Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе
Без рекламы вдоль дорог и в исторической части города, без панелей, уродующих фасады. Никаких тебе магазинов сумок посреди тротуара, и пивных киосков – там же. В Гданьске невозможно построить частный особняк посреди городского парка, как это сделал бывший президент «Азовмаша» Савчук, или получить землю под детский центр, а вместо этого построить банк, как произошло в Мариуполе на месте кафе «Балу». Почему правила работают в Гданьске и не работают в Мариуполе? Давайте разбираться
По закону или мимо него
«Просторова политика» - так называется документ, который определяет стратегию развития городского пространства в Гданьске. Это не юридический документ, а лишь программа. Но очень важная программа, на которой базируются все остальные принимаемые в Гданьске нормативные акты.
На основе «просторовой политики» бюро развития Гданьска разрабатывает ряд документов, которые уже имеют юридический статус и обязательны к выполнению. На их основе выдаются разрешения на те или иные строительные работы.
Система работает так. Вы хотите что-то построить в каком-то месте. Подаете заявку. Бюро развития Гданьска изучает все строительные документы, сверяет со стратегией.
«Если все согласуется с планом местного развития, я не имею права не давать разрешения на строительство», - поясняет Петр Ковальчук, зам. президента Гданьска по вопросам пространственной политики.
Лазейки для коррупции здесь нет, потому что любой предприниматель, если ему отказали безосновательно, моментально обратится в независимый суд и все равно получит разрешение.
В Мариуполе тоже есть генеральный план развития города.
Старый, неактуальный, требующий обновления, но есть. А еще не так давно был разработан план зонирования городских земель, от которого зависит не только целевое назначение земельных участков в Мариуполе, но и стоимость аренды.
Казалось бы, все то же самое. Но – не работает. А всё потому, что, в отличие от Гданьска, мариупольские депутаты наделены полномочиями принимать решения, противоречащие зональному и генеральному планам (в Гданьске это невозможно). То есть, если нельзя, но есть возможность договориться, то можно проголосовать что угодно. Именно так, с молчаливого одобрения народных избранников, и происходят в Мариуполе странные странности с выделением земли и разрешениями на застройку.
Реклама – больной вопрос
Размещение рекламы оказалось таким же больным вопросом в Гданьске, как и в Мариуполе. Местные активисты, по словам Петра Ковальчука, не довольны тем, сколько рекламы в городе и в каких местах ее расставляют. (Это они просто в Мариуполе не были, где билборды буквально нависают над центральными проспектами, отвлекая водителей от дороги).
С точки зрения мариупольца, в Гданьске ситуация просто идеальная.
Вот так, например, выглядит социальная реклама. На этих маленьких щитках, прикрепленных к фонарям, размещаются анонсы культурных событий. Билбордов в старой части города нет. В новых застройках они стоят одиноко на пустых, незастроенных местах, в нескольких метрах от дороги.
Рекламные баннеры используют, но главным образом, на временных заборах возле строек, стенах производственных цехов.
Посмотрите на эти редкие ситилайты. Чтобы найти их, нам пришлось 40 минут бродить по городу.
Пан Ковальчук говорит, что таких результатов удалось добиться благодаря принятому депутатами Гданьска в 2015 году постановлению.
«К большому сожалению, наше законодательство дает очень большую свободу тем, кто хочет разместить что-то на своем доме или торговом объекте. Поэтому вопросы рекламы трудно регулировать. Мы приняли на сессии постановление, регулирующее правила размещения рекламного ландшафта. Оно дает возможность очень конкретно определять, в каком месте можно размещать рекламу, ее размеры, систему штрафов за нарушение правил и пр. На основе постановления были разработаны положения. Сессия все утвердила. Но в настоящее время воеводство оспорило в суде это постановление. И сейчас его действие приостановлено», - пояснил Петр Ковальчук.
Так что и в Европе бизнес пытается отвоевать для себя свободное пространство, игнорируя общественный интерес.
Но в Мариуполе ситуация все-таки намного хуже. Два десятка лет вопрос с рекламой доводился до абсурда. Полная вакханалия. Что можно говорить, если самые большие и самые уродливые билборды, нависающие над проспектом Мира, были установлены фирмой, которую связывали с бывшим мэром Юрием Хотлубеем. Вопрос размещения рекламы решался не правилами, а деньгами.
Сегодня городским властям не удается переломить эту систему. Еще в декабре 2017 года городской совет принял положение о наружной рекламе. Власти пообещали убрать из центра города все билборды площадью 18 и более кв. м. Но прошло уже полтора года, а центральный проспект ничуть не изменился. У владельцев билбордов есть все разрешительные документы, и просто так снести чужую собственность не получается.
