• Главная
  • Пропаганда, война и футбол: как РФ заставляет играть по ее правилам (на примере Мариуполя), и что с пропагандой делают в ЕС
09:03, 14 июня 2018 г.

Пропаганда, война и футбол: как РФ заставляет играть по ее правилам (на примере Мариуполя), и что с пропагандой делают в ЕС

Пропаганда, война и футбол: как РФ заставляет играть по ее правилам (на примере Мариуполя), и что с пропагандой делают в ЕС

Всякий раз, когда на востоке Украины обостряется ситуация на фронте, или в расследовании о сбитом Боинге МН17 открываются новые факты, или в Сирии травят химоружием детей, в России происходит резкое обострение пропагандистских выбросов.

Принципы работы российских пропагандистов не меняются с 2014-го года. Немного правды разбавляют откровенными домыслами, и для убедительности ссылаются на достоверный источник. Мол, это же не мы, это вон украинские (английские, сирийские и т.д.) журналисты всё пишут.

Например, в 2014-м году, когда поселок Павлополь под Мариуполем был еще серой зоной, куда попеременно заходили то украинские военные, то российские наемники, кто-то начал мародёрить в оставленных домах местных жителей. Мародеры приходили в село в военной форме и всем рассказывали, что они азовцы. Один из пострадавших обратился за помощью и защитой непосредственно в полк «Азов», о чем и сообщил сайт 0629.

Пропаганда, война и футбол: как РФ заставляет играть по ее правилам (на примере Мариуполя), и что с пропагандой делают в ЕС, фото-1

Однако практически сразу же в пропагандистских СМИ РФ вышло сообщение о том, что именно азовцы грабят жителей Павлополя – со ссылкой на 0629. И сайту пришлось развенчивать фейковую новость.

Пропаганда, война и футбол: как РФ заставляет играть по ее правилам (на примере Мариуполя), и что с пропагандой делают в ЕС, фото-2

Это фейк-ньюз четырехлетней давности. А вот уже совсем свежий пример. Недавний обстрел Талаковки. На пресс-конференции мэра Мариуполя Вадима Бойченко попросили прокомментировать ситуацию в поселке. И мэр сказал, что был совершен вражеский обстрел. Враг работал с наводчиком, который находился в Талаковке. Все попадания пришлись по позициям морпехов, дома мирных жителей не пострадали. Комментарий по факту – и ничего более. Далее Бойченко говорил о том, как в Мариуполе научились быстро разминировать неразорвавшиеся снаряды, про опыт Хорватии говорил. Без личных оценок. Но уже на следующий день в пропагандистских ресурсах на оккупированных территориях выходит новость «Мэр Мариуполя похвалил артиллеристов ДНР за точность».

Естественно, что никого Бойченко не хвалил. Однако кому это интересно? Негативное отношение части горожан к персоне городского головы затуманивает способность трезво и объективно оценивать информацию. И вот результат: сообщения о «мэре-предателе» в социальных сетях разгоняли не российские пропагандисты, а украинские патриоты, безосновательно доверившись пропаганде врага, а не собственным глазам и ушам.

Так работала пропаганда четыре года назад, так она работает сейчас. И усилия украинцев противопоставить что-либо этому потоку дезинформации и перекрученных фактов оказываются малоэффективными.

Тем не менее, в Европе по-прежнему уверены, что с помощью развенчивания мифов справиться с пропагандой можно.

Именно поэтому на запрос Европейского Совета о более активной позиции ЕС в борьбе с российской дезинформацией была создана оперативная группа East StratCom при Европейской группе внешних связей в Брюсселе.

Пропаганда, война и футбол: как РФ заставляет играть по ее правилам (на примере Мариуполя), и что с пропагандой делают в ЕС, фото-5

Нам удалось познакомиться с членами этой группы и расспросить их о том, чем занимаются и считают ли они свою работу эффективной.

East StratCom – это всего лишь 9 сотрудников, среди которых журналисты, политологи, филологи, аналитики. Они сегодня пытаются делать то, что Украина начала делать еще в конце 2014-го, создавая онлайн-ресурсы по развенчанию мифов и фейков. Однако в Европе создание такой организации, как СтратКом,  называют прорывом.

«Некоторые считают, что развенчание мифов и фейков не работает, но мы считаем, что работает. Это такая интеллектуальная битва – положить на лопатки противника, играя строго по правилам, в то время как сам соперник не признает никаких правил», - говорят в СтратКоме.

Они не скрывают, что откровенно «троллят» в некоторых вещах Россию и ее пропагандистов. Хорошо воспитанную и очень правильную Европу часто такие острые выпады в адрес Кремля шокируют. Как рассказали в СтратКоме, в европейских институциях до сих пор есть некоторое противодействие работе комитета. Тем не менее, команда продолжает делать свое дело.

Они распространяют свои «стоп-фейки» не только на английском и немецком, но также и на русском языке. Для страткомовцев важно, чтобы объективную информацию получали не только граждане ЕС, но и граждане РФ. Хотя признаются, что примерно 50% трафика на их отчеты приходит из Украины.

Комитет выпускает два продукта: еженедельный обзор дезинформации, запущенной российскими медиа, и дайджест дезинформации, в котором, наоборот, говорится о том, как в России воспринимают события, происходящие в мире.

Стилистика изложения довольно едкая. Например, страткомовцы высмеяли российских чиновников, которые не знают английского языка. Во время последнего доклада следственной группы по МН17 следователь заявил, что была точно определена маркировка ракеты, сбившей Боинг. И эта маркировка говорит о владельце ракеты так же много, как отпечатки пальцев. Однако российский чиновники воспользовались ошибочным переводом и стали громко заявлять, что отпечатки пальцев на ракете идентифицировать нельзя. Позже они удалили свои комментарии.

Накануне ЧМ по футболу, который сегодня начался в России, в East StratCom разработали специальную инструкцию: как вести себя иностранному журналисту в РФ. Эксперты заранее предупредили, какие пропагандистские вбросы начал делать Кремль, чтобы легитимизировать чемпионат на своей территории. Всего их пять, но самый главный месседж, по утверждению East StratCom, который запустили пропагандистские медиа в РФ, - «спорт не должен быть связан с политикой».

Вам это заявление ничего не напоминает?

Напомним, вчера в комментарии 0629 глава департамента развития спорта Мариупольского городского совета Алексей Казанцев заявил, что «вокруг этого вопроса (ЧМ-2018 в России – прим.ред.) много спекуляций в политической плоскости. Городская власть не будет ни препятствовать, ни помогать этому. Мы за футбол».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Объявления
live comments feed...