• Головна
  • Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе
Спецпроект
08:00, 29 квітня 2018 р.
Надійне джерело

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе

Спецпроект
Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе

Без рекламы вдоль дорог и в исторической части города, без панелей, уродующих фасады. Никаких тебе магазинов сумок посреди тротуара, и пивных киосков – там же. В Гданьске невозможно построить частный особняк посреди городского парка, как это сделал бывший президент «Азовмаша» Савчук, или получить землю под детский центр, а вместо этого построить банк, как произошло в Мариуполе на месте кафе «Балу». Почему правила работают в Гданьске и не работают в Мариуполе? Давайте разбираться

По закону или мимо него

«Просторова политика» - так называется документ, который определяет стратегию развития городского пространства в Гданьске. Это не юридический документ, а лишь программа. Но очень важная программа, на которой базируются все остальные принимаемые в Гданьске нормативные акты.

На основе «просторовой политики» бюро развития Гданьска разрабатывает ряд документов, которые уже имеют юридический статус и обязательны к выполнению. На их основе выдаются разрешения на те или иные строительные работы.

Система работает так. Вы хотите что-то построить в каком-то месте. Подаете заявку. Бюро развития Гданьска изучает все строительные документы, сверяет со стратегией.

«Если все согласуется с планом местного развития, я не имею права не давать разрешения на строительство», - поясняет Петр Ковальчук, зам. президента Гданьска по вопросам пространственной политики.

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-1

Лазейки для коррупции здесь нет, потому что любой предприниматель, если ему отказали безосновательно, моментально обратится в независимый суд и все равно получит разрешение.

В Мариуполе тоже есть генеральный план развития города.

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-2

Старый, неактуальный, требующий обновления, но есть. А еще не так давно был разработан план зонирования городских земель, от которого зависит не только целевое назначение земельных участков в Мариуполе, но и стоимость аренды.

Казалось бы, все то же самое. Но – не работает. А всё потому, что, в отличие от Гданьска, мариупольские депутаты наделены полномочиями принимать решения, противоречащие зональному и генеральному планам (в Гданьске это невозможно). То есть, если нельзя, но есть возможность договориться, то можно проголосовать что угодно. Именно так, с молчаливого одобрения народных избранников, и происходят в Мариуполе странные странности с выделением земли и разрешениями на застройку.

Реклама – больной вопрос

Размещение рекламы оказалось таким же больным вопросом в Гданьске, как и в Мариуполе. Местные активисты, по словам Петра Ковальчука, не довольны тем, сколько рекламы в городе и в каких местах ее расставляют. (Это они просто в Мариуполе не были, где билборды буквально нависают над центральными проспектами, отвлекая водителей от дороги).

С точки зрения мариупольца, в Гданьске ситуация просто идеальная.

Вот так, например, выглядит социальная реклама. На этих маленьких щитках, прикрепленных к фонарям, размещаются анонсы культурных событий. Билбордов в старой части города нет. В новых застройках они стоят одиноко на пустых, незастроенных местах, в нескольких метрах от дороги.

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-3

Рекламные баннеры используют, но главным образом, на временных заборах возле строек, стенах производственных цехов.

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-4

Посмотрите на эти редкие ситилайты. Чтобы найти их, нам пришлось 40 минут бродить по городу.

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-5

Пан Ковальчук говорит, что таких результатов удалось добиться благодаря принятому депутатами Гданьска в 2015 году постановлению.

«К большому сожалению, наше законодательство дает очень большую свободу тем, кто хочет разместить что-то на своем доме или торговом объекте. Поэтому вопросы рекламы трудно регулировать. Мы приняли на сессии постановление, регулирующее правила размещения рекламного ландшафта. Оно дает возможность очень конкретно определять, в каком месте можно размещать рекламу, ее размеры, систему штрафов за нарушение правил и пр. На основе постановления были разработаны положения. Сессия все утвердила. Но в настоящее время воеводство оспорило в суде это постановление. И сейчас его действие приостановлено», - пояснил Петр Ковальчук.

Так что и в Европе бизнес пытается отвоевать для себя свободное пространство, игнорируя общественный интерес.

Но в Мариуполе ситуация все-таки намного хуже. Два десятка лет вопрос с рекламой доводился до абсурда. Полная вакханалия. Что можно говорить, если самые большие и самые уродливые билборды, нависающие над проспектом Мира, были установлены фирмой, которую связывали с бывшим мэром Юрием Хотлубеем. Вопрос размещения рекламы решался не правилами, а деньгами.

Сегодня городским властям не удается переломить эту систему. Еще в декабре 2017 года городской совет принял положение о наружной рекламе. Власти пообещали убрать из центра города все билборды площадью 18 и более кв. м. Но прошло уже полтора года, а центральный проспект ничуть не изменился. У владельцев билбордов есть все разрешительные документы, и просто так снести чужую собственность не получается.