Ревитализация
Но Бюро развития Гданьска занимается не только выдачей разрешений. Они реализуют и инфраструктурные проекты под общим названием «ревитализация» (от латинского, возвращение к жизни).
Эксперты бюро берут в разработку какой-то неблагополучный, криминальный район города и комплексно решают там как социальные, так и технические задачи.
К техническим относится модернизация всех коммуникаций, реконструкция зданий, строительство зон отдыха, креативных зон. Как отмечает пан Ковальчук, оказалось, что замена подземных коммуникаций, влечет за собой и внешние перемены.
Пример успешной ревитализации – район Дольнэ Място. Это старинный район в центральной части города. Казалось бы, такая удобная локация, но не тут-то было. Дольнэ Място стало рассадником криминальных структур, там проживали нищеброды и алкоголики, а люди порядочные массово оттуда выезжали.
Власти Гданьска начали традиционно с коммуникаций и общего благоустройства. Но затем стали вовлекать общественность к решению многих вопросов, проводить здесь культурные мероприятия. В этом районе оставалось очень много одиноких пожилых людей, которым не к кому было обратиться за помощью. И здесь внедрили для них систему связи между соседями. Открыли центры помощи людям, страдающим алкоголизмом, побороли преступность…
Сегодня Дольнэ Място – один из престижных районов Гданьска. Здесь резко подорожала недвижимость, сюда стали возвращаться те, кто раньше уехал.
Мы отправились в Дольэ Място, чтобы своими глазами посмотреть, что там есть сейчас, и расспросить местных жителей, что они думают про ревитализацию.
Как ревитализация могла бы сработать в Мариуполе
Анонсируя этот материал, мы опрометчиво пообещали показать, как работает ревитализация, на примере Верхних Аджахов. Побродив по этой местности с фотоаппаратом, мы отчетливо поняли, что модернизировать район, который находится в паре километров от заводских труб, да еще и на склоне оврага, бессмысленно.
Самое правильное что могли бы сделать городские власти с Верхними Аджахами, это расселить людей, весь этот шанхай снести, а на склонах высадить лесополосу.
Другое дело – улица Торговая в Мариуполе. Одна из старейших в городе. Находится в самом центре Мариуполя, пересекая центральный проспект города – пр. Мира, начинаясь от тупика в районе Верхних Аджахов.
В 19 веке мариупольская Торговая была центром коммерческой жизни. Здесь покупали дома самые богатые купцы. Некоторые – по нескольку домов. Здесь, к слову, приобрел свой городской дом и митрополит Игнатий.
По Торговой можно было бродить часами – как сейчас мы гуляем по торговым центрам вроде «Порт Сити». Здесь были и харчевни, ресторации, и множество торговых лавок с самыми разнообразными товарами, гостиница. Жить здесь было престижно.
Сейчас эта улица находится в ужасающем состоянии. Часть старинных купеческих домов 19 – начала 20 века полуразрушены. Тротуары разбиты.
Жилые дома по ул. Торговой стоят дешево – никто не хочет здесь жить. А бизнес развивает в основном складские помещения и не содержит в порядке прилегающую к нему территорию.
А ведь все здесь могло бы быть по-другому. Улицу Торговую можно было бы превратить в визитную карточку города. Представьте – воссоздаем купеческий район. Реставрирует старинные здания и въездные арки, сносим уродливые заборы.
Разбиваем сквер на пустыре за остановочным павильоном с креативной площадкой для проведения событий. Меняем коммуникации. Спиливаем старые тополя и высаживаем декоративные липы, например, цветники вдоль проезжей части дороги, парковочные карманы. Пешеходную часть мостим плиткой, имитирующей брусчатку. Можно было бы вместе с внешним видом вернуть Торговой и ее исконное предназначение – торговать. Улица могла бы стать самым современным торговым центром, только размещенным не в металлической коробке, а в одноэтажных купеческих домах. Предложить выгодные условия для местных предпринимателей и открыть здесь лавки местных сыроваров, которых становится все больше в городе, рыбные, медовые, художественные лавки. Привлечь известные торговые марки. Организовать несколько интересных событий, чтобы открыть для горожан возможности обновленной улицы.
Может быть, ревитализация возможна и у нас?
Матеріали публікуються в рамках проекту«Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримкиАгентства США з міжнародного розвитку (USAID)таМіністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора(ів).