть во всем мире. В австрийском Линце завод стоит в центре города – никаких шлаков, никаких градирен, все, что выбрасывается, утилизируется, пылевидное - улавливается. И в отношении шлаков – строительная индустрия всё поглощает за счет развития страны. Не может быть государственной программы, если страна не развивается и ничего не строит. Поэтому нужно думать о комплексной стратегии развития Украины. Заработает Украина - решатся и вопросы утилизации отходов, и все другие проблемы.