Ревитализация

Но Бюро развития Гданьска занимается не только выдачей разрешений. Они реализуют и инфраструктурные проекты под общим названием «ревитализация» (от латинского, возвращение к жизни).

Эксперты бюро берут в разработку какой-то неблагополучный, криминальный район города и комплексно решают там как социальные, так и технические задачи.

К техническим относится модернизация всех коммуникаций, реконструкция зданий, строительство зон отдыха, креативных зон. Как отмечает пан Ковальчук, оказалось, что замена подземных коммуникаций, влечет за собой и внешние перемены.

Пример успешной ревитализации – район Дольнэ Място. Это старинный район в центральной части города. Казалось бы, такая удобная локация, но не тут-то было. Дольнэ Място стало рассадником криминальных структур, там проживали нищеброды и алкоголики, а люди порядочные массово оттуда выезжали.

Власти Гданьска начали традиционно с коммуникаций и общего благоустройства. Но затем стали вовлекать общественность к решению многих вопросов, проводить здесь культурные мероприятия. В этом районе оставалось очень много одиноких пожилых людей, которым не к кому было обратиться за помощью. И здесь внедрили для них систему связи между соседями. Открыли центры помощи людям, страдающим алкоголизмом, побороли преступность…

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-6

Сегодня Дольнэ Място – один из престижных районов Гданьска. Здесь резко подорожала недвижимость, сюда стали возвращаться те, кто раньше уехал.

Мы отправились в Дольэ Място, чтобы своими глазами посмотреть, что там есть сейчас, и расспросить местных жителей, что они думают про ревитализацию.

Как ревитализация могла бы сработать в Мариуполе

Анонсируя этот материал, мы опрометчиво пообещали показать, как работает ревитализация, на примере Верхних Аджахов. Побродив по этой местности с фотоаппаратом, мы отчетливо поняли, что модернизировать район, который находится в паре километров от заводских труб, да еще и на склоне оврага, бессмысленно.

Самое правильное что могли бы сделать городские власти с Верхними Аджахами, это расселить людей, весь этот шанхай снести, а на склонах высадить лесополосу.

Другое дело – улица Торговая в Мариуполе. Одна из старейших в городе. Находится в самом центре Мариуполя, пересекая центральный проспект города – пр. Мира, начинаясь от тупика в районе Верхних Аджахов.

В 19 веке мариупольская Торговая была центром коммерческой жизни. Здесь покупали дома самые богатые купцы. Некоторые – по нескольку домов. Здесь, к слову, приобрел свой городской дом и митрополит Игнатий.

По Торговой можно было бродить часами – как сейчас мы гуляем по торговым центрам вроде «Порт Сити». Здесь были и харчевни, ресторации, и множество торговых лавок с самыми разнообразными товарами, гостиница. Жить здесь было престижно.

Сейчас эта улица находится в ужасающем состоянии. Часть старинных купеческих домов 19 – начала 20 века полуразрушены. Тротуары разбиты.

Жилые дома по ул. Торговой стоят дешево – никто не хочет здесь жить. А бизнес развивает в основном складские помещения и не содержит в порядке прилегающую к нему территорию.

А ведь все здесь могло бы быть по-другому. Улицу Торговую можно было бы превратить в визитную карточку города. Представьте – воссоздаем купеческий район. Реставрирует старинные здания и въездные арки, сносим уродливые заборы.

Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-20
Ревитализация по-гданьски: что можно сделать с Верхними Аджахами, и какой могла бы стать ул. Торговая в Мариуполе, фото-21

Разбиваем сквер на пустыре за остановочным павильоном с креативной площадкой для проведения событий. Меняем коммуникации. Спиливаем старые тополя и высаживаем декоративные липы, например, цветники вдоль проезжей части дороги, парковочные карманы. Пешеходную часть мостим плиткой, имитирующей брусчатку. Можно было бы вместе с внешним видом вернуть Торговой и ее исконное предназначение – торговать. Улица могла бы стать самым современным торговым центром, только размещенным не в металлической коробке, а в одноэтажных купеческих домах. Предложить выгодные условия для местных предпринимателей и открыть здесь лавки местных сыроваров, которых становится все больше в городе, рыбные, медовые, художественные лавки. Привлечь известные торговые марки. Организовать несколько интересных событий, чтобы открыть для горожан возможности обновленной улицы.

Может быть, ревитализация возможна и у нас?

Матеріали публікуються в рамках проекту«Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримкиАгентства США з міжнародного розвитку (USAID)таМіністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора(ів).

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